Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 06:11, курсовая работа
Целью работы стал поиск наиболее эффективных средств и методов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.задачи:
1. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи дошкольников;
2.Выявление роли пейзажных картин в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3.Проведение психолого-педагогического эксперимента в условиях дошкольного образовательного учреждения;
4.Анализ полученных результатов эксперимента и формулирование выводов по выдвинутой гипотезе.
Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.1. Связная речь как основа речевого развития детей................................... 8
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.................13
1.3. Пейзажная живопись как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.................................................................................18
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования.
2.1. Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы...........................................................................................................28
2.2. Определение критериев и выявление уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы.................................................29
2.3. Повышение уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи............................................35
2.4. Результаты опытно экспериментальной работы........................................4
Заключение ...........................................................................................................47
Библиография........................................................................................................50
Задачи:
Следующим шагом нашего исследование
стала разработка системы занятий
направленных на развитие связной речи
детей старшего дошкольного возраста
посредством пейзажной
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ - предполагает систему занятий, последовательно развивающихся и усложняющихся по программному содержанию, дидактическим задачам и целям.
ПОВТОРНОСТЬ - только при этом условии дети учатся выделять в предметах признаки, качества и т.д.
НАГЛЯДНОСТЬ - она представлена в репродукциях пейзажных картин, которые составляют основу занятий;
ИНТЕГРАЦИЯ – интеграция
на занятиях развития речи, с использованием
пейзажных картин заключается также
в связи с другими видами искусства,
такими как музыка и изобразительная
деятельность, с целью развития эмоций
и чувств ребенка, которые участвуют
в становлении учебной
СЕЗОННОСТИ – при подборе картин, необходимо вначале дать детям возможность пронаблюдать данное явление в жизни;
КРАЕВЕДЕНИЯ – следует
знакомить детей с пейзажами,
отражающими красоту их родного
края, а затем с ландшафтами, о
которых они имеют
Опорой в подборе репродукций к занятиям стали рекомендации базисной программы «Детство», (автор В.И. Логинова), а также произведения живописи Приднестровских авторов. Критериями отбора стали:
- наличие репродукций;
- эмоциональная активность картин;
- ясное проявление сезонности.
Все отобранные репродукции были систематизированы по сезонному изменению времен года, что явилось основой для разделения системы занятий на 4 этапа работы:
1 этап – направлен
на расширение, уточнение, актуализацию
словаря по теме «Осень»;
2 этап – направлен на расширение, уточнение, актуализацию словаря по теме «Зима», совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением), развитие связной речи, всех видов восприятия, творческого воображения;
3 этап – направлен на расширение, уточнение, актуализацию словаря по теме «Весна», развитие связной речи. Фонематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения;
4 этап – направлен на расширение, уточнение, актуализацию словаря по теме «Лето», совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах; развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, слузового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения. (Приложение №10)
Следующим шагом формирующего
эксперимента стало внедрение
разработанной системы в
С целью получения объективной оценки нашего эксперимента, мы разделили группу детей на 2 подгруппы: экспериментальную и контрольную. Численность каждой подгруппы составила 10 человек. В экспериментальную группу были отобраны дети с более низким уровнем речевого развития, а в контрольную - дети более высокого уровня. (Приложение №11)
Апробация системы проходила в рамках учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения, на занятиях развития речи с экспериментальной группой детей. Контрольная группа продолжала работу по развитию речи в обычном режиме.
В ходе проведения первого занятия мы столкнулись с такими трудностями как:
- дети не могли описать
картину, без наводящих
- не все дети владеют достаточным словарным запасом;
- не умеют подбирать
подходящие связи для
Исходя из этого, нами был составлен алгоритм описания пейзажной картины, с целью определенной помощи в составлении полного связного описания:
Данный алгоритм был оформлен и представлен детям в виде схемы. (Приложение №12)
Предложенная нами схема стала опорой для рассматривания и описания картин. Благодаря ей, уже в ходе 3-его занятия, почувствовались логичность и последовательность в детских ответах. С 5 занятием ребята уже не нуждались в прямом руководстве педагога при рассматривании и сравнении репродукций пейзажных картин.
В ходе проводимых занятий организовывались игры на нахождение и составление новых слов, направленных на обогащение словаря детей. Что явилось немало важным фактором для придумывания описательных рассказов.
Благодаря систематичности проводимой работы, дети все чаще и чаще стали использовать речевые связи, такие как: потому что, потом, союзы и, а.
Но также остались затруднения
у детей в плавности и
Ответы детей занесены в протоколы наблюдения занятий, и в ходе анализа проводилось сравнение «до» и «после». Некоторые ответы представлены в таблице. (Приложение №13).
Исходя из этого, мы пришли к выводу, что наблюдается тенденция к увеличению использования слов и предложений, употреблений средств речевой связи, использовании вспомогательных слов украшающих рассказ, употреблении слов разграничивающих начало и концовку сочинений, активность детей к выполнению данных заданий.
Немаловажную роль в активизации детей сыграло и создание эмоционального настроя. Использование музыкальных классических произведений, звуковых эффектов помогало детям «погрузиться» в картину, активизировать их мышление и воображение, проявлять творчество при сочинении рассказов. Прием «погружения в картину» часто используется на занятиях по изобразительной деятельности и не раз доказывал свою эффективность в творческих проявлениях детей в рисовании.
Данный прием также оказал положительное воздействие на проявление творчества детей в описании изображений.
Таким образом, в ходе метода
наблюдения за творческими проявлениями
детей экспериментальной
2.4. Результаты
опытно экспериментальной
Цель: выявить изменение уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы после апробирования разработанной системы занятий.
Задачи:
В ходе контрольного эксперимента был проведен ряд диагностических мероприятий, использованных на констатирующем этапе. Были соблюдены все те же условия обследования.
I этап - определение умений детей анализировать предложенный литературный текст с позиции связанности.
В ходе данной диагностики, все результаты были отражены в сводной таблице (Приложение №14):
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА:
Тенденцию роста умений
детей, в данном направлении, проследить
тяжело, так как в данную категорию
вошли дети с высоким и средним
(ближе к высокому). Хотя имеются
положительные результаты у детей,
имеющих затруднение в
Например:
- Ангелина Ц, ранее затруднялась в четком определении темы, по итогам работы она легко справилась с заданием.
- Саша М. и Илья С.
Затруднялись в определении
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА:
В ходе анализа проведенной
диагностики, мы можем увидеть
Таким образом, для контрольной оценки проделанной работы и для наглядного сравнения были составлены следующие гистограммы:
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП
Экспериментальная группа Контрольная группа
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП
Экспериментальная группа Контрольная группа
На составленных гистограммах,
видна динамика развития детей
в данном направлении
II этап - выявление умения детьми составлять рассказ, сочинять сказку.(Приложение №4)
Проведение данной диагностики
предполагало также сохранение всех
условий констатирующего
По ходу диагностирования
мы могли наблюдать тенденцию
роста не только развития речи, но и
тенденцию роста детского речевого
творчества. Особенно в сочинениях
детей экспериментальной
Информация о работе Развитие связной речи детей на основе ознакомления с пейзажными картинами