Развитие речи младших школьников на уроках естествознания через художественную литературу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Работа начинается с отработки чистого произношения звуков, на уроках используется комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке и детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в слове, подбирать слова на определенные звуки. В данной курсовой работе будет рассмотрен вопрос развитие речи на уроках естествознания. Объектом исследования является учебная деятельность учащихся на уроках естествознания. Предметом исследования – возможности использования художественной литературы на уроках естествознания. По существу, все виды работы при изучении природоведения включают в себя возможности развития детей: мышления, памяти, воображения, интереса, а так же развитие речи.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1: Методика естествознания и развитие речи 6
1.1 Историческая справка о развитии методики естествознания 6
1.2 Устное слово в системе методов обучения естествознанию 9
1.3 Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения 14
Глава 2: Работа по развитию речи на уроках естествознания 19
2.1 Анализ программы Плешакова 19
2.2 Работа по развитию речи младших школьников на уроках природоведения. 21
2.3 Работа с книгой и с учебником в частности 22
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение 31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)


ГОУ СПО ************ педагогическое училище

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи младших  школьников на уроках естествознания через художественную литературу

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По методике преподавания

естествознания в начальных  классов

**************************

Специальность: ***

Преподавание  в начальных классах

группа ***

отделение: очное        

руководитель:

преподаватель *****                                                                                      

*****

 

 

 

Защита состоялась:

Отметка:

 

 

 

 

 

 

2007

Содержание:

 

Введение                                                                                                             3

Глава 1: Методика естествознания и развитие речи                                      6

               1.1 Историческая справка о развитии методики естествознания   6

               1.2 Устное слово в системе методов  обучения естествознанию    9

                1.3 Интегрированное применение литературного  материала на уроках  природоведения                                                                                       14

Глава 2: Работа по развитию речи на уроках естествознания                     19

              2.1 Анализ программы    Плешакова                                               19

                2.2 Работа по развитию речи младших школьников на уроках природоведения.                                                                                                   21

                   2.3 Работа с книгой и с учебником в частности                             22

Заключение                                                                                                      29

Список литературы                                                                                         30

Приложение                                                                                                     31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы часто  задают вопрос: каким быть человеку XXI века, который сейчас сидит за партой? Что тревожит в нем сегодня? Каким бы хотелось увидеть детей через 2 десятилетия? Всматриваясь в лица своих учеников, мучительно ища ответы на непростые вопросы: как изжить пассивность на уроках? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась на встречу тебе душа? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? как повлиять на ученика усилиями его самого? Как воспитать с таким уровнем багажа знаний, совести, чтобы не стыдно было перед родителями, коллегами, наконец, перед обществом? Как это сделать, какими средствами, методами? На каких примерах, книгах, учебниках увлечь детей в мир знаний, детей, только-только перешагнувших порог школы?

Современная школа должна подготовить  человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого - культура общения.

Овладение языком, речью  – необходимое условие формирования социально активной личности.

Речь – очень широкая  сфера деятельности человека. [3]

Научиться хорошо и правильно  выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие речи.

Без сомнения, основной базой  для достижения этой задачи служат уроки чтения и русского языка. Большая часть времени для активной речевой деятельности учащихся на уроках риторики. Здесь дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать. Развитие речи детей происходит на уроках естествознания, математики, музыки, рисования и т.д. Описывая какое-либо животное, его образ жизни, ученик должен употребить такие слова, которые сделали бы его характеристику яркой, понятной и точной. Очень важно привлекать всех учеников к анализу полученного ответа, чтобы они дополняли уточняли, поправляли друг друга. А это требует большого внимания к слову – своему и товарищей. [8]

Выразительное чтение –  неотъемлемая часть любого урока. Оно  оказывает огромное влияние на общее  развитие учащихся. Придается большое  значение развитию выразительного чтения, так как оно способствует развитию художественных способностей, содействует умственному, нравственному и эстетическому развитию учащихся. [7]

Звуковая сторона, принадлежность устной речи, является не только обязательной формой ее материального существования, но и одним из важных факторов ее выразительности. От звукового оформления зависит эмоциональность речи, ее способность оказывать определенное воздействие на слушателей. Поэтому в работу над развитием устной речи школьников в качестве обязательного элемента включается работа над звуковой ее стороной.

Было бы ошибочно считать, что работа над звуковой стороной служит только развитию устной речи учащимися. От уровня развития произносительно-слуховой культуры детей (четкость дикции, умение определять место ударения в слове) зависит их орфографическая грамотность. С работой над звуковой стороной речи тесно связано и формирование пунктуационного навыка.

