Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:29, курсовая работа
Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2.Изучить процесс развития творческих способностей
3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.
Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.
Детское музыкальное
творчество по своей природе синтетическая
деятельность. Оно может проявляться
во всех видах музыкальной
Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.
Инструментальное
творчество детей, как правило, проявляется
в импровизациях, т.е. сочинении во
время игры на инструменте, непосредственном,
сиюминутном выражении
Одно из
условий обеспечивающих успешное инструментальное
творчество – владение элементарными
навыками игры на музыкальных инструментах,
различными способами звукоизвлечения,
которые позволяют передать простейшие
музыкальные образы (цокот копыт, волшебные
падающие снежинки). Важно, чтобы дети
понимали, что, создавая какой либо образ,
необходимо выразить настроение, характер
музыки. В зависимости от характера образа,
который предстоит передать, дети выбирают
определенные выразительные средства,
это помогает детям глубже прочувствовать
и осознать особенности выразительного
языка музыки, побуждает к самостоятельным
импровизациям.
1.3.Роль диагностики
на развитие творческих
Диагностикой
музыкального обучения является определение
результатов творческого
Решение образовательных, воспитательных задач средствами музыкального искусства с детьми без провидения диагностического обследования и определения уровня музыкального развития детей. Выявление особенностей музыкального развития ребенка дает возможность определить организационные, дидактические и музыкального воспитания. Являясь составной частью процесса в дошкольном образовательном учреждении, диагностика музыкально-творческих возможностей детей проводится в начале и в конце учебного года. Только на основе ее данных возможно планирование музыкального воспитания дошкольников. Обследование музыкальных возможностей дошкольников строится на основе общепризнанных диагностических подходов к определению возможностей ребенка в музыкальной деятельности и современных требований к гуманистически ориентированному музыкальному воспитанию. Методика исследования развития творческие детей. Развитие методики музыкального воспитания детей как в области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской работы в этой области. В организации научно-исследовательской работы очень важен правильный выбор форм и методов научного исследования. «Методы исследования - это инструменты, с помощью которых познают истину, открывают закономерные связи явлений объективного мира».
Методика исследования должна соответствовать конкретным задачам, и правильно отражать специфику изучаемых явлений. Как правило, в педагогических исследованиях применяются педагогические, социологические, экспериментальные методы. К ним относятся: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, изучение детских творческих работ и документации учебно-воспитательного учреждения, работа с литературными источниками и др.
Методы наблюдения
достаточно широко применяется в
педагогических работах и определяется
как «относительно
Для того чтобы наблюдение было целенаправленным, необходимо предварительно составить план наблюдения и определить те конкретные вопросы, которые требуется изучить в процессе наблюдения и дать на них ответ. Наблюдение должно быть объективным, планомерным, систематическим, преднамеренным.
Педагогический эксперимент - «это воспитание в точных учитываемых условиях».
В педагогических исследованиях применяются два вида эксперимента: естественный и лабораторный (клинический).
Естественный проводится в форме обычных занятий.
Лабораторный
эксперимент имеет
констатирующий;
формирующий;
контрольный (итоговый).
Констатирующий
эксперимент имеет цель
Формирующий
эксперимент предполагает обучение
детей на основе разработанной педагогом-
Контрольный
эксперимент завершает
Из всего
выше сказанного можно сделать вывод,
что дошкольный возраст, даёт прекрасные
возможности для развития музыкальных
способностей к творчеству. И от того,
насколько были использованы эти возможности,
во многом будет зависеть творческий потенциал
взрослого человека.
Глава 2. Театрализованной деятельности как средство развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Творческие
способности у детей
2.1. Творческие игры как вид театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
Это объясняется двумя основными моментами: в - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.
Как отмечает
Петрова В.Г., театрализованная деятельность
это форма изживания
В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.
Другой причиной
близости драматической формы для
ребенка является связь всякой драматизации
с игрой. Драматизация ближе, чем
всякий другой вид творчества, непосредственно
связана с игрой, этим корнем всякого
детского творчества, и поэтому наиболее
синкретична, т. е. содержит в себе элементы
самых различных видов
В этом и
заключается наибольшая ценность детской
театрализованной деятельности и дает
повод и материал для самых
разнообразных видов детского творчества.
Дети сами сочиняют, импровизируют
роли, инсценируют какой-нибудь готовый
литературный материал. Это словесное
творчество детей, нужное и понятное
самим детям. Изготовление бутафории,
декораций, костюмов дает повод для
изобразительного и технического творчества
детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все
эти занятия приобретают смысл
и цель как часть общего, волнующего
детей замысла. И, наконец, сама игра,
состоящая в представлении
Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей (2, 21).
А умело, поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи» Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
Это способствует развитие творческих способностей проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.
Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших [5,40].
В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Тематика
и содержание театрализованной деятельности,
как правило, имеют нравственную
направленность, которая заключена
в каждой сказке.(5,41). Ребенок начинает
отождествлять себя с полюбившимся
образом, перевоплощается в него,
живет его жизнью это самый
частый и распространённый вид театрализованной
деятельности как развитие детского
творчества. Поскольку положительные
качества поощряются, а отрицательные
осуждаются, то дети в большинстве
случаев хотят подрожать