Развитие связной речи детей на основе ознакомления с пейзажными картинами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 06:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стал поиск наиболее эффективных средств и методов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.задачи:
1. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи дошкольников;
2.Выявление роли пейзажных картин в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3.Проведение психолого-педагогического эксперимента в условиях дошкольного образовательного учреждения;
4.Анализ полученных результатов эксперимента и формулирование выводов по выдвинутой гипотезе.

Содержание работы

Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.1. Связная речь как основа речевого развития детей................................... 8
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.................13
1.3. Пейзажная живопись как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.................................................................................18
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования.
2.1. Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы...........................................................................................................28
2.2. Определение критериев и выявление уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы.................................................29
2.3. Повышение уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи............................................35
2.4. Результаты опытно экспериментальной работы........................................4
Заключение ...........................................................................................................47
Библиография........................................................................................................50

Файлы: 1 файл

курсовая Гущеватая.docx

— 210.79 Кб (Скачать файл)

Задачи:

  1. Разработать систему занятий, помогающую повысить уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста, акцентируя внимание на развитие  ее связности;
  2. Экспериментально проверить разработанную систему.

Следующим шагом нашего исследование стала разработка системы занятий  направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи. В основу разработки конспектов занятий  легли основные дидактические принципы:

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ  -  предполагает систему занятий, последовательно развивающихся и усложняющихся по программному содержанию, дидактическим задачам и  целям.

ПОВТОРНОСТЬ -  только при этом условии дети учатся выделять в предметах признаки, качества и т.д.

НАГЛЯДНОСТЬ -  она представлена в репродукциях пейзажных картин, которые составляют основу занятий;

ИНТЕГРАЦИЯ –  интеграция на занятиях развития речи, с использованием пейзажных картин заключается также  в связи с другими видами искусства, такими как музыка и изобразительная  деятельность, с целью развития эмоций и чувств ребенка, которые участвуют  в  становлении учебной деятельности;

СЕЗОННОСТИ – при подборе  картин, необходимо вначале дать детям  возможность пронаблюдать  данное явление в жизни;

КРАЕВЕДЕНИЯ – следует  знакомить детей с пейзажами, отражающими красоту их родного  края, а затем с ландшафтами, о  которых они имеют представления, почерпнутые из литературы, телевидения, кино, иллюстраций.

Опорой в подборе репродукций  к занятиям стали рекомендации базисной программы «Детство», (автор В.И. Логинова), а также произведения живописи Приднестровских авторов. Критериями отбора стали:

- наличие репродукций;

- эмоциональная активность  картин;

- ясное проявление сезонности.

Все отобранные репродукции  были систематизированы по сезонному  изменению времен года, что явилось  основой для разделения системы  занятий на 4 этапа работы:

1 этап – направлен  на расширение, уточнение, актуализацию  словаря по теме «Осень»; совершенствование  навыка рассматривания картин, формирование  целостного представления об  изображенном на картинах; совершенствования  грамматического строя речи, синтаксической  стороны речи, развитие связной  речи;

2 этап – направлен  на расширение, уточнение, актуализацию словаря по теме «Зима», совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением),   развитие связной речи, всех видов восприятия, творческого воображения;

3 этап – направлен   на расширение, уточнение, актуализацию словаря по теме «Весна», развитие связной речи. Фонематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения;

4 этап – направлен   на расширение, уточнение, актуализацию словаря по теме «Лето», совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах; развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, слузового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения. (Приложение №10)

 

  Следующим шагом формирующего  эксперимента стало внедрение  разработанной системы в учебно-воспитательный  процесс подготовительной  к школе  группы детей и непосредственная  проверка ее эффективности.

С целью получения объективной  оценки нашего эксперимента, мы разделили  группу детей  на 2 подгруппы: экспериментальную  и контрольную.  Численность каждой подгруппы составила 10 человек. В  экспериментальную группу были отобраны дети с более низким уровнем речевого развития, а в контрольную   - дети более  высокого уровня. (Приложение №11)

Апробация системы проходила  в рамках учебно-воспитательного  процесса дошкольного учреждения, на занятиях развития речи с экспериментальной  группой детей.  Контрольная группа продолжала работу по развитию речи в  обычном режиме.

В ходе проведения первого  занятия мы столкнулись с такими трудностями как:

- дети  не могли описать  картину, без наводящих вопросов  воспитателя;

- не все дети владеют  достаточным словарным запасом;

- не умеют подбирать  подходящие связи для составления  рассказов.

Исходя из этого, нами был  составлен алгоритм описания пейзажной  картины, с целью определенной помощи в составлении полного связного описания:

    • Что изображено на переднем плане, справа, слева, на заднем плане?
    • Какое время года изобразил художник?
    • Какая погода?
    • Какие деревья и кусты изобразил художник? Что можно рассказать о них?
    • Расскажите о птицах?
    • Какие цвета использовал художник для передачи настроения, состояния погоды, времени года, суток?
    • Что вы слышите?
    • Что вы видите?

Данный алгоритм был оформлен и представлен детям в виде схемы. (Приложение №12)

Предложенная нами схема  стала опорой для рассматривания и описания картин.  Благодаря  ей, уже в ходе 3-его занятия, почувствовались  логичность и последовательность в  детских ответах. С 5 занятием ребята уже не нуждались в прямом руководстве  педагога при рассматривании и сравнении  репродукций пейзажных картин.

В ходе проводимых занятий  организовывались игры на нахождение  и составление новых слов, направленных на обогащение словаря детей. Что  явилось немало важным фактором для  придумывания описательных рассказов.

Благодаря систематичности  проводимой работы, дети все чаще и  чаще стали использовать  речевые  связи, такие как: потому что, потом, союзы и, а.

Но также остались затруднения  у детей в плавности и выразительности  речи. Дети часто употребляли повторы  существительных, у многих описание картины все-таки оставались сухими, без употребления каких-либо эпитетов, сравнений. В данном случае требовалась  помощь непосредственно воспитателя, в виде вопросов-подсказок: «А как можно сказать красивее?», «Какие еще можно подобрать слова, выражения?». Также было необходимо применение  приема сравнения: «По вашему мнению, у кого получилось красивее описать картину? Почему?». Данный прием приводил к соревновательному моменту и провоцировал ребят на улучшение качества составление описания и придумывания рассказа по предложенной картине. Немаловажную роль играл и прием поощрения: присуждение титула «Лучший эксперт картин», «Лучший рассказчик», «Лучший наблюдатель», «Лучший сочинитель» и т.д.

Ответы детей занесены в протоколы наблюдения занятий, и в ходе анализа проводилось  сравнение «до» и «после».  Некоторые  ответы представлены в таблице. (Приложение №13).

Исходя из этого, мы пришли к выводу, что наблюдается тенденция к увеличению использования слов и предложений, употреблений средств  речевой связи, использовании вспомогательных слов украшающих рассказ, употреблении слов разграничивающих начало и концовку сочинений, активность детей к выполнению данных заданий.

Немаловажную роль в активизации  детей сыграло и создание эмоционального настроя. Использование музыкальных  классических произведений, звуковых эффектов помогало детям «погрузиться»  в картину, активизировать их мышление и воображение, проявлять творчество при сочинении рассказов. Прием  «погружения в картину» часто  используется на занятиях по изобразительной  деятельности и не раз доказывал  свою эффективность в творческих проявлениях детей в рисовании.

Данный прием также  оказал положительное воздействие  на проявление творчества детей в  описании изображений.

Таким образом, в ходе метода наблюдения за творческими проявлениями детей экспериментальной группы  в  описании картин и составлении  рассказов по ним были замечены значительные перемены как в эмоциональной  отзывчивости к данной деятельности, так и перемены в лучшую сторону  в практической деятельности. Дети с большим удовольствием и  стараниями относились к заданиям, стали проявлять инициативу, творчество, соревновательность в  образности и  выразительности сочинений. Уменьшились  повторы и паузы, что говорит  о повышении  речевой связности. Для подтверждения данных наблюдений и доказательства эффективности  введения разработанной системы  занятий нами был проведен контрольный  этап эксперимента.

 

 

 

 

 

2.4. Результаты  опытно экспериментальной работы

 

Цель: выявить изменение уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы после апробирования разработанной системы занятий.

Задачи:

  1. Провести повторную диагностику детей контрольной и экспериментальной группы;
  2. Сделать анализ уровневой диагностики развития связной речи детей.
  3. Дать заключение по выдвинутой гипотезе.

В ходе контрольного эксперимента был проведен ряд диагностических  мероприятий,  использованных на констатирующем этапе. Были соблюдены все те же условия обследования.

I этап - определение умений детей анализировать предложенный литературный текст с позиции связанности.

В ходе данной диагностики,  все результаты были отражены в сводной  таблице (Приложение №14):

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА:

Тенденцию роста умений  детей, в данном направлении, проследить тяжело, так как в данную категорию  вошли дети с высоким  и средним (ближе к высокому). Хотя имеются  положительные результаты  у детей, имеющих затруднение в некоторых  вопросах.

Например:

-  Ангелина Ц, ранее  затруднялась  в четком определении  темы, по итогам работы она  легко справилась с заданием.

- Саша М. и Илья С.  Затруднялись в определении отсутствия  начала, в ходе контрольной диагностики  они безошибочно определяли отсутствие  всех структурных элементов литературного  текста. Следовательно,  работа в  обычном режиме дает положительные  результаты в данном направлении.

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА:

 В ходе анализа проведенной  диагностики, мы можем увидеть   уровневый рост умений детей  в данном направлении. Дети  экспериментальной группы с уверенностью  справились с определением отсутствия  компонентов рассказа на 100%. Большинство  сохраняли структуру при пересказе,  лишь у двоих ребят возникли  трудности при сохранении связей, хотя они пытались использовать  свои.  У Миши М. и Алины  С. остались трудности в четком  определении темы. Имеются также  показатели низкого уровня: Илья  Х. не справился с 1 и 2 заданием. У данного ребенка имеются   серьезные проблемы со звукопроизношением; по заключению логопеда, ребенок  направлялся в специализированный  детский сад, но родители отказались  его переводить. Хотя с заданием  №3,  ребенок справился безошибочно.  Данному ребенку требуется специализированная  помощь.

Таким образом,  для контрольной  оценки проделанной работы и для  наглядного сравнения были составлены следующие гистограммы:

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП

Экспериментальная группа                                     Контрольная группа


 

КОНТРОЛЬНЫЙ  ЭТАП

Экспериментальная группа                                     Контрольная группа


 На составленных гистограммах, видна динамика развития детей  в данном направлении экспериментальной  группы. Низкий уровень намного  уменьшился, а по некоторым   критериям вообще исчез.

II этап - выявление умения детьми составлять рассказ, сочинять сказку.(Приложение №4)

Проведение данной диагностики  предполагало также сохранение всех условий констатирующего эксперимента. Результаты этого этапа диагностики  были также занесены в протокол обследования (Приложение №15) и сводную таблицу (Приложение №16).

По ходу диагностирования мы могли наблюдать тенденцию  роста не только развития речи, но и  тенденцию роста детского речевого творчества. Особенно в сочинениях детей экспериментальной группы. Заметно уменьшилось количество повторов, пауз в детских рассказах. Увеличился объем сочинений, речь обогатилась  средствами выразительности, большинство  ребят с легкостью стали находить «слова-связки». Но сохранились также  и трудности.  Некоторые ребята, по ходу рассказывания, уходили в  сторону от выдвинутой темы сочинения, особенно в контрольной группе. В  экспериментальной группе у части  детей остались такие ошибки как: повторы, отсутствие эмоциональности в голосе, отсутствие лексических повторов и ошибки в временной соотнесенностью глаголов, но была замечена четкость в построении и сохранении структуры текста.

Информация о работе Развитие связной речи детей на основе ознакомления с пейзажными картинами