Работа начинается с  отработки чистого произношения звуков, на уроках используется комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке и детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в слове, подбирать слова на определенные звуки.

В данной курсовой работе будет рассмотрен вопрос развитие речи на уроках естествознания.

Объектом исследования является учебная деятельность учащихся на уроках естествознания.

Предметом исследования – возможности использования  художественной литературы на уроках естествознания.

 По существу, все  виды работы при изучении природоведения включают в себя возможности развития детей: мышления, памяти, воображения, интереса, а так же развитие речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Методика естествознания и развитие речи

 
1.1. Историческая справка о развитии  методики естествознания

 
   Останавливаясь на истории развития обучения естествознанию в школе, условно можно выделить три периода. 
Первый период с 60-70-х годов XIX в. до Великой Октябрьской социалистической революции, когда возникли и по существу создались начальные курсы естествознания. В это время работали передовые педагоги К. Д- Ушинский, А. Я. Герд, В. П. Вахтеров и др. 
Второй период с 1917 г. и до начала 30-х годов - этап, который характеризуется поисками в области методики преподавания естествознания в начальных классах школы и ломкой традиций старой школы. 
   Третий период начался после постановлений ЦК ВКП(б) и Советского правительства о школе в 1931, 1932, 1934 гг. Постановления осудили "теорию отмирания" школы, определили содержание обучения, организационные формы (урок) и методы преподавания в начальной школе. 
   Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) - крупнейший методист и педагог в области начального обучения. К. Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знании и считал, что обучение дает детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. Взгляды К. Д. Ушинского на изучение географии и естествознания в начальных классах раскрыты им в книгах "Родное слово" и "Детский мир", предназначенные для чтения младшим школьникам, а также в "Родном слове" - книге для учащих и в предисловии к учебнику "Детский мир". 
Сведения по естествознанию, К. Д. Ушинский группировал так, чтобы учащиеся систематически уясняли единство строения животного и растительного мира, единство состава органической и неорганической природы и т. д.  
   К. Д. Ушинский считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога. 
   Наглядность понималась К. Д. Ушинским не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на уроках карт, картин, глобусов, теллуриев, коллекций, макетов и других пособий, помогающих учащимся создать в их сознании определенный образ предмета или явления. 
   Герд Александр Яковлевич (1841-1888) - основоположник передовой русской методики преподавания естествознания в школах России. Он боролся за возможность правильного обучения детей в начальных классах основам естественных наук, был последователем Ч. Дарвина, переводчиком его трудов и одним из первых в России воплотил в учебнике зоологии идеи дарвинизма. 
   В своих методических высказываниях А. Я. Герд отстаивал передовые методы и приемы обучения: самостоятельные наблюдения учащихся в природе, экскурсии детей в природу, проведение лабораторных работ, предметных уроков. До настоящего времени огромное методическое значение имеет разработанная А. Я. Гер-дом система изучения природы в начальных классах. 
   В методическом пособии "Предметные уроки в начальной школе" (1883)

А. Я. Герд объяснял учителям, как следует работать по изучению природы в начальных классах, и обосновывал, почему необходимо сначала изучать природу неживую, а потом живую. Он писал, что целью предметных уроков, помимо развития учеников, является сообщение им правильного и цельного представления об окружающем мире, о Земле и о тех живых существах, которые обитают на Земле. В "Предметных уроках" А. Я. Герд дает образцы этих уроков с показом того, какими пособиями следует пользоваться, какие опыты и каким образом проделывать учащимся, к каким выводам они должны прийти. 
   В журнале "Учитель" на протяжении ряда лет публиковались статьи А. Я. Герда, в которых ярко проявлялась его последовательная борьба с консерватизмом и идеализмом в преподавании естествознания в школе. 
Вахтеров Василий Порфирьевич (1853-1924) - педагог-методист начальной школы. 
   В своих методических взглядах он продолжал и развивал теоретические основы школьного образования К. Д. Ушинского и А. Я. Герда. Вахтеров В. П. критиковал словесное обучение естественным наукам и требовал, чтобы учителя при изучении с детьми природы опирались на наблюдения, опыты, демонстрацию предметов природы. 
   Особый интерес представляют его книги для чтения "Мир в рассказах для детей". Они были построены на осуществлении принципа наглядности и содержали не только статьи для объяснительного чтения, но и богатейший материал по естествознанию. В своем основном труде "Предметный метод обучения" он раскрывает требования к проведению наглядного обучения. 
   Севрук Людовиг Степанович (1867-1918) - методист по естествознанию. Основными методами работы на уроке он считал беседу и рассказ учителя, тесно связанные с наглядностью. 
   Ягодовский Константин Павлович (1877-1943) - автор большого количества работ по методике преподавания естествознания в начальной школе. В работах К. П. Ягодовского впервые ярко и убедительно была раскрыта психологическая потребность детей младшего школьного возраста в изучении природы. 
   Перроте Александра Александровна (1880-1963) - методист по естествознанию в начальных классах. Она проводила большую работу с учителями, практически обучая их работе по естествознанию, вела систематические семинары в институте усовершенствования учителей, выступала на курсах и в печати с работами по методике естествознания. Большое значение она придавала наглядным пособиям по естествознанию. Ею созданы коллекции "Известняки", "Соль", "Торф" и методические рекомендации к ним. 
    Павлович Сергеи Андронникович (1884-1976) - известный методист-биолог, много внимания уделявший преподаванию естествознания в начальной школе и оснащению уроков необходимыми наглядными пособиями. Во многих его статьях и книгах освещался вопрос правильного оснащения уроков естествознания и природоведения учебными пособиями, а также были даны описания изготовления этих пособий самими учащимися. 
   Валерьянова Екатерина Александровна (1885-1970) - методист по естествознанию в начальных классах. Много сил и времени она уделяла работе с учителями, подчеркивая большую роль и значение принципа наглядности при обучении естествознанию. Ею созданы "Дневники наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека" для учеников I, II, III, IV классов. 
   Е. А. Валерьянова создала ряд наглядных пособий и методических руководств к ним, в том числе диафильмов, диапозитивных серий, была консультантом учебных кинофильмов, автором ряда печатных работ в помощь учителю начальных классов. 
   Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970), выдающийся советский педагог. Он создавал детям условия, при которых расцветали их фантазия, мечта, чувства. Василий Александрович знал духовный мир детей, всячески содействовал их умственному развитию, пробуждению у них интереса к знаниям. [9]

 

1.2 Устное слово  в системе методов обучения  естествознанию

 

Методы обучения, выделенные по источникам знаний, в процессе овладения  учебным содержанием, взаимно дополняют  друг друга и взаимодействуют  между собой, образуя систему.

Словесные методы (рассказ, беседа, монолог) не могут быть поставлены в один ряд с методами, выделенными  по источникам природоведческих знаний. Они занимают центрального положение  в системе других методов и  необходимы при использовании всех источников знаний. Используя словесные в сочетании с прочими методами обучения, можно научить школьников переводить конкретные образы в вербальное знание, а затем и в другие специфические знаковые системы отражения природоведческих знаний - схемы, модели, планы местности и т.д. Таков путь учебного познания - от образа к осмыслению и словесной интерпретации увиденного и к его практическому отражению в виде модели.

Вместе с тем словесные  методы имеют и самостоятельное  значение. В практике обучения естествознанию широко применяется рассказ.

Рассказ - это живое  и образное изложение какого-либо вопроса учителем, посвященное преимущественно  сообщению Фактического материала  или описанию какого-либо приписанного объекта или явления.

Роль рассказа в обучении естествознанию определяет характер предмета. При помощи рассказа учащиеся знакомятся с множеством явлений и объектов, которые они не могут непосредственно наблюдать. В этих условиях красочный рассказ учителя становится важнейшим источником фактических знаний для учащихся и средством формирования у них образов. Рассказ особенно часто применяют в тех случаях, когда материал еще мало знаком учащимся и для организации беседы у них нет достаточных знаний и представлений.

Образовательное и воспитательное значение рассказа зависти прежде всего от правильного подбора фактов. Это имеет особенно большое значение для тех рассказов, которые посвящены главным образом сообщению учащимся фактических знаний. Важно чтобы в рассказе содержалось последовательное и систематическое изложение фактов, чтобы материал излагался на уровне новейших достижений науки, в частности с внесением данных, которые еще не вошел в учебник. Красочный рассказ учителя развивает воображение и эстетические чувства учащихся.

На уроках обычно используют рассказы двух типов. К первому типу из них относятся рассказы, главная дидактическая цель которых заключается в изложении системы фактических знаний по изучаемому вопросу. К числу их принадлежат, например, рассказы о путешествиях, быте, культуре населения.

Информация о работе Развитие речи младших школьников на уроках естествознания через художественную литературу