Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 06:11, курсовая работа
Целью работы стал поиск наиболее эффективных средств и методов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.задачи:
1. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи дошкольников;
2.Выявление роли пейзажных картин в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3.Проведение психолого-педагогического эксперимента в условиях дошкольного образовательного учреждения;
4.Анализ полученных результатов эксперимента и формулирование выводов по выдвинутой гипотезе.
Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.1. Связная речь как основа речевого развития детей................................... 8
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.................13
1.3. Пейзажная живопись как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.................................................................................18
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования.
2.1. Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы...........................................................................................................28
2.2. Определение критериев и выявление уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы.................................................29
2.3. Повышение уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи............................................35
2.4. Результаты опытно экспериментальной работы........................................4
Заключение ...........................................................................................................47
Библиография........................................................................................................50
ПЛАН:
Введение ..............................
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования.
2.1. Цели, задачи
и методика опытно-экспериментальной
работы........................
2.2. Определение
критериев и выявление уровней развития
связной речи детей подготовительной
к школе группы........................
2.3. Повышение уровней
развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста
посредством пейзажной
2.4. Результаты опытно экспериментальной
работы........................
Заключение ..............................
Библиография..................
Приложения....................
Введение
В современных социально-
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.
Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи посредством произведений искусства.
Искусство - одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве – линии и краски, в музыке – звуки.
Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все виды является художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста. Чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Эти проявления следует поощрять и находить такие стимулы, которые побуждали бы детей «сочинять».
Психолого-педагогические исследования
Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.А. Ветлугиной
показали, что при целенаправленном
обучении дошкольникам доступно понимание
произведений изобразительного искусства,
их содержание и средства выразительности.
Живопись как вид изобразительного
искусства соответствует
Реалии дошкольного
Немаловажным определяющим фактором проблематизации высококачественного обучения детей связной речи, является недостаточное обеспечение дошкольных учреждений необходимыми методическими материалами, пособиями, репродукциями произведений изобразительного искусства.
Анализ психолого-
-между актуальностью
проблемы формирования связной
речи средствами изобразительного
искусства и недостаточной
-между значительной ролью произведений искусства для формирования связной речи у детей и недостаточной разработанностью в науке путей реализации их педагогического потенциала;
-между большими
возможностями воспитательных
Актуальность и выявленные противоречия способствовали к определению темы исследования: «Развитие связной речи детей на основе ознакомления с пейзажными картинами».
Объект исследования: Процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Использование пейзажных картин в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы стал поиск наиболее эффективных средств и методов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.
На основе всего выше сказанного, нами была выдвинута гипотеза о том, что использование пейзажных картин будет способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из гипотезы, были выделены следующие задачи:
Методологическую основу исследования составляют: теория речевой деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, современная концепция речевого развития детей С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина; основные положения психологии восприятия детьми произведений искусства (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.Н. Никифорова, Б.М. Теплов).
В исследовании применялись следующие методы:
1. Теоретико-методологические:
анализ психолого-
2. Эмпирические: диагностика, беседы, наблюдения, сочинение рассказов, рассматривание картин;
3. Психолого-педагогический эксперимент;
4. Анализ полученных данных: количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формирование выводов.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста
"... Не только интеллектуальное
развитие ребенка, но и
- воспитание звуковой речи;
- закрепление, обогащение и активизация словаря;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи.
Понятие грамматического строя речи включает в себя знание грамматики и словообразованию. Грамматика - раздел науки о языке содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений. Он включает в себя две части - морфологию и синтаксис. Если синтаксис изучает словосочетания и предложения, то морфология - грамматическое учение о слове. Сюда входит учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматического значения, а также учение о частях речи и присущих им способов словообразования.[3, c.157]. Своеобразное освоение грамматического строя языка важное условие полноценного речевого развития ребенка. Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Ученые характеризуют формирование синтаксического компонента языковой способности, как спонтанный процесс при взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Речь взрослого для ребенка - основной источник освоения грамматического строя языка.
Формирование речи, а именно
монологической и диалогической
зависит от того, как ребенок овладевает
словообразованием и
1) Речь - это наиболее совершенное
емкое, точное и
2) Речь служит орудием
осуществления многих
3) Речь представляет отдельному
человеку канал связи для
Функции речи отражают ступени
реального процесса развития речи в
онтогенезе. Речь возникает первоначально
как средство общения в своей
межиндивидуальной функции и
сразу же оказывает внутрииндивидуальный
эффект. Даже первые ранние вербализации
ребенка перестраивают его
В ходе своего развития речь
детей тесно связана с
Информация о работе Развитие связной речи детей на основе ознакомления с пейзажными картинами