Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:29, курсовая работа
Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2.Изучить процесс развития творческих способностей
3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации
Вариант 4. Когда
выявление противоречивых свойств
перестанет вызывать у детей трудности,
следует перейти к
- Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;
- Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;
- Сидеть дома - плохо, скучно;
- Можно пригласить гостей - и т.д.
Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала, может быть, ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.
Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.
Следующим
этапом формирования диалектичности мышления
будет выработка у детей умения
чётко формулировать
Приложение .
Системность мышления
Игра "Теремок"
Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
"Собери фигурки"
Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.
"Нелепицы"
Рисуется
картинка по любому сюжету - лес, двор,
квартира. На этой картинке должны быть
8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано
так, как это на самом деле не бывает. Например,
машина с одним колесом, заяц с рогами.
Некоторые ошибки должны быть очевидны,
а другие незаметны. Дети должны показать,
что нарисовано неверно.
Приложение1.
Аня Е.1)Музыку
прослушала до конца.2)Умеет узнавать
знакомую мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;
пляска,полька,марш-песня).4)
Лена
Б.1)Музыку прослушала до
Даша К.1)Музыку
прослушала до конца.2)Умеет узнавать
знакомую мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Вова К.1)Музыку
прослушал до конца.2)Умеет узнавать
знакомую мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Лёша Л.1)Музыку
прослушал до конца.2)Умеет узнавать
знакомую мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Вова Л.1)Музыку
прослушал до конца.2)Умеет узнавать
знакомую мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Максим М.1)Музыку
прослушал до конца.2)Умеет узнавать
знакомую мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Настя
Н. 1)Музыку прослушала до конца.
Валерия
С. 1)Музыку прослушала до конца.
Наташа Х.
1)Музыку прослушала до конца.2)Умеет
узнавать знакомую мелодию по ритмическому
рисунку.3)Отказалась определить музыкальный
жанр (танец;пляска,полька,марш-
Таблица 1
Компоненты развития музыкальных способностей детей
дошкольного возраста и критерии их оценки
Компоненты музыкальных способностей
Критерии оценки компонентов музыкальных способностей
I. Музыкальный слух.
1.
Чистое интонирование
2. Владение широким диапазоном голоса.
3. Слуховое внимание.
II. Музыкальная память.
1.
Запоминание, узнавание и
2.
Наличие музыкального "багажа"
памяти и умение им
III. Чувство ритма. 1.Точность, четкость передачи ритмического рисунка.
IV. Музыкальное движение. 1. Запас танцевальных движений, умений с их помощью передавать характер того или иного образа.
V. Творческие навыки.
1.
Умение сочинить мелодию,
2.
Умение образно мыслить и
Таблица 2
Уровни развития компонентов
музыкальных способностей
Компонент Уровни
Высокий Средний Низкий
-чистое интонирова-ние мел. линии;
-слуховое внимание;
-широкий диапазон голоса не менее
(6-7 звуков).
-правильное инто-нирование отдель-ных отрывков ;
-улучшение после повторного показа;
-небольшой диапа-зон голоса
(4 звука);
-слуховое внимание отрывочное.
-не чистое интони-рование ;
-отсутствие диапа-зона голоса;
-нет слухового внимания.
2.Чувство ритма. -четкая точная пере-дача ритмического рисунка.
-передача отдель-ных элементов рит
мического рис.;
-улучшение пока-зателей после пов-торного показа.
-нет точности пе-редачи ритмичес-кого рисунка;
-нет улучшений показателей после повт. показа.
3. Музыкальная память.
-быстрое запомина-ние, узнавание, вос-произведение муз. материала;
-наличие муз. "бага-жа" памяти.
-неточное запоми-нание и воспроиз-ведение муз. мате-риала;
-небольшой запас муз. "багажа" памяти.
-несформирован-ность навыков запоминания, вос-произведения, уз-навания муз. мат.;
-отсутствие муз. "багажа" памяти.
4.Музыкальное движение.
-большой запас тан-цевальных движен.;
умение передать ими характер образа.
-ограниченный за-пас танц. движ.;
неумение передать характер образа.
-отсутствие запаса танцевальных дви-жений.
5. Творческие навыки. -умение досочинить мелодию, ритмичес-кий рисунок. -неуверенность в сочинении мело-дии, ритмического рисунка. -отсутствие навы-ка сочинения мелодии, ритмич. рисунка.
Таблица 4
Уровни развития музыкальных способностей детей по
заданиям
Уровни Высокий Средний Низкий
кол-во % кол-во % кол-во %
1 8 6 50 5 42
Зад.№2 2 17 4 33 6 50
Зад.№3 2 17 4 33 6 50
Зад.№4 2 17 3 25 7 58
Зад.№5 3 25 2 17 7 58
Зад.№6 - - 8 67 4 33
Зад.№7 - - 3 25 9 75
Средние
данные
12 % 36 % 52 %
Уровни развития музыкальных способностей детей в процентном соотношении