Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:31, курсовая работа
Работа начинается с отработки чистого произношения звуков, на уроках используется комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке и детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в слове, подбирать слова на определенные звуки. В данной курсовой работе будет рассмотрен вопрос развитие речи на уроках естествознания. Объектом исследования является учебная деятельность учащихся на уроках естествознания. Предметом исследования – возможности использования художественной литературы на уроках естествознания. По существу, все виды работы при изучении природоведения включают в себя возможности развития детей: мышления, памяти, воображения, интереса, а так же развитие речи.
Введение 3
Глава 1: Методика естествознания и развитие речи 6
1.1 Историческая справка о развитии методики естествознания 6
1.2 Устное слово в системе методов обучения естествознанию 9
1.3 Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения 14
Глава 2: Работа по развитию речи на уроках естествознания 19
2.1 Анализ программы Плешакова 19
2.2 Работа по развитию речи младших школьников на уроках природоведения. 21
2.3 Работа с книгой и с учебником в частности 22
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение 31
3.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя._ 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 176с. – (Б-ка учителя начальных классов). – 3 – 14 с.
4.Майорова М.Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения. // Начальная школа. - №12. –1999. 60 – 61с.
5.Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. М:. Издательский центр «Академия», 2000. – 176с.
6.Сонова Г.В. Обобщающий урок по природоведению.// Начальная школа. №4. – 2000.- 69 – 74с.
7.Школьницкая К.Н. Методика работы с научно – художественной литературой на уроках природоведения. // Начальная школа. - №4. – 2004. – 65 – 69 с.
8.Шульлындина С.С. На уроках ознакомления с окружающим миром. // Начальная школа. - №7. – 2000. – 94 – 98с.
9.www.rafbank.ru
10.www.faza.ru
11.www.milonie.com
Приложение 1
Наглядным образцом интегрированного урока русского языка и природоведения можно предложить урок, приведённый учителем 4 класса (1-4) школы-гимназии № 41 г. Люберцы Московской области Н. В. Грищенко.
Нередко учителя интегрируют три учебных предмета. В нашем случае к предметам русский язык и природоведение добавляется ещё один - изобразительное искусство. Хочется познакомить с фрагментом такого урока, проведенного во время педагогической практики.
Тема: Весна на картине
П. Кончаловского "Сирень".
Урок строился в такой последовательности:
I. "Перед вами репродукция картины П.
Кончаловского "Сирень", - обращается
учитель к детям, - не правда ли, на вас
сразу пахнуло весной? Рассмотрите внимательно
картину. Обратите внимание на обилие
цветов, изображенных художником. Сумел
ли он показать, что сирень свежая? Как
будто её только что
срезали и принесли в комнату?
Какого цвета эта пышная, великолепная сирень? Посмотрите, тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, ere огромную любовь к ней? В природе, а точнее в сирени он видит прекраснее, он видит жизнь!"
2. Далее по опорным
словам, записанным на доске (богатый,
щедрый, обильный, пышная, благоухает, сиреневый воздух, лиловые, синие,
оранжевые, лиловые гроздья), дети пишут
свои рассказы или мини-сочинения по картине
"Сирень".
3. Знакомство детей с легендой
о появлении сирени: "Вес-
на, смешав лучи солнца и радуги, стала
бросать их на землю. И
там, куда падали лучи, распускались цветы
- жёлтые, оранжевые,
красные, белые, синие. Весна шла с юга
на север, щедро рассыпая свои лучи. Когда
же она достигла севера, у неё остались
одни только лиловые. Из них-то и выросли
кусты сирени".
Есть ещё сирень из Персии. Четыреста лет назад сирень
привезли в Вену, а оттуда она стала распространяться
по всей
Европе".
Далее можно предложить детям выполнить упражнения по русскому языку по этому тексту.
Приложение 2
Урок по курсу "Окружающий мир"
1-й класс
Тема. "Процесс. Циклические процессы".
Задачи детей.
• Чтение схем процессов;
• определение хода процесса по изображениям его разных стадий (работа с разрезными картинками);
• составление схем процессов.
Задачи учителя.
• Организовать анализ схем разных процессов (на материале процессов, происходящих в природе весной);
• организовать работу с разрезными картинками на доске и обсуждение хода процессов (открытие циклических процессов);
• организовать поиск свойств семени одуванчика и куриного яйца (постановку вопроса о распространении семян – работа с картой вопросов и ответов);
• организовать индивидуальную работу детей с учебником-тетрадью.
Оборудование. Картинки с изображением разных стадий развития птицы (курицы), разных стадий роста растения (одуванчика); яичная скорлупа, семена одуванчика; учебники-тетради, клей.
ХОД УРОКА
Недавно в классе отмечали Масленицу. Поэтому урок начинается с обсуждения этого праздника.
Учитель. Целую неделю в марте на Руси празднуют великий праздник...
Дети. Этот праздник – Масленица.
У. А что пекут на Масленицу?
Д. На Масленицу принято печь блины.
У. А почему блины?
Д. Потому что блин – это олицетворение солнца.
Учитель читает загадку.
У. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.
Д. Это солнышко.
У. (Записывает на доске схему процесса.) Что я показала на схеме?
Д. Солнце зимой почти не грело, весной солнышко начинает набирать свою силу. Солнце начинает греть сильнее.
У. Какие еще процессы происходят в природе весной?
На доске:
Д. Снег весной под воздействием солнечных лучей начинает таять, превращается в воду, а вода испаряется и превращается в пар.
На доске:
Д. На деревьях весной набухают почки и распускаются листочки.
Учитель напоминает детям, что сейчас идет только первый месяц весны – март.
У. Скоро растает весь снег, появится первая молодая трава...
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
Что это?
Д. Это одуванчик.
Учитель прикрепляет к доске картинки, изображающие разные стадии развития одуванчика. На них изображены: молодой росточек, одуванчик, собирающийся цвести; цветущий одуванчик; одуванчик с белой головкой; семя одуванчика – парашютик. Последовательность картинок перепутана. Учитель просит восстановить нужную последовательность.
Дети выходят к доске и пытаются выстроить картинки в правильной последовательности. При этом возникает два мнения. Одни объясняют, что сначала появляются несколько молоденьких листочков одуванчика, затем листочки растут, их становится все больше, затем на стебельке появляется бутон, по мере созревания бутон превращается в цветок, потом цветок созревает и получаются семена. Затем семена раздует ветер.
Другие дети говорят, что начинать нужно с рисунка с изображением семени одуванчика, потому что это начало жизни одуванчика.
У. А нельзя ли это как-то показать на одной схеме?
Д. Можно вот так поставить!
Ученики обнаруживают, что если расположить картинки по кругу и соединить изображения стрелками, то на схеме будут отображены оба мнения.
У. Как вы назовете такой процесс?
Д. Повторяющийся. Круговой.
У. Верно. Можно назвать и так. Еще можно назвать его "циклическим". Давайте найдем другие примеры циклических процессов.
У. На поляне зазеленела травка и после долгой зимы вышли на поляну…
Не хочу один жевать я!
Пусть скорей приходят братья!
– Где ж они? – Под старой липой!
– Как зовут их? – Цыпа-цыпа!
Д. На поляну вышли цыплята.
Учитель вывешивает на доску картинки, изображающие стадии развития курицы. Картинки в беспорядке разбросаны по пространству доски. Дети располагают картинки по круговой схеме, комментируя свои действия.
Учитель предлагает детям рассмотреть семя одуванчика и яичную скорлупу, и описать, какие они.
Ученики поворачиваются друг к другу (в четверках). Учитель раздает в каждую группу семя одуванчика и яичную скорлупу. Дети трогают, нюхают, рассматривают и обсуждают в группах замеченное ими. Затем учитель просит назвать свойства яичной скорлупы. От каждой группы называют одно свойство.
Д. Она твердая, хрупкая, белая, на ней пупырышки, под ней есть мягкая пленочка.
Учитель записывает то, что говорят дети символами на доске.
У. Теперь, пожалуйста, про семя одуванчика.
Д. У него есть парашютик, белые ниточки, а внизу толще, это и есть семечко, оно подвешено на тонкой нити, оно твердое, парашют не летит, потому что он засушенный.
У. Как вы думаете, зачем яйцу нужна такая оболочка? Почему у него нет парашютика? Зачем у семени одуванчика парашют?
Д. Парашют нужен, чтобы улететь. А яйцу не надо улетать, курица его должна высидеть. Поэтому у яйца твердая скорлупа. Иначе его курица раздавит.
Учитель говорит, что он все-таки не понимает, зачем семени одуванчика понадобилось куда-то лететь. Дети высказывают свои соображения, которые учитель предлагает отметить на Карте вопросов и ответов и вернуться к ним позднее (по программе тема "Распространение семян" планируется в конце 1-го класса).
Далее дети работают самостоятельно в учебниках-тетрадях на с.51 (часть 2). Из разрезного альбома вырезают картинки с разными стадиями развития курицы и составляют из них схему процесса.
Увидев в тетради линейную заготовку для схемы, дети спрашивают, какая картинка должна быть первой. Учитель разрешает начать с любой стадии, главное – наклеить их в правильной последовательности.
Домашнее задание.
1) Придумать,
как можно записать
2) Исследовать свойства куриной скорлупы (узнать, пропускает ли она воду и воздух).
Светлана СМИРНОВА
учитель школы № 9, г. Казань
Урок по курсу "Естествознание"
4-й класс
Тема. "Механизм затмения. Сравнение солнечного и лунного затмения".
Оборудование. Мячи, пластилиновые шарики, фонарики; учебники-тетради.
Задачи детей.
• Развернутое моделирование солнечного и лунного затмений;
• обсуждение механизма затмения.
Задачи учителя.
• На материале домашнего задания организовать обсуждение механизма затмений, сравнение солнечного и лунного затмения;
• на материале анализа и сопоставления схем, объясняющих полнолуние и лунное затмение, организовать развернутое моделирование этих явлений (использование разных модельных средств).
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Ребята на схемах, данных на Т 21, показывали дома тени, отбрасываемые небесными телами.
У. С домашним заданием справились? Кому было трудно?
Дети рук не подняли, из чего учитель заключил, что, видимо, затруднений не было.
У. Что сейчас будем делать?
Д. Мы сейчас будем сверять домашнее задание.
У. Как будем сверять?
Д. Мы будем сверять домашнее задание в парах.
Дети смотрят, как выполнено домашнее задание соседом по парте.
У. Совпало ли ваше мнение и мнение соседа?
У кого мнения совпали, поднимают руки домиком.
При проверке домашнего задания у некоторых детей возникли вопросы, которые в паре они решить не смогли и попросили помощи у класса. Другие ребята предложили им нарисовать схемы, с которыми они не справились дома, на доске. Ученики нарисовали.
Д. Затмения изображены на 2- и 4-й схемах.
У. Как вы определили?
Д. На этих схемах небесные тела выстроены в одну линию (дорисовывают линии на схемах).
У. В чем различие этих затмений?
Д. На одной схеме Луна закрывает Солнце от Земли.
У. Покажи на схеме.
Ученик рисует тень, отбрасываемую Луной на Землю, – линии, соединяющие Луну и Землю.
Д. На другой схеме тень Земли закрывает Луну (рисует полоску тени, которую отбрасывает Земля).
У. Скажите, чем отличается затмение звезды и затмение планеты?
Д. При затмении звезды ее закрывает небесное тело. При затмении планеты – она попадает в тень небесного тела.
У. Подпишите под схемами вид затмения.
Дети подписывают схемы в тетради на Т 21.
II. Постановка новой задачи
У. Теперь вы все сможете распознать схему, на которой изображено затмение?
Дети показывают знаки согласия. Учитель предлагает две схемы. На одной схеме изображено положение Луны, Солнца и Земли в момент затмения Луны, на другой – положение Луны, Солнца и Земли во время полнолуния.
У. Одна схема вам знакома, она показывает ситуацию полнолуния. Напомните, что такое полнолуние?
Д. Во время полнолуния Луна видна нам как целый круг.
У. Вы видите, что на обеих схемах Луна, Земля и Солнце расположены на одной линии. Как такое может быть? Это вопрос, на который вам предлагается ответить. Покажите, как вы будете работать.
Некоторые ученики берутся за руки, показывая, что хотят работать парами. Желающие работать в группе – образуют цепь из сомкнутых рук. Желающие работать индивидуально подняли правую руку.