Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2.Изучить процесс развития творческих способностей
3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации

Файлы: 1 файл

Тема.docx

— 87.62 Кб (Скачать файл)

4)Уметь рассказать  о картине которую мысленно нарисовал.

5)Уметь подобрать  в памяти стихотворную строчку,  элюстрационную картину

6)Выразительно  прочитать её (стихотворную строчку).

7)Пластикой  показать о чём эта музыка.

Детям дана прослушать музыку Г.Свиридов «Метель». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению и проиграть на музыкальном ин струменте,с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№3

1)Прослушать  музыку Е.Тиличеевой «Лошадки».

2)Мысленно  нарисовать картину и проиграть  (прохлопать).

3)Уметь рассказать  о картине которую мысленно нарисовал. 

4)Уметь  рассказать о музыке (характер  музыки, выразительность музыки).

5)Уметь в  памяти подобрать стихотворную  строчку, элюстрационную картину.

6)Выразительно  прочитать её (стихотворную строчку).

7)Пластикой  показать, о чём эта музыка.

Детям дана прослушать музыку Е.Тиличеевой «Лошадки». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению и прохлопать, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№4

1)Прослушать  музыку Э.Григ "Шествие гномов".

2)Мысленно  нарисовать картину, проиграть  на музыкальных инструментах  и выполнить элементы танца.

3)Уметь рассказать  о картине, которую мысленно  нарисовал.

4)Уметь рассказать  о музыке (характер музыки, выразительность  музыки).

5)Уметь в  памяти подобрать стихотворную  строчку, элюстрационную картину.

6)Выразительно  прочитать её (стихотворную строчку).

7)Пластикой  показать, о чём эта музыка.

Детям дана прослушать музыку Э.Григ "Шествие гномов". Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению   прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№5

1)Прослушать  музыку Е.Тиличеевой "Весёлые лягушата".

2)Мысленно  нарисовать картину, проиграть  на музыкальных инструментах  и выполнить элементы танца.

3)Уметь рассказать  о картине, которую мысленно  нарисовал. 

4)Уметь рассказать  о музыке (характер музыки, выразительность  музыки).

5)Уметь в  памяти подобрать стихотворную  строчку, элюстрационную картину.

6)Выразительно  прочитать её (стихотворную строчку).

7)Пластикой  показать, о чём эта музыка.

Детям дана прослушать музыку Е.Тиличеевой «Весёлые лягушата». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению   прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только две девочки. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять. Дети прослушали все музыку доконца, а Вова К.,Настя Н.,Даша К.,Наташа Х.,Валерия С., просили поставить прослушать еще раз. Музыка очень понравилась детям. Все задания выполняли с удовольствием, не смотря на то, что не которые задания вызывали у некоторых детей затруднение, а не которые отказывались выполнять задания.

Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки.

После проведения ряда заданий группа была разделена  на две подгруппы контрольную  группу и экспериментальную группу по пять человек в каждой.Группа разделена порезультатом выполненных заданий.(См.Приложение).

Контрольная группа:                       Экспериментальная группа

Аня Е.                                                           Вова К.

Лена Б.                                                          Настя Н.

Максим М.                                                   Даша К.                                                                                         

Вова Л.                                                         Наташа Х

Лёша Л.                                                        Валерия С.                                                                   

3.2.Формирующий  эксперимент

Цель- предполагает обучение детей на основе разработанной  педагогом-исследователем оригинальной методики, отличающийся от традиционных подходов, и ее апробацию с целью  выявления эффективности.В начале учебного года  был составлен план работы кружка по определенным темам: “Книги - наши друзья”, “Волшебница Осень”, “Весна красна”, “Дружба”, “В гостях у сказки” включила практический выход на сцену с премьерой сказки “Кошкин дом”, который затем показали на семинаре, посвященный игре.

Занятия  проводились с детьми старшей  группы, продолжила работу в подготовительной группе.  Занятия провобились с экспериментальной группой по 30-40 мин. Индивидуальную работу и репетиции проводились за неделю или за две до спектакля. На занятиях было необходимо музыкальное сопровождение и аудиотехника. Помогала в этом музыкальный руководитель. У старших детей репетиции занимали час,  но дети не уставали, и даже просили продолжить занятия. Занятия всегда начинались с переклички. Дети по очереди выходили на сцену и с гордостью называли свое имя и фамилию. Учились кланяться, вселяя уверенность в себе, учились не бояться говорить. Занятия строились на технике речи - чистоговорки, разминки языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция. На первых занятиях говорили о театре, о том, как он возник, знакомились с Петрушкой. В ходе занятий дети придумали различные истории, учились выходить из-за занавеса и начинать говорить с выражением. Особую роль уделялась развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводились игры “Веселые превращения”, “Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери, “Игры с воображаемыми предметами” (с мячом, с куклой и др.).

В ходе занятий  применялось чтение художественной литературы, вместе с детьми сочиняли истории, играли в развивающие игры “Мое настроение ”, игры-драматизации: “На лесной поляне”, “На болоте”, проигрывали мини-этюды, пантомимы, проводили конкурсы литературной викторины, которые вызывали у детей большой  восторг. Использовали шапочки, костюмы, атрибуты, магнитофонные записи, а  также привлекала родителей к  изготовлению костюмов и декорации  для спектаклей, в которых их дети принимали участие.

Постоянно знакомились с произведениями детских  писателей К.И.Чуковского. С.Я.Маршака, А.Л.Барто. После их прочтения проводилось обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляли характер героев, положительный или отрицательный, и как можно его показать, проиграть.

Часто проводились  развивающие игры “Что ты слышишь  за окном?”, “Передай позу”, “Летает - не летает”, “Растет - не растет”, “Живой телефон”, которые развивают у  детей память, слуховое внимание, координацию  движения, воображение и фантазию. Применялись упражнения и этюды: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение детей” (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные эмоции “ГРУСТЬ”, “РАДОСТЬ”, “ГНЕВ”, “УДИВЛЕНИЕ”, “СТРАХ”… Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Проводились игры на жестикуляцию “УХОДИ”, “СОГЛАСИЕ”, “ПРОСЬБА”, “ОТКАЗ”, “ПЛАