Развитие связной речи детей на основе ознакомления с пейзажными картинами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 06:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стал поиск наиболее эффективных средств и методов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.задачи:
1. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи дошкольников;
2.Выявление роли пейзажных картин в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3.Проведение психолого-педагогического эксперимента в условиях дошкольного образовательного учреждения;
4.Анализ полученных результатов эксперимента и формулирование выводов по выдвинутой гипотезе.

Содержание работы

Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.1. Связная речь как основа речевого развития детей................................... 8
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.................13
1.3. Пейзажная живопись как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.................................................................................18
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования.
2.1. Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы...........................................................................................................28
2.2. Определение критериев и выявление уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы.................................................29
2.3. Повышение уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи............................................35
2.4. Результаты опытно экспериментальной работы........................................4
Заключение ...........................................................................................................47
Библиография........................................................................................................50

Файлы: 1 файл

курсовая Гущеватая.docx

— 210.79 Кб (Скачать файл)

Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника  является овладение языком как средством  общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение  в дошкольном возрасте носит непосредственный характер.[24, с.195] Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь. А.М. Леушина считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно. У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Таким образом,  развитие связной речи играет ведущую роль в процессе всего речевого развития ребенка и занимает центральное  место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности развития связной речи в  дошкольном детстве.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием  мышления и связано с усложнением  детской деятельности и формами  общения с окружающими людьми.

В подготовительном периоде  связной речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разнообразные чувства, а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться обозначением предметов и действий. Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функции общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением.

 На основе  понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная  речь детей. Ребенок подражает  звукам и звукосочетаниям, которые  произносит взрослый, сам привлекает  внимание взрослого к себе, к  какому-нибудь предмету. Все это  имеет исключительное значение  для развития речевого общения  детей: зарождается намеренность  голосовой реакции, ее направленность  на другого человека, формируется  речевой слух, произвольность произнесения. (С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин).

К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно  выражают желания и потребности  ребенка. Только во второй половине второго  года жизни слова начинают служить  для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения  к взрослому и приобретает  возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл  целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех  слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях; как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.

На третьем году жизни  быстрыми темпами развиваются как  понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный  запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи –  диалогической, которая сначала  тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении  к собеседнику, содержит выражение  просьбы и помощи, ответы на вопросы  взрослого. Такая грамматически  малооформленная речь маленького ребенка  ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в  этом возрасте дети учитывают в диалоге  при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры. Отсюда эллиптичность  в построении высказываний, остановки  в начатом предложении.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного  практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение  планирующей функции речи. В ролевой  игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму  монологической, контекстной.

Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что  от исключительного господства ситуативной  речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной  речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменение  образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4– 5 годам. Вместе с тем  элементы связной монологической речи появляются уже в 2 – 3 года. Переход  к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава  и грамматического строя родного  языка, с развитием умения произвольно  использовать средства языка. С усложнением  грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.

На третьем году жизни  быстрыми темпами развиваются как  понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный  запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи –  диалогической, которая сначала  тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении  к собеседнику, содержит выражение  просьбы и помощи, ответы на вопросы  взрослого. Такая грамматически  малооформленная речь маленького ребенка  ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в  этом возрасте дети учитывают в диалоге  при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры. Отсюда эллиптичность  в построении высказываний, остановки  в начатом предложении.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного  практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение  планирующей функции речи. В ролевой  игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму  монологической, контекстной.

Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что  от исключительного господства ситуативной  речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной  речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменение  образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов  деятельности требуют более развернутой  речи, а прежние средства ситуативной  речи не обеспечивают полноты и ясности  высказывания. Возникает речь контекстная.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4– 5 годам. Вместе с тем  элементы связной монологической речи появляются уже в 2 – 3 года. Переход  к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава  и грамматического строя родного  языка, с развитием умения произвольно  использовать средства языка. С усложнением  грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие  часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются  факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами  из личного опыта.

Ситуативность речи не является абсолютной принадлежностью возраста ребенка. У одних и тех же детей  речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.

Вывод А. М. Леушиной нашел  подтверждение в исследовании М. И. Лисиной и ее учеников. Ученые доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения  у детей. Форма высказывания зависит  от того, как понимает ребенка собеседник. Речевое поведение собеседника  влияет на содержание и структуру  речи ребенка. Например, в общении  со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку  им надо что-то объяснить, в чем-то убедить. В общении со взрослыми, легко понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью.

Наряду с монологической речью продолжает развиваться и  диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и  используются в зависимости от условий  общения.

Дети 4 – 5 лет активно  вступают в разговор, могут участвовать  в коллективной беседе, пересказывают  сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще  несовершенна. Они не умеют правильно  формулировать вопросы, дополнять  и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения  логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами  еще, потом),

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать  в беседе, достаточно полно и точно  отвечать на вопросы, дополнять и  поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности  задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных  высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура  детских рассказов, увеличивается  количество сложносочиненных и сложноподчиненных  предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически  последовательном их расположении, в  структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

 Таким образом, знание  специфики связной речи и особенностей  ее развития у детей позволяет  определить задачи и содержание обучения, а также, позволяет искать наиболее эффективные средства для  ее развития. Одним из таких средств, предположительно,  является пейзажная живопись, которая активирует внутренние психические процессы ребенка и стимулирует к словесному творчеству, высказыванию впечатлений об увиденном.

    1. Пейзажная живопись как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.

 

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано  в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно  к работе с детьми дошкольного  возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной  и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для  общего развития детей, так и для  развития их речи.

Информация о работе Развитие связной речи детей на основе ознакомления с пейзажными картинами