Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:29, курсовая работа
Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2.Изучить процесс развития творческих способностей
3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации
4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
1. Методика« Солнце в комнате»
Основание. Реализация воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.
Задачи. Обогащение представлений детей солнце. Активизация вербальных реакций (высказываний) детей на музыку и детской фантазии. Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш, качественная аудиозапись музыки С.Прокофьев «Дождь и радуга»
Инструкция к проведению.
Воспитатель, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении
деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) воспитатель дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной» .
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.
Обработка данных.
В ходе обследовании воспитатель оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить» , «Картинку исправлять не нужно» )
2. «Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - «Солнышко на улице» )
б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнышка лампу» ) .
4. Конструктивный
ответ (отделить
2. Методика «Птенцы и невылупившие птенцы»
Основание.
Реализация воображения и
Ц е л ь. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.
Задачи.Обогощение представлений детей о птенцах и невылупившихся птенцах.Активизация вербальных реакций (высказываний)детей на музыку и детской фантазии.Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
Материал. Качественная
аудиозапись музыки "Балет невылупившихся
птенцов" из фортопеанной сюиты М.П.Мусорргского
"Картинки с выставки"(например,в
исполнении С.Рихтера),магнитофон,яйцо,
Инструкция к проведению.
Воспитатель, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, воспитатель складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".
Обработка данных.
В ходе обследования ребенка воспитатель фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
2. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бывает") - Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.)
Ответы комбинирующего
типа: сохранение целостности изображения
при сгибании рисунка, включение
нарисованного персонажа в
3. Методика "Как спасти зайку"
Основание.
Надситуативно-
Цель. Оценка
способности и превращение
М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
Обработка данных.
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень.
Ребенок выбирает блюдце или ведерко,
а также палочку при помощи,
которой можно зайку поднять
со дна, не выходя за рамки простого
выбора; ребенок пытается использовать
предметы в готовом виде, механически
перенести их свойства в новую
ситуацию. Второй уровень. Решение
с элементом простейшего
4. Методика "Дощечка"
Основание. Детское экспериментирование.
Цель. Оценка
способности к
Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)
Инструкция к проведению.
Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".
Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"
Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
Обработка данных.
При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.
Игра-фантазия "Полет шмеля"
Цель.Развитие
творческого воображения детей старшего
дошкольного
Приложение 4.
Игры на развитие ассоциативности мышления
Игра "Что на что похоже "
3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.
"Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук)
Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
"Волшебные кляксы "
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
Игра "Словоассоциации"
Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:
3 с хлебобулочными изделиями.
4 с созвучными словами: барон, бекон.
5
с рифмующимися словами: кулон,
Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.
Ассоциативность
мышления можно развивать что
называется "на ходу". Гуляя с
детьми можно вместе подумать, на что
похожи облака, лужи на асфальте, камушки
на берегу.
Приложение .
Игры на развитие диалектичности мышления.
Игра "Хорошо - Плохо"
Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.
- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уколоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант 2. Для
игры предлагается объект, имеющий
для ребенка конкретную социальную
значимость или вызывающий у него
стойкие положительные или
Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положительных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.
- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.
Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.