Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2.Изучить процесс развития творческих способностей
3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации

Файлы: 1 файл

Тема.docx

— 87.62 Кб (Скачать файл)

Эта программа  отличается также большей вариативностью занятий. Педагог ограничен только темами блоков («Природа в музыке», «Сказка в музыке»  и т.д.). Форму  и структуру занятия педагог  выбирает на свое усмотрение.

Изучив данную проблему, проведя наблюдения в дошкольных учреждениях, изучив методики музыкального воспитания дошкольников, можно сделать  вывод, что пренебрежение педагогами рекомендациями программ по музыкальному воспитанию дошкольников значительно  снижает качество и эффективность  музыкальных занятий. Важно  не отступать  от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской  музыкальной деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к  занятиям по программам музыкального воспитания дошкольников у детей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.

На взгляд необходимо совершенствовать музыкальное  воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего  материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской музыкальной  деятельности.  

2.2.5.Анализ  программы М.А. Васильевой «Развитие  индивидуально-творческих способностей  дошкольника средствами театрального  искусства».

Анализ существующих образовательных программ «Детство», программа М.А. Васильевой «Радуга» и методических пособий, М.А. Васильева  «Музыкальное воспитание в детском  саду», М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», И.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» приводит к выводу, что «театрализованная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания  дошкольника,  который характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной технологии, отвечающей современными требованиям. По этой причине сложно однозначно ответить на вопросы:

·            с какого возраста обучать детей театральной деятельности?  чему  учить и как учитывать возрастные особенности?  и т.д.

Ответы на эти и другие вопросы следует, по  нашему  мнению,  искать  в  огромном положительном   опыте  театральной  педагогики,  накопленном  К.С.Станиславским, М.О.Кнебель, П.М.Ершовым, А.П.Ершовой, Н.И.Сац, Р.М.Быковым  и др.,  одинаково эффективном для всех возрастных периодов человеческой жизни, способном с самого раннего детства развивать в ребенке творческие задатки,  стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать его телесную пластичность и формировать творческую жизненную активность. Секрет эффективности их  театральной методики, прежде  всего в сближении игры  актера  и игры ребенка дошкольного возраста, основанной на вере в правду вымысла, искренности в переживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.

Следовательно,  очевидной  становится идея необходимости  развития творческой индивидуальности  ребенка-дошкольника  с позиций  передовой педагогики  русской  драматической школы "театра переживания", требующая пересмотра целей, содержания и технологии образования дошкольника  в  театральной  деятельности.  Кроме  того, иной  смысл  приобретает  даже самоопределение деятельности: не театрализованная, как  это  было  принято ранее, ограничивающая   творческую активность и самостоятельность  ребенка,  а театральная, предоставляющая  большие возможности для самостоятельного действия и творческой самореализации детей.

Потребность синтезировать теоретические, методические и практические разработки театральной  педагогики, работающие на эффективное  гармоничное развитие личности ребенка, нашла свое отражение в курсе "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольников средствами  театрального искусства", разработанном  с учетом возрастных особенностей детей.

Название  курса основано на принятии:

·     принципа гуманизма;

·   принципа  индивидуального,  личностно ориентированного   подхода   к воспитанию и образованию дошкольника;

· принципа преподавания курса посредством профессионально-творческой учебно-воспитательной деятельности.

Основной  целью программы по театральной  деятельности  является  обеспечение  интеллектуального, нравственного  и эстетического развития дошкольника; воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение   интереса   и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи программы:

1    Создание условий для воспитания  и  творческой  самореализации  раскованного, общительного ребенка,  владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера  во взаимодействии.

2    Воспитание и развитие внутренней (воля, внимание, память, мышление, воображение,  подлинность в ощущениях) и  внешней (чувство ритма и темпа,  чувство пространства  и  времени,  вера  в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

3    Совершенствование грамматического  строя речи ребенка, его   звуковой культуры,  монологической  и  диалогической  формы   речи; обучение орфоэпическим нормам  современной русской сценической   речи,  эффективному  общению   и  речевой выразительности.

4    Совершенствование игровых навыков  и творческой самостоятельности  детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга  и игры, развивающие творческие  способности дошкольников.

5    Знакомство с историей и развитием  театрального искусства; развитие  познавательных  интересов  дошкольников   через   расширение   представлений   о театральных профессиях, о театральном  здании и о видах театрального  искусства.

6    Освоение основ исполнительской,  зрительской и общей культуры.

7    Улучшение  психологической   атмосферы  в  группах,  выход  на новый уровень взаимодействий  и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми.

Данная программа  рассчитана  на  детей  среднего  и старшего  дошкольного возраста, поскольку это возраст более  совершенных психических  процессов, развивающегося  творческого освоения детьми различных видов деятельности.

В основу программы  положен опыт воспитания ребенка  как АРТИСТА - ТВОРЦА-ИСПОЛНИТЕЛЯ  с позиции театральной "школы   переживания", созданной К.С.Станиславским,  где учитываются личностный  опыт  ребенка и уровень его психофизического развития.

Содержание  образования,  согласно  педагогической  системе  Станиславского, строится по трем разделам:

1.  Актерское  мастерство (с элементами сценического  движения и пантомимики).

2.  Сценическая  речь (техника речи, выразительность  речи).

3.  Искусство  театра (история и специфика театрального  искусства).

Механизм  обеспечения эффективности программы  базируется  на  рефлексии педагога и детей посредством актерского тренинга и ситуационных игр на  каждом учебном  занятии  - действе, организованном по специально созданной  режиссерской модели, включающей в  себя разработку замысла и воплощения  педагогической  идеи как   содержания образования. Такая предварительная  подготовка  обеспечивает открытую режиссуру каждого занятия по данному курсу, дает возможность  активного сотворчества,  соигры,  события педагога  и ребенка и позволяет дошкольнику приобрести необходимый культурный опыт в естественных  условий образовательной среды. Таким образом,  программное содержание представляет собой действенно-игровое по характеру познания и отражения действительности,  где в системе ТВОРЕЦ - ИСПОЛНИТЕЛЬ - ЗРИТЕЛЬ развиваются критические суждения, познавательно-аналитические способности и внутренняя  эмоциональная активность дошкольника.  Поэтому программа "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства" - это одна из версий решения проблемы  гуманизации  образования ребенка дошкольного возраста в театральной деятельности ДОУ, предлагаемая к реализации в виде отдельного учебно-развивающего предмета или в виде  интегративной части образовательного блока.

2.3. Роль  воспитателя в организации

музыкально-театрализованной деятельности дошкольников

Организация детской художественно-творческой деятельности в условиях детского сада облегчается наличием организованных в группе детского сада различных  уголков (музыкальных, театральных  зон и т.д.). Это обусловлено  особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью  — игровой.

В спонтанно  возникающей игре в музыкантов, артистов, художников естественно проявляются  детские творческие порывы. Однако практическим работникам дошкольных учреждений предлагается множество методов косвенного руководства самостоятельной музыкально-творческой деятельностью, а также форм работы с детьми в процессе музыкальных занятий различных видов, среди которых наибольший интерес представляет линейная, индуктивно-дедуктивная, контрастная и взаимопроникающая.

Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность  детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности. Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно-эстетического воспитания.

Используя данные, приведенные в материалах по социально-эмоциональному развитию детей Нижегородского научно-исследовательского социально-педагогического института  валеологии и экологии человека, предлагаем содержание и методику проведения занятия по театрализованной деятельности.

Содержание  занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— игры-драматизации;

— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— отдельные  упражнения по этике;

— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Занятия по театрализованной деятельности выполняют  ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Их задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

— развитие речи и навыков театрально-исполнительской  деятельности;

— создание атмосферы творчества;

— социально-эмоциональное  развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом  литературного произведения или  сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.

Огромную  роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело  направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать  и слышать, но и был готов к  любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а  также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению  его творческого потенциала и  помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность  высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью  и раскованностью не подавить робкого  ребенка, не превратить его только в  зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись  ошибиться. Недопустимо деление  на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и  постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

— понять, разобраться  в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

— помочь ребенку  полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых  может развернуться содействие персонажам произведений.

Занятия по театрализованной деятельности могут  включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги  по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

Занятия по театрализованной деятельности проходят в двух направления:

1    освоение детьми основ актерского  мастерства в процессе выполнения  упражнений творческого характера;

2    освоение детьми технических  приемов, характерных для различных  видов театрального искусства.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности