Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2.Изучить процесс развития творческих способностей
3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации

Файлы: 1 файл

Тема.docx

— 87.62 Кб (Скачать файл)

Тема: Развитие творческих способностей детей  старшего дошкольного  возраста средствами театрализованной деятельности

Введение

Преобразования, происходящие в обществе, порождают  в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним  из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного  возраста.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов  общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка  в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Именно театрализованная деятельность является уникальным   средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения  иной технологии, использования театральных  методик и их комбинаций в целостном  педагогическом процессе.

Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей.

Предмет исследования – театрализованная деятельность как  средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза  – если в работе с детьми и  с детьми старшего дошкольного возраста в творческих способностей  использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Для решения  поставленной цели сформулированы следующие  задачи:

   1.Проанализировать  психологическую, методическую и  историческую литературу по данной  теме.

2.Изучить  процесс развития творческих  способностей

3.Изучить  театрализованную деятельность  детей старшего дошкольного возраста  и условия её возникновения  и организации

4.Провести  опытно-экспериментальную работу  подтверждающие театрализованной  деятельности на  развития творческих  способностей детей старшего  дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности, анкетирование. Указанные методы используются в определенной системе, для которой  характерно возрастание роли тех  или иных методов на отдельных  этапах исследований Н. А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Е. А. Медведевой, Б. П. Никитин, В.Г. Петровой . 
 
 
 

Глава 1. Особенности развития творчества и творческих способностей

детей дошкольного  возраста в современной педагогике и психологии

1.1. Понятие  «творчество» и «творческие способности»

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде­ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что  рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творче­ство", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью следует понимать такую деятель­ность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но­вое отношение к действительности.

Если внимательно  рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно  назвать вос­производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его  опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или  действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким  образом, в самом общем виде определение  творческих способностей выглядит следующим  образом. Творческие способности –  это индивидуальные особенности  качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как  элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

1.1.2.Характеристика  особенностей в развитии творческих

способностей  в старшем дошкольном возрасте

Говоря о  формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на вопросе  о том, когда, с какого возраста следует  развивать музыкальные творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что  развивать музыкально-творческие способности  необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение  в физиологии.

Дело в  том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических  связей между ними зависит как  от многообразия и интенсивности  ра­боты уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется  средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей  чувствительности и пластичности к  внешним условиям, время наивысших  и широчайших возможностей к  развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.    

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности  развития музыкальных способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не ис­пользуются, то есть со­ответствующие способности не развиваются, не функ­ционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Борис Павлович Ники­тин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития музыкально-творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).  Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созре­ва­ния структур, необходимых формирования музыкальных творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития музыкальных творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности музыкальных творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в до­школьном возрасте были упущены возможности эффективного развития музыкально-творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким музыкальным творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

С психологической  точки зрения дошкольное детство  является благоприятным периодом для  развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них  есть огромное желание познавать  окружаю­щий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более сво­бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав­лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития музыкального творческого воображения

Из всего  выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных  способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет  зависеть творческий потен­циал взрос­лого человека.

1.1.4. Условия  успешного развития творческих  способностей

дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства 

Одним из важнейших  факторов музыкального творческого  развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ  нескольких авторов, в частности  Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л. Кэррола, О. П. Радынова, Е. А. Медведева, было выделено  шесть основных условий успешного развития музыкальных творческих способностей детей.

Давно известно, что для музыкального творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие  ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера  в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения  ребенка из творческого поиска и  собственных открытий. Важно постоянно  сти­мулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять  со­чувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби­хода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким  музыкальным творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи  и сейчас считают, что музыкальное  творчество изначально присуще ребенку  и, что надо только не мешать, ему  свободно само выражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства  мало: не все дети могут открыть  дорогу к созиданию, и надолго  сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие  методы обучения,  то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные само выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские  кружки и студии, музыкальные школы  и школы искусств. Конечно, ведется  еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Современная педагогическая наука,  смотрящая  на  образование  как  на воспроизведение  духовного потенциала человека, располагает  разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства  рассматривается как пространство, способствующее формированию  социально-эстетической  активности личности.   По  мнению  современных  ученых,  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности и самореализации   ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания  дошкольников средствами  театрального  искусства  и  позволил   обратиться  к  театральной  деятельности  в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но  и  как  к  мощному  синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство  театра представляет собой  органический  синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает  в единое целое средства  выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных  искусств, и, тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Современная парадигма дошкольного  образования  вступает  в  противоречие  с  традиционной  концепцией  развития  ребенка - дошкольника средствами театральной  деятельности, утверждавшей, что приобщение ребенка к театральному искусству в этом  возрасте  ограничивается  лишь  обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства.

Ориентируясь  на вышесказанное, можно  отметить  высокую  степень  значимости театральной  деятельности для развития музыкальных  творческих  способностей ребенка  и утверждать необходимость и  целесообразность существования программы  деятельности не только с одаренными детьми, но  и со всеми воспитанниками ДОУ.

1.2. Психолого-педагогическое  обоснование детского музыкального

творчества

Н. А. Ветлугина  в своих исследованиях всесторонне  проанализировала возможности детей  в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости  обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в  своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимно обогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие  возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все  то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается  творческими проявлениями детей, приобретает  развивающий характер.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности