Развитие связной речи детей на основе ознакомления с пейзажными картинами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 06:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стал поиск наиболее эффективных средств и методов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.задачи:
1. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи дошкольников;
2.Выявление роли пейзажных картин в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3.Проведение психолого-педагогического эксперимента в условиях дошкольного образовательного учреждения;
4.Анализ полученных результатов эксперимента и формулирование выводов по выдвинутой гипотезе.

Содержание работы

Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.1. Связная речь как основа речевого развития детей................................... 8
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.................13
1.3. Пейзажная живопись как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.................................................................................18
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования.
2.1. Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы...........................................................................................................28
2.2. Определение критериев и выявление уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы.................................................29
2.3. Повышение уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи............................................35
2.4. Результаты опытно экспериментальной работы........................................4
Заключение ...........................................................................................................47
Библиография........................................................................................................50

Файлы: 1 файл

курсовая Гущеватая.docx

— 210.79 Кб (Скачать файл)

 

ПЛАН:

 

Введение ................................................................................................................. 3

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у  детей дошкольного возраста

    1. Связная речь как основа речевого развития детей................................... 8
    2. Особенности развития связной речи в  дошкольном детстве.................13
    3. Пейзажная живопись как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.................................................................................18

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  часть исследования.

2.1.     Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы...........................................................................................................28

2.2. Определение критериев и выявление уровней  развития связной речи детей подготовительной к школе группы.................................................29

2.3. Повышение уровней  развития связной речи детей  старшего дошкольного возраста  посредством пейзажной живописи............................................35

2.4. Результаты опытно экспериментальной работы........................................40

 

 

Заключение ...........................................................................................................47

Библиография........................................................................................................50

Приложения...........................................................................................................53

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных социально-экономических  условиях развития общества проблема формирования творческой, всесторонне-развитой и культурной  личности  становится всё более актуальной. И начинать это развитие необходимо в дошкольном возрасте, когда идёт процесс становления  речевой деятельности, когда речь ребёнка выступает потенциальной  связью с языком. Именно эти связи  «бытия – языка – индивидуальной жизни – речевой практики –  мысли – креативности» являются важнейшими для гуманистической  модели современного образования. Поэтапно овладевая речью во всех её жизненных  функциях, человек реализует себя в мире в целом. Через речь индивид  приходит к самовыражению. 

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной  речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная  речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень  речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие  успешной подготовки к обучению в  школе. Психологическая природа  связной речи, ее механизмы и особенности  развития у детей раскрываются в  трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи  отмечают сложную организацию связной  речи и указывают на необходимость  специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах  М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и  методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались  А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам  развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности  речи посредством  произведений искусства.

Искусство -  одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому  надо научить детей понимать и  любить произведения живописи, литературы, научить понимать, что чрезвычайно  важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает  образ. В литературе – это выразительные  средства языка, в изобразительном  искусстве – линии и краски, в музыке – звуки.

Каждый вид искусства  уникален, но главным, объединяющим все виды является художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста. Чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Эти проявления следует поощрять и находить такие стимулы, которые побуждали бы детей «сочинять».

Психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.А. Ветлугиной  показали, что при целенаправленном обучении дошкольникам доступно понимание  произведений изобразительного искусства, их содержание и средства выразительности. Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. В процессе приобщения к искусству ребенок учится самостоятельно воспринимать и осмысливать художественный образ произведения, эмоционально переживать его, находить изобразительно-выразительные средства для воплощения собственного видения этого образа в разных видах художественной деятельности. При восприятии художественного образа произведений живописи (пейзаж, натюрморт, портрет или жанровая картина) происходит его осмысление, осознание. После этого ребенок может передать свои впечатления в высказывании, которые могут передаваться в разных формах - описании, повествовании, рассуждении, - т. е. развивается связная речи и словесное творчество ребенка. Но, не овладев связной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.

Реалии дошкольного образования  определяются многообразием вариативных программ. Вместе с тем, практическим работникам подчас непросто разобраться в их многообразии, осмыслить их содержание и познакомиться с методическим обеспечением. Отличается  недостаточное знание педагогами закономерностей и критериев развития связной речи дошкольников, что мешает им проектировать и реализовывать педагогические воздействия в наиболее благоприятные периоды, определять на каждом возрастном этапе приоритетные направления в работе, использовать отдельные парциальные программы или применять развивающие методики при реализации комплексных программ.

Немаловажным определяющим фактором проблематизации высококачественного обучения детей связной речи, является недостаточное обеспечение дошкольных учреждений необходимыми методическими материалами, пособиями, репродукциями произведений изобразительного искусства.

Анализ психолого-педагогической литературы и современное состояние  образовательной практики позволили  выявить  противоречия:

     -между актуальностью  проблемы формирования связной  речи  средствами изобразительного  искусства и недостаточной разработанностью  её теоретических основ;

     -между значительной  ролью произведений искусства  для формирования связной речи у детей и недостаточной разработанностью в науке путей реализации их педагогического потенциала;

     -между большими  возможностями воспитательных и  образовательных детских учреждений  и реальным состоянием практики  организации процесса формирования  развития связной речи дошкольников  средствами изобразительного искусства.

Актуальность и выявленные противоречия способствовали к определению  темы исследования: «Развитие связной речи детей на основе ознакомления с пейзажными картинами».

Объект исследования: Процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Использование пейзажных картин в развитии связной речи детей старшего дошкольного  возраста.

Целью работы стал поиск наиболее эффективных средств и методов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.

На основе всего выше сказанного, нами была выдвинута гипотеза о том, что использование пейзажных картин будет способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из гипотезы, были выделены следующие задачи:

    1. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи дошкольников;
    2. Выявление роли пейзажных картин в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста;
    3. Проведение психолого-педагогического эксперимента в условиях дошкольного образовательного учреждения;
    4. Анализ полученных результатов эксперимента и формулирование выводов по выдвинутой гипотезе.

Методологическую основу исследования составляют: теория речевой деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, современная концепция речевого развития детей С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина; основные положения психологии восприятия детьми произведений искусства (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.Н. Никифорова, Б.М. Теплов).

В исследовании применялись следующие методы:

1. Теоретико-методологические: анализ психолого-педагогической, методической  и научной литературы по теме  исследования;

2. Эмпирические: диагностика,  беседы, наблюдения, сочинение рассказов, рассматривание картин;

3. Психолого-педагогический  эксперимент;

4. Анализ полученных  данных: количественный и качественный  анализ, интерпретация полученных  данных, формирование выводов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста

 

    1. Связная речь как основа речевого развития детей.

"... Не только интеллектуальное  развитие ребенка, но и формирование  его характера, эмоций у личности  в целом, находится в непосредственной  зависимости от речи" (Л. С.  Выгодский) [10, с. 23]. Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

- воспитание звуковой  речи;

- закрепление, обогащение  и активизация словаря;

- развитие и совершенствование  грамматического строя речи.  

Понятие грамматического  строя речи включает в себя знание грамматики и словообразованию. Грамматика - раздел науки о языке содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений. Он включает в себя две части - морфологию и синтаксис. Если синтаксис изучает словосочетания и предложения, то морфология - грамматическое учение о слове. Сюда входит учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматического значения, а также учение о частях речи и присущих им способов словообразования.[3, c.157]. Своеобразное освоение грамматического строя языка важное условие полноценного речевого развития ребенка. Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Ученые характеризуют формирование синтаксического компонента языковой способности, как спонтанный процесс при взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Речь взрослого для ребенка - основной источник освоения грамматического строя языка.

Формирование речи, а именно монологической и диалогической  зависит от того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. Если ребенок делает ошибки в словообразовании, воспитатель  должен фиксировать свое внимание на них, чтобы позднее исправлять их в подходящей обстановке. Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи[7, с. 36]:

1) Речь - это наиболее совершенное  емкое, точное и быстродействующее  средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная  функция;

2) Речь служит орудием  осуществления многих психических  функций, поднимая их до уровня  ясного осознания и открывая  возможности произвольно регулировать  и контролировать психические  процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная  функция речи;

3) Речь представляет отдельному  человеку канал связи для получения  информации из общечеловеческого  социально-исторического опыта.  В этом состоит общечеловеческая  функция речи.

Функции речи отражают ступени  реального процесса развития речи в  онтогенезе. Речь возникает первоначально  как средство общения в своей  межиндивидуальной функции и  сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный  опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько  позже межиндивидуальной: диалогическая  речь предшествует монологической. Общечеловеческая функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется  у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой  перестройки психических процессов, орудием мышления. К концу дошкольного  возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение ("она", "он"), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: "она (девочка) пошла", "она (корова) забодала", "он (волк) напал", "он (шар) покатился" и т.д.[18, c.52] Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во "внутреннем монологе", при котором происходит как бы разговор с самим собой. З.М. Истомина считает, что ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается. Это выражается, с одной стороны, в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты экспрессивности. По данным А.М. Леушиной, по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается  в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых. Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

Информация о работе Развитие связной речи детей на основе ознакомления с пейзажными картинами