Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2.Изучить процесс развития творческих способностей
3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации

Файлы: 1 файл

Тема.docx

— 87.62 Кб (Скачать файл)

Вариант 4. Когда  выявление противоречивых свойств  перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому   варианту   игры, при кото­ром для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство,    при этом объ­ект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:

- Есть шоколад  хорошо - вкусно, но может заболеть  живот;

- Живот болит  - это хорошо, можно в детский  сад не ходить;

- Сидеть  дома - плохо, скучно;

- Можно пригласить  гостей - и т.д.

Одним из возможных  вариантов игры "Хорошо - плохо" стала, может быть, ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количест­венных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну кон­фету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.

Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала  частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно  специально отводить время. В нее  можно доиграть на прогулке, во время  обеда, перед сном.

Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет вы­работка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ре­бёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) тол­стый, ленивый - (?) трудолюбивый, острый - (?) тупой. Затем можно взять лю­бую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти та­кой объ­ект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На по­следнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать про­тиворе­чия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока). 

Приложение .

Системность мышления

Игра "Теремок"

Детям раздаются  картинки различных предметов: гармошки, ложки, ка­стрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Сле­дующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если ска­жет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ре­бёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инстру­мент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

"Собери  фигурки"

Ребёнку дается набор  вырезанных из плотного  картона  небольших фи­гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав­лива­ются 5-6 картинок с изображением различных  предметов, которые можно сло­жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар­тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред­меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

"Нелепицы"

Рисуется  картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой кар­тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно. 

 Приложение1.

Аня Е.1)Музыку прослушала до конца.2)Умеет узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась определить  музыкальный жанр (танец; пляска,полька,марш-песня).4)Отказалась от выполнения задания (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционано- образным содержанием музыкального произведения).5)Стихотворную строчку,элюстративную картину подбирать отказалась.6)Выразительно читать стихотворение отказалась.7)Смогла показать пластикой, очем эта музыка.

  Лена  Б.1)Музыку прослушала до конца.2)Умеет  узнавать знакомую мелодию по  ритмическому рисунку.3)Отказалась  определить  музыкальный жанр (танец;  пляска,полька,марш-песня).4)Отказалась от выполнения задания (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционано- образным содержанием музыкального произведения).5)Стихотворную строчку,элюстративную картину подбирать отказалась.6)Выразительно читать стихотворение отказалась.7)Смогла показать пластикой,очем эта музыка.

Даша К.1)Музыку прослушала до конца.2)Умеет узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась определить  музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-песня).4)Смогла выполнить задание (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционано- образным содержанием музыкального произведения).5)Стихотворную строчку,элюстративную картину подбирала. 6)Выразительно прочитала стихотворение .7)Смогла показать пластикой,очем эта музыка. 

Вова К.1)Музыку прослушал до конца.2)Умеет узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась определить  музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-песня).4)Смогла выполнить задание (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционано- образным содержанием музыкального произведения).5)Стихотворную строчку,элюстративную картину подбирал. 6)Выразительно прочитал стихотворение .7)Смог показать пластикой,очем эта музыка.

Лёша Л.1)Музыку прослушал до конца.2)Умеет узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась определить  музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-песня).4)Смогла выполнить задание (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционано- образным содержанием музыкального произведения).5)Стихотворную строчку,элюстративную картину подбирал. 6)Выразительно прочитал стихотворение .7)Смог показать пластикой,очем эта музыка.

Вова Л.1)Музыку прослушал до конца.2)Умеет узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась определить  музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-песня).4)Смогла выполнить задание (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционано- образным содержанием музыкального произведения).5)Стихотворную строчку,элюстративную картину подбирал. 6)Выразительно прочитал стихотворение .7)Смог показать пластикой,очем эта музыка.

Максим М.1)Музыку прослушал до конца.2)Умеет узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась определить  музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-песня).4)Отказалась от выполнения задания (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционано- образным содержанием музыкального произведения).5)Стихотворную строчку,элюстративную картину подбирать отказался.6)Выразительно читать стихотворение отказался.7)Смог показать пластикой, очем эта музыка.

   Настя  Н. 1)Музыку прослушала до конца.2)Умеет  узнавать знакомую мелодию по  ритмическому рисунку.3)Отказалась  определить  музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-песня).4)Смогла выполнить задание (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционано- образным содержанием музыкального произведения).5)Стихотворную строчку,элюстративную картину подбирала. 6)Выразительно прочитала стихотворение .7)Смогла показать пластикой,очем эта музыка.

  Валерия  С. 1)Музыку прослушала до конца.2)Умеет  узнавать знакомую мелодию по  ритмическому рисунку.3)Отказалась  определить  музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-песня).4)Смогла выполнить задание (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционано- образным содержанием музыкального произведения).5)Стихотворную строчку,элюстративную картину подбирала. 6)Выразительно прочитала стихотворение .7)Смогла показать пластикой,очем эта музыка.

Наташа Х. 1)Музыку прослушала до конца.2)Умеет  узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась определить  музыкальный  жанр (танец;пляска,полька,марш-песня).4)Смогла выполнить задание (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционано- образным содержанием музыкального произведения).5)Стихотворную строчку,элюстративную картину подбирала. 6)Выразительно прочитала стихотворение .7)Смогла показать пластикой,очем эта музыка. 

Таблица 1

Компоненты  развития музыкальных способностей детей

дошкольного возраста и критерии их оценки

Компоненты  музыкальных способностей

Критерии  оценки компонентов музыкальных  способностей

I. Музыкальный  слух. 

1.     Чистое интонирование мелодической  линии, чувство лада.

2.     Владение широким диапазоном  голоса.

3.     Слуховое  внимание.

II. Музыкальная  память. 

1.     Запоминание, узнавание и воспроизведение  музыкального материала.

2.     Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться.

III. Чувство  ритма. 1.Точность, четкость передачи ритмического рисунка.

IV. Музыкальное  движение. 1. Запас танцевальных движений, умений с их помощью передавать характер того или иного образа.

V. Творческие  навыки. 

1.     Умение сочинить мелодию, ритмический  рисунок.

2.     Умение образно мыслить и передавать  свои чувства в разных видах  музыкальной деятельности (пении,  движении, игре на музыкальных  инструментах) различными выразительными  средствами. 

Таблица 2

Уровни развития компонентов

музыкальных способностей

Компонент Уровни

Высокий Средний Низкий

-чистое  интонирова-ние мел.  линии;

-слуховое  внимание;

-широкий  диапазон голоса не менее

(6-7 звуков).

-правильное  инто-нирование отдель-ных отрывков ;

-улучшение  после повторного показа;

-небольшой диапа-зон голоса

(4 звука);

-слуховое  внимание отрывочное.

-не чистое  интони-рование ;

-отсутствие  диапа-зона голоса;

-нет слухового  внимания.

2.Чувство  ритма. -четкая точная пере-дача ритмического рисунка. 

-передача  отдель-ных элементов рит

мического рис.;

-улучшение  пока-зателей после пов-торного показа.

-нет точности  пе-редачи ритмичес-кого рисунка;

-нет улучшений  показателей после повт. показа.

3. Музыкальная  память. 

-быстрое  запомина-ние, узнавание, вос-произведение муз. материала;

-наличие  муз. "бага-жа" памяти.

-неточное  запоми-нание и воспроиз-ведение муз. мате-риала;

-небольшой  запас муз. "багажа" памяти.

-несформирован-ность навыков запоминания, вос-произведения, уз-навания муз. мат.;

-отсутствие  муз. "багажа" памяти.

4.Музыкальное  движение. 

-большой  запас тан-цевальных движен.;

умение передать ими характер образа.

-ограниченный  за-пас танц. движ.;

неумение  передать характер образа.

-отсутствие  запаса танцевальных дви-жений.

5. Творческие  навыки. -умение досочинить мелодию, ритмичес-кий рисунок. -неуверенность в сочинении мело-дии, ритмического рисунка. -отсутствие навы-ка сочинения мелодии, ритмич. рисунка.

  

Таблица 4

Уровни развития музыкальных способностей детей  по

заданиям

Уровни Высокий Средний Низкий

кол-во % кол-во % кол-во %

1 8 6 50 5 42

Зад.№2 2 17 4 33 6 50

Зад.№3 2 17 4 33 6 50

Зад.№4 2 17 3 25 7 58

Зад.№5 3 25 2 17 7 58

Зад.№6 - - 8 67 4 33

Зад.№7 - - 3 25 9 75

Средние

данные

12 %  36 %  52 %

Уровни развития музыкальных способностей детей  в процентном соотношении


Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности