Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 06:11, курсовая работа
Целью работы стал поиск наиболее эффективных средств и методов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.задачи:
1. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи дошкольников;
2.Выявление роли пейзажных картин в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3.Проведение психолого-педагогического эксперимента в условиях дошкольного образовательного учреждения;
4.Анализ полученных результатов эксперимента и формулирование выводов по выдвинутой гипотезе.
Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.1. Связная речь как основа речевого развития детей................................... 8
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.................13
1.3. Пейзажная живопись как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.................................................................................18
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования.
2.1. Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы...........................................................................................................28
2.2. Определение критериев и выявление уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы.................................................29
2.3. Повышение уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи............................................35
2.4. Результаты опытно экспериментальной работы........................................4
Заключение ...........................................................................................................47
Библиография........................................................................................................50
Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер.[24, с.195] Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь. А.М. Леушина считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно. У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Таким образом, развитие связной речи играет ведущую роль в процессе всего речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В подготовительном периоде связной речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разнообразные чувства, а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться обозначением предметов и действий. Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функции общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением.
На основе
понимания, сначала очень
К концу первого – началу
второго года жизни появляются первые
осмысленные слова, но они преимущественно
выражают желания и потребности
ребенка. Только во второй половине второго
года жизни слова начинают служить
для малыша обозначениями предметов.
С этого момента ребенок
На третьем году жизни
быстрыми темпами развиваются как
понимание речи, так и активная
речь, резко возрастает словарный
запас, усложняется структура
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.
Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.
Переход от ситуативной речи
к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина,
происходит к 4– 5 годам. Вместе с тем
элементы связной монологической речи
появляются уже в 2 – 3 года. Переход
к контекстной речи тесно связан
с освоением словарного состава
и грамматического строя
На третьем году жизни
быстрыми темпами развиваются как
понимание речи, так и активная
речь, резко возрастает словарный
запас, усложняется структура
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.
Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.
Переход от ситуативной речи
к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина,
происходит к 4– 5 годам. Вместе с тем
элементы связной монологической речи
появляются уже в 2 – 3 года. Переход
к контекстной речи тесно связан
с освоением словарного состава
и грамматического строя
В младшем дошкольном возрасте
речь связана с непосредственным
опытом детей, что отражается на формах
речи. Для нее характерны неполные,
неопределенно-личные предложения, состоящие
часто из одного сказуемого; названия
предметов заменяются местоимениями.
В рассказах ребенка
Ситуативность речи не является абсолютной принадлежностью возраста ребенка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.
Вывод А. М. Леушиной нашел подтверждение в исследовании М. И. Лисиной и ее учеников. Ученые доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребенка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребенка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чем-то убедить. В общении со взрослыми, легко понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью.
Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.
Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом),
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Совершенствуется и
Таким образом, знание
специфики связной речи и
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
В методике развития
речи обучение рассказыванию по картине
(описание и повествование) разработано
в достаточной степени
Информация о работе Развитие связной речи детей на основе ознакомления с пейзажными картинами