Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 06:11, курсовая работа
Целью работы стал поиск наиболее эффективных средств и методов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.задачи:
1. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи дошкольников;
2.Выявление роли пейзажных картин в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3.Проведение психолого-педагогического эксперимента в условиях дошкольного образовательного учреждения;
4.Анализ полученных результатов эксперимента и формулирование выводов по выдвинутой гипотезе.
Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.1. Связная речь как основа речевого развития детей................................... 8
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.................13
1.3. Пейзажная живопись как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.................................................................................18
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования.
2.1. Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы...........................................................................................................28
2.2. Определение критериев и выявление уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы.................................................29
2.3. Повышение уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи............................................35
2.4. Результаты опытно экспериментальной работы........................................4
Заключение ...........................................................................................................47
Библиография........................................................................................................50
Для наглядного сравнения результатов проведенной работы были составлены следующие гистограммы:
Умение составлять рассказ - сочинять сказку
Констатирующий этап
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА
Контрольный этап
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА
Таким образом, мы можем проследить
динамику роста уровней развития,
как в экспериментальной
III этап - умение детей составлять рассказы по предложенным картинам.
Так как и в предыдущих этапах, были сохранены все условия проведения диагностики. Результаты заносились в протокол (Приложение №17) и составлялась сводная таблица (Приложение №18).
В ходе проведения диагностики было замечено, что большая часть детей экспериментальной группы более свободно могли составлять рассказ по пейзажной картине, чем дети контрольной группы. Причем, полученные умения и навыки они умело применяли при составлении рассказов по серии сюжетных картин. Четко выделяли структуру рассказа, применяя слова выражающие обстоятельство времени «однажды», «как то раз», умело придумывали название рассказу. Некоторые ребята экспериментальной группы удивили богатством содержания своих сочинений, плавностью и выразительностью. Также, эти дети, имеющие ранее трудности с определением и оформлением начала своих рассказов, с легкостью формировали «зачин» повествования.
Но также в данной группе остался и низкий уровень. Илья Х. не справился с поставленными заданиями. Данному ребенку необходима помощь логопеда-дефектолога.
Для сравнения полученных результатов проведенной диагностики до и после экспериментальной работы, с целью выявления ее эффективности, нами были составлены следующие гистограммы:
Констатирующий этап
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА
Контрольный этап
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА
Исходя из полученных гистограмм,
видно, что динамика роста уровня
развития умений и навыков составлять
рассказ по серии сюжетных картин
и пейзажной картине
Таким образом, в ходе проведения контрольного эксперимента мы выявили: что благодаря внедрению в учебно-воспитательный процесс системы занятий по развитию речи с использованием пейзажной живописи, мы решили не только основную задачу – повышение уровня развития связности речи – но, также заметили подъем в сопутствующих проблемах: увеличение и обогащение словаря детей; повышенную заинтересованность к речевому творчеству, к изобразительной деятельности, к умению видеть окружающий мир и вызывать чувства прекрасного, а также положительному отношению к родному языку.
Следовательно, разработанная
нами система занятий достаточно
эффективна в повышении уровня развития
детской связной речи, но лишь при
условии, что работа в данном направлении
будет нести целенаправленный, плановый
и систематический характер; основываться
на принципах интеграции и комплексности,
а также индивидуального
Заключение
Таким образом, анализ положений о развитии связной речи детей дошкольного возраста известных отечественных ученых как: Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, С.Л. Рубенштейн и др., позволил нам сделать вывод, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе не только речевого развития, но и практического овладения языка ребенком - звуковым и грамматическим строем, словарным составом - , и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении.
Одним из решений выдвинутой проблемы является знание специфики и особенностей развития связной речи дошкольников в разные возрастные промежутки. Наиболее оптимальным для этого является старший дошкольный возраст. В данный период совершенствуется диалогическая и монологическая речь, усложняется синтаксическая структура детских высказываний. Однако, у большинства детей данные умения не устойчивы, что является основанием для целенаправленной работы в данном направлении и поиска наиболее эффективных средств овладения детьми связной речью.
Опираясь на исследования Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, где подчеркивалось значение картинки, как для общего развития детей, так и для речевого, мы экспериментально доказали о значимости пейзажных картин в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе исследования, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведённой работы.
* Дети научились
самостоятельно более полно
* Дети проявляют творчество в выразительном повествовании различной тематики и характера.
* У ребят появилось желание самостоятельно придумывать сказки, рассказы и доносить их до сверстниками .
* Дети творчески передают действия персонажей в описании сюжетных картин.
* У детей появился интерес к самостоятельному замыслу.
* Дошкольники с
удовольствием увлеченно
* С большим интересом дети используют художественные средства выразительности речи.
* С удовольствием выполняют творческие задания.
* Заметно изменились взаимоотношения детей, они стали проявлять большое внимание друг к другу.
На основе проведенных исследований, нами были разработаны
Практические рекомендации для педагогов:
1 этап – накопление впечатлений.
2 этап – спонтанное выражение творческого начала в описании пейзажа.
3 этап – поиск творческих и художественно-выразительных решений.
4 этап – самостоятельность.
5 этап – индивидуальное и коллективное творчество.
- дидактические цели при использовании репродукций,
- методику показа и постановки заданий;
- количество наглядности и последовательность демонстрации,
- сочетание репродукции,
- создание эмоционального фона.
Библиография
ПРИЛОЖЕНИЯ
Информация о работе Развитие связной речи детей на основе ознакомления с пейзажными картинами