Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 06:11, курсовая работа
Целью работы стал поиск наиболее эффективных средств и методов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.задачи:
1. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи дошкольников;
2.Выявление роли пейзажных картин в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3.Проведение психолого-педагогического эксперимента в условиях дошкольного образовательного учреждения;
4.Анализ полученных результатов эксперимента и формулирование выводов по выдвинутой гипотезе.
Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.1. Связная речь как основа речевого развития детей................................... 8
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.................13
1.3. Пейзажная живопись как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.................................................................................18
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования.
2.1. Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы...........................................................................................................28
2.2. Определение критериев и выявление уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы.................................................29
2.3. Повышение уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи............................................35
2.4. Результаты опытно экспериментальной работы........................................4
Заключение ...........................................................................................................47
Библиография........................................................................................................50
Важно мотивировать
речевую деятельность: показать картину
и рассказать о ней новенькой
девочке, кукле, своей любимой игрушке,
маме. Можно предложить еще раз
внимательно посмотреть на картину,
запомнить ее и дома сделать рисунок.
В свободное время надо рассмотреть
рисунок и предложить ребенку
рассказать о нем. В конце четвертого
года жизни становится возможным
переходить к самостоятельным
Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева (СНОСКА: Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968). Остановимся кратко на особенностях этой методики.
Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.
Рекомендуются картины И. Левитана «Золотая осень»; «Березовая роща» И. Левитана и «Березовая роща» А. Куинджи; «Утро в сосновом бору» И. Шишкина и др.
Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т.д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.
Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.
Одновременное рассматривание
двух картин разных художников на одну
и ту же тему («Березовая роща» И.
Левитана и А. Куинджи) помогает детям
увидеть различные
Важным компонентом для решения поставленной задачи является положительный эмоциональный настрой детей, которому может служить использование поэтических, музыкальных произведений, чтение прозы о временах года и явлениях природы. Именно в таком комплексе использования произведений искусства можно:
- научить детей при
описании картины видеть
- сформировать умение
высказываться на тему
- развить умение создавать
творческий рассказ на тему
картины, выразительный и
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования.
2.1.Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Бендерский Детский сад №47» с детьми подготовительной к школе группы №8 в количестве 20 человек.
Цель: разработать систему занятий по развитию речи, с применением пейзажных картин, с целью выявления их эффективности в развитии связной речи детей дошкольного возраста и экспериментально проверить возможности ее использования.
Задачи:
1. Подобрать
диагностические методики на
выявление уровня развития
2. Определить критерии и выявить уровень развития связной речи у старших дошкольников.
3. Разработать систему занятий, направленных на развитие связной речи, провести экспериментальную проверку системы.
4. Опираясь на результаты исследования, провести анализ работы и сформировать выводы.
Гипотеза: использование пейзажных картин будет способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы:
1. Эмпирические: диагностика, наблюдения;
2. Психолого-педагогический эксперимент;
3. Анализ полученных данных: количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных.
2.2. Определение критериев и выявление уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы
Целью данного этапа является определение критериев и выявление уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
В ходе анализа научно-методической литературы, нами была выявлена диагностическая методика на определение уровней развития связанной речи детей старшего дошкольного возраста, рекомендованные О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Данная методика включает в себя:
Исходя из этого, констатирующий эксперимент был разбит на 3 этапа.
На I этапе, мы определяли умение детей анализировать предложенный литературный текст с позиции связанности. Данная диагностика проводилась в виде заданий и состояла из 3-х частей:
1 часть – задание на
выявление понимания темы и
выделения основных
2 часть – задания на
выявления умения детьми
3 часть – задание на выявление понимания нарушения целостности текста и умения додумывать упущенные части.
Первые две части первого этапа диагностики проводились с каждым ребенком в отдельности, как на занятиях, так и в свободное время. Последний этап диагностики проводился со всеми детьми сразу в форме дидактической игры «Определи и дополни». (Приложение №3)
Исходя из анализа полученных результатов, была составлена сводная таблица (Приложение №2). Благодаря математической обработке полученных данных, мы получили следующее:
45% детей не сразу понимают
тему литературного текста в
четком ее выражении, а скорее
начинают пересказ всего
35% детей отвечают не
по существу темы, а данные
ответы следует отнести к
И лишь 20% детей четко выражают тему литературного текста, что свидетельствует о высоком уровне.
Далее, исходя из сводной таблицы, мы определили, что:
35 % детей при пересказе
сохраняют структуру
15% детей диагностируемой группы не могли справиться с заданием, даже с помощью наводящих вопросов педагога;
Остальные 50% детей задания выполнили, но лишь благодаря дополнительным вопросам.
Исходя из результатов диагностики, на умения определять структурные компоненты литературного текста, мы получили следующие результаты:
Четко видят отсутствие концовки лишь 60% детей, 70% четко видят отсутствие середины текста, и лишь 15% видят отсутствие начала.
Исходя из этого, была составлена следующая гистограмма:
II этап констатирующего эксперимента был направлен на выявление умения детьми составлять рассказ, сочинять сказку.(Приложение №4)
В ходе проведения данной диагностики детям предлагалось придумать сказку или составить рассказ и дать им название. Данное задание выполнялось с каждым ребенком индивидуально и оценивалось по следующим критериям:
Все результаты были занесены в протокол обследования (Приложение №5).
Полученные результаты были математически обработаны и составлена сводная таблица (Приложение №6)
Из показателей видно, что лишь 15% детей диагностируемой группы умеют полно раскрывать тему придуманного рассказа, при этом составляют достаточное количество предложений (9-12), используют различные средства связи: местоимения, лексический повтор, многообразие глаголов.
Особое место в их сочинениях
занимают такие средства выразительности
речи как: эпитеты, сравнения, слова
с уменьшительно-ласкательными
Большей же части детей , а именно 60% справились с заданиями , но имели погрешности в таких компонентах, как объем рассказа (не более 5-7 предложений), ошибки в раскрытии темы( по ходу рассказывания уходили от выдвинутой темы сочинения), не достаточное использование речевых связей (употребляли лишь местоимения и глаголы), количество пауз было превышено (от 3-7), рассказывание лишено интонаций и повышено количество повторов.
Таким образом, для наглядной оценки, была составлена следующая гистограмма:
III этап констатирующего эксперимента заключался в диагностировании умений детей подготовительной к школе группы составлять рассказы по предложенным картинам. (Приложение №7(а)) Данная диагностика состоит из 2 частей: 1часть – составление рассказа по серии сюжетных картин, 2 – часть составление рассказа по пейзажной картине.
Диагностирование детей проводилось с каждым ребенком индивидуально, в свободное от занятий время. Все получены результаты, занесены в протокол обследования и составлена сводная таблица (Приложение №8)
Составление рассказа по серии сюжетных картин:
25% детей справились
с заданием полностью,
65% деток с заданием
справились, но имели недочеты
в использовании средств
Также имелись дети. Которые не справились с заданием, 2 человека, дети растерялись в выборе последовательности сюжетных картинок, тем самым потеряв линию сюжета. Исходя из этой ошибки, дети не смогли раскрыть тему своего сочинения, а следовательно в их рассказывании отсутствовали все компоненты связной речи: средства связи, плавность, выразительность, а также выдержанность структуры рассказа.
2 часть данного
Все результаты были фиксированы в протоколе и занесены в сводную таблицу (Приложение №9)
Исходя из полученных
данных диагностики, мы
5 ребят, а это 25% диагностируемых
детей не справились с
65 % детей справились на
половину, с помощью дополнительных
наводящих вопросов педагога. Хотя
и были применены средства
связи и сохранена структура
рассказа, но отмечались ошибки
в плавности речи: большое количество
речевых пауз и повторений.
В составлении рассказов детей
данной категории
В ходе математического анализа нами была составлена гистограмма, для более объективной оценки данных диагностики:
Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента мы выявили, что большая часть детей находится на среднем уровне развития связной речи. Высокий уровень, в среднем лишь у 15 % детей данной группы.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что работа над повышением уровня связной речи детей диагностируемой группы не является достаточно плодотворной, из чего следует, что данное направление нуждается в поиске
более оптимальных средств повышения ее эффективности.
2.3. Повышение уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи
Констатирующий этап опытно-экспериментальной части помог нам определить цель и задачи формирующего эксперимента.
Цель: Разработать систему занятий, направленных на развитие связной речи и провести экспериментальную проверку ее эффективности.
Информация о работе Развитие связной речи детей на основе ознакомления с пейзажными картинами