Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2.Изучить процесс развития творческих способностей
3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации

Файлы: 1 файл

Тема.docx

— 87.62 Кб (Скачать файл)

4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

1. Методика«  Солнце в комнате»  

 Основание.  Реализация воображения. 

Цель. Выявление  способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в  контексте заданной ситуации путем  устранения несоответствия. Активизация  и развитие творческого воображения  дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Задачи. Обогащение представлений детей солнце. Активизация  вербальных реакций (высказываний) детей  на музыку и детской фантазии. Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой  находится че­ловечек и солнце; карандаш, качественная аудиозапись музыки С.Прокофьев «Дождь и радуга»

Инструкция  к проведению.

Воспитатель, показывая ребенку картинку: «Я даю  тебе эту картинку. По­смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении

деталей из­ображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) воспитатель дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари­совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль­ной» .

Пользоваться  карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ­яснить,  что нужно сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании воспитатель оценивает попытки  ребенка исправить рисунок. Обработка  данных осуществляется по пятибалльной системе:

1.   Отсутствие  ответа, непринятие задания («Не  знаю, как исправить»  , «Картинку исправлять не нужно»  )

2.   «Формальное  устранение несоответствия (стереть,  закрасить сол­нышко) Содержательное устранение несоответствия:

а) простой  ответ (Нарисовать в другом месте - «Солнышко  на улице»  )

б) сложный  ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнышка лампу»  ) .

4.   Конструктивный  ответ (отделить несоответствующий  элемент от дру­гих,  сохранив  его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать»  , «Нари­совать окно» , «Посадить солнышко в рамку»   и т.д.).

2. Методика  «Птенцы и невылупившие птенцы»  

 Основание.  Реализация воображения и фантазии.

Ц е л ь. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Задачи.Обогощение представлений детей о птенцах и невылупившихся птенцах.Активизация вербальных реакций (высказываний)детей на музыку и детской фантазии.Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Материал. Качественная аудиозапись музыки "Балет невылупившихся птенцов" из фортопеанной сюиты М.П.Мусорргского "Картинки с выставки"(например,в исполнении С.Рихтера),магнитофон,яйцо,картинки с изображением птенцов,крупная мягкая игрушка-птенец,необходимые предметы для рисования красками или восковыми мелками на каждого ребенка.

Инструкция  к проведению.

Воспитатель, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту кар­тинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслу­шав ответ, воспитатель складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка рас­правля­ется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего при­меняется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка воспитатель фиксирует  об­щий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществля­ется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла.  Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

2.   Отсутст­вие ответа, не­принятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет",  "Так не бы­вает") - Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находя­щихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы",  "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.)

Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения  при  сгибании рисунка, включение  нарисованного персонажа в новую  ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых  компози­ций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. Некото­рые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме,  кото­рую прини­мает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала по­хожа на мос­тик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу

3. Методика "Как спасти зайку"

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на прео­бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

М а т  е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция  к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку  зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый ша­рик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчи­ком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на­чался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка  и их обоснование. Данные оцениваются  по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять  со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически  перенести их свойства в новую  ситуацию. Второй уровень.  Решение  с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором  зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Третий уровень. Для спасения зайки  предлагается использовать сдутый воздушный  шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка  на шарике может улететь") или  сделать из листа кораблик. У детей  находящихся на этом уровне, имеет  место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка.

 

4. Методика "Дощечка"

Основание. Детское экспериментирование.

Цель. Оценка способности к экспериментированию  с преобразующимися объектами.

Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

Инструкция  к проведению.

Дощечка в  развернутом виде лежит перед  ребенком на столе. Психолог: "Давай  теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".

Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его  и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

Услышав ответ  ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

Обработка данных.

При обработке  данных оценивается количество неповторяющихся  ответов ребенка (называние формы  получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

Игра-фантазия "Полет шмеля"

  Цель.Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного 

Приложение 4.

 

Игры на развитие ассоциативности мышления

Игра "Что  на что похоже "

3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь,  а остальные участники игры  догова­риваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят веду­щий на­чинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадав­ший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий пред­мет для ассоциации.

 

"Сюрреалистическая  игра " (рисунок в несколько  рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент  своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

 

"Волшебные  кляксы "

Перед игрой  изготавливают несколько клякс: на середину листа вылива­ется не­много чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разво­рачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие пред­метные изо­бражения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто на­зовёт больше всего предметов.

Игра "Словоассоциации"

Взять любое  слово, например, батон. Оно ассо­цииру­ется:

3    с хлебобулочными изделиями.

4    с созвучными словами: барон,  бекон.

5    с рифмующимися словами: кулон,  салон.

Создать как  можно больше ас­социа­ций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что  называется "на ходу". Гуляя с  детьми можно вместе подумать, на что  похожи облака, лужи на ас­фальте, ка­мушки на берегу. 

Приложение .

Игры на развитие диалектичности мышления.

Игра "Хорошо - Плохо"

Вариант 1. Для  игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вы­зы­вающий у него стойких ассоциаций, не связанный  для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку  предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его  качества с точки зрения ребенка  положи­тельные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что  в предлагаемом объекте плохо, а  что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

- Нравится, что красный. Не нравится, что  тонкий.

- Хорошо, что  он длинный; плохо, что он  остро заточен - можно уко­лоться.

- Удобно  держать в руке, но неудобно  носить в кармане - ломается.

Рассмотрению  может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. На­пример, хорошо, что карандаш длинный - может служить  указкой, но плохо, что не входит в  пенал.

Вариант 2. Для  игры предлагается объект, имеющий  для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные  эмоции, что приводит к субъективной однозначной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также  как и в варианте 1.

Вариант 3. После  того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положитель­ных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в кото­рые ста­вятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

- Хорошо, если  утром. Быстро просыпаешься и  бодрым себя чувствуешь. Но плохо,  если ночью - мешает уснуть.

Не следует  бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого  воспринимались детьми исключительно  однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности