Развитие связной речи детей на основе ознакомления с пейзажными картинами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 06:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стал поиск наиболее эффективных средств и методов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.задачи:
1. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи дошкольников;
2.Выявление роли пейзажных картин в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3.Проведение психолого-педагогического эксперимента в условиях дошкольного образовательного учреждения;
4.Анализ полученных результатов эксперимента и формулирование выводов по выдвинутой гипотезе.

Содержание работы

Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.1. Связная речь как основа речевого развития детей................................... 8
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.................13
1.3. Пейзажная живопись как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.................................................................................18
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования.
2.1. Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы...........................................................................................................28
2.2. Определение критериев и выявление уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы.................................................29
2.3. Повышение уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи............................................35
2.4. Результаты опытно экспериментальной работы........................................4
Заключение ...........................................................................................................47
Библиография........................................................................................................50

Файлы: 1 файл

курсовая Гущеватая.docx

— 210.79 Кб (Скачать файл)

Для наглядного сравнения  результатов  проведенной работы были составлены следующие гистограммы:

Умение составлять рассказ - сочинять сказку

Констатирующий  этап

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА                     КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

Контрольный этап

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА                         КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА


Таким образом, мы можем проследить динамику роста уровней развития, как в экспериментальной группе, так и в контрольной. Но в контрольной  повысился лишь высокий на 10%, а  в экспериментальной  - высокий  на 20% и средний на 20%. Из этого  следует, что проводимая целенаправленная экспериментальная работа имела  большую эффективность, чем работа по развитию речи в обычном режиме.

 

III этап - умение детей составлять рассказы по предложенным картинам.

Так как и в предыдущих этапах, были сохранены все условия  проведения диагностики. Результаты заносились в протокол (Приложение №17) и составлялась сводная таблица (Приложение №18).

В ходе проведения диагностики  было замечено, что  большая часть  детей экспериментальной группы более свободно могли составлять рассказ по пейзажной картине, чем  дети контрольной группы. Причем, полученные умения и навыки они умело применяли  при составлении рассказов по серии сюжетных картин. Четко выделяли структуру рассказа, применяя слова  выражающие обстоятельство времени «однажды», «как то раз», умело придумывали название рассказу. Некоторые ребята экспериментальной группы удивили богатством содержания своих сочинений, плавностью и выразительностью. Также, эти дети,  имеющие ранее трудности с определением и оформлением начала своих рассказов, с легкостью формировали «зачин» повествования.

Но также в данной группе остался и низкий уровень.  Илья Х. не справился с поставленными  заданиями. Данному ребенку необходима помощь логопеда-дефектолога.

Для сравнения полученных результатов  проведенной диагностики  до и после экспериментальной  работы, с целью выявления ее эффективности, нами были составлены следующие гистограммы:

 

 

 

Констатирующий  этап

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА             КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

 

Контрольный этап

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА             КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

 

 

Исходя из полученных гистограмм, видно, что динамика роста уровня развития умений и навыков составлять рассказ по серии сюжетных картин и пейзажной картине наблюдается  у обеих групп. Но, в контрольной  группе, отобраны дети с  наиболее высоким  уровнем развития связной речи, а  в экспериментальной, напротив, с  более низким, что является осложняющим  в работе фактором.  В контрольной группе мы можем проследить увеличение уровня  умений составлять рассказ по серии сюжетных картин  гораздо большее, чем умение составлять рассказ по пейзажной картине. В экспериментальной же группе, прослеживается не только тенденция к улучшению вышеизложенных умений, но так же прослеживается стабильность в улучшении обеих категорий, что говорит о более эффективном качестве работы.

 

Таким образом, в ходе проведения контрольного эксперимента мы выявили: что благодаря внедрению в учебно-воспитательный процесс системы занятий по развитию речи с использованием пейзажной живописи, мы решили не только основную задачу – повышение уровня развития связности речи – но, также заметили подъем в сопутствующих проблемах: увеличение и обогащение словаря детей; повышенную заинтересованность к речевому творчеству, к изобразительной деятельности,  к умению видеть окружающий мир и вызывать чувства прекрасного, а также положительному отношению к родному языку.

Следовательно, разработанная  нами система занятий достаточно эффективна в повышении уровня развития детской связной речи, но лишь при  условии, что работа в данном направлении  будет нести целенаправленный, плановый и систематический характер; основываться на принципах интеграции и комплексности, а также индивидуального подхода  к детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Таким образом, анализ положений  о развитии связной речи детей дошкольного возраста известных отечественных ученых как: Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, С.Л. Рубенштейн и др.,  позволил нам сделать вывод, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе  не только речевого развития, но и практического овладения языка   ребенком -  звуковым и грамматическим строем, словарным составом - ,  и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении.

Одним из  решений  выдвинутой проблемы является знание специфики  и особенностей развития связной  речи дошкольников в разные возрастные промежутки. Наиболее оптимальным  для этого является старший дошкольный возраст.  В данный период совершенствуется диалогическая и монологическая речь, усложняется синтаксическая структура  детских высказываний. Однако, у  большинства детей данные умения не устойчивы, что является основанием для  целенаправленной работы в данном направлении и поиска наиболее эффективных  средств овладения детьми связной  речью.

Опираясь на исследования Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, где подчеркивалось значение картинки, как для общего развития детей, так  и для речевого, мы экспериментально доказали о значимости пейзажных  картин в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.

 Итоги  наблюдений,  осуществлённых  в  процессе  исследования,  позволили  сделать выводы  о позитивных  результатах проведённой работы.

*  Дети  научились   самостоятельно более полно раскрывать  свой замысел в составлениях рассказов,                  

*  Дети  проявляют   творчество  в  выразительном   повествовании   различной тематики  и характера.

*  У  ребят  появилось   желание  самостоятельно  придумывать   сказки, рассказы  и доносить  их  до  сверстниками .

*  Дети  творчески   передают  действия  персонажей  в  описании сюжетных  картин.

*  У  детей  появился  интерес  к  самостоятельному  замыслу.

*  Дошкольники  с   удовольствием  увлеченно входят  в воображаемую ситуацию

*  С  большим  интересом   дети  используют художественные  средства выразительности речи.

*  С  удовольствием   выполняют  творческие  задания.

*  Заметно  изменились  взаимоотношения  детей,  они   стали  проявлять  большое   внимание  друг  к  другу.

На основе проведенных  исследований, нами были разработаны

Практические  рекомендации для педагогов:

  1. При направленном развитии связной речи детей, необходимо учитывать, что  цели  и  задачи  данной  работы  могут  быть  достигнуты  только  тогда,  когда  будут       созданы  все  необходимые  условия  для этого: эмоциональный настрой, стимулирование детской деятельности, эстетически оформленный материал и т.д. 
  2. Работу  по  развитию  связной речи посредством пейзажной живописи следует вести в определённой  системе,  последовательности. 
  3. Исследование пейзажных картин рекомендуется проводить поэтапно:

     1  этап –  накопление  впечатлений.

     2  этап –  спонтанное  выражение  творческого   начала в описании пейзажа.

     3  этап –  поиск  творческих и художественно-выразительных  решений.

     4  этап –  самостоятельность.

     5  этап –  индивидуальное  и  коллективное  творчество.

  1. Учитывать  возрастные  особенности,  потребности,  интересы,  уровни  подготовленности  детей.
  2. Тщательно  продумывать:

   - дидактические   цели при использовании  репродукций,

   - методику  показа  и постановки заданий;

   - количество  наглядности   и  последовательность  демонстрации,

   - сочетание  репродукции,

   - создание эмоционального  фона.

  1. Использовать  различные  формы  и  методы работы, в том числе, путем интегрированных и комплексных занятий.
  2. Стараться  правильно  определять  ведущие  цели  обучения:  познавательную,  воспитательную,  развивающую;  формировать  у  дошкольников  основы  художественной  культуры,  воспитывать  любовь  и  интерес  к  различным  видам и жанрам искусства,  развивать творческие  способности.
  3.   Методы и приемы речевого  развития применять  в  зависимости  от  индивидуальных  и  психо – физиологических  особенностей  каждого  ребёнка.
  4. Стремиться эффективно  реализовывать вышеперечисленные требования,  повторять  и  закреплять  полученные  знания,  формировать  умения  и  навыки,  применять  их  на  практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

    1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.
    2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
    3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
    4. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: Изд-во ПГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз» 2005. – 138 с.
    5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
    6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
    7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
    8. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2004. - 102 с.
    9. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
    10. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – С-Пб: Союз, 2006. – 312 с.
    11. Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.
    12. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.
    13. Выгодский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003.
    14. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
    15. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
    16. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: Просвещение, 1983. - 143с.
    17. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2005. – 312 с.
    18. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.
    19. Ивченко С. «Картинки-помощники //Дошкольное воспитание. – 2005. -№2. – с.57-59.
    20. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с.
    21. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. – Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-272с.
    22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485 с.
    23. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.
    24. Макарова В.Н., Ставцева Е.А, Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников. – М., Педагогическое общество России, 2007.
    25. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). - СПб.: Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС"; 1995. - 39 с.
    26. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
    27. Развитие речи и творчества дошкольников. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Творческий центр «СФЕРА», 2004. – 144.; 16 с. ил.
    28. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004
    29. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
    30. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. -1990. - №19. с.16-20
    31. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
    32. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.
    33. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2004.- 287с.
    34. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии.2001. – 256 с.
    35. Шорохова О.А. Речевое развитие ребенка.- М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


Информация о работе Развитие связной речи детей на основе ознакомления с пейзажными картинами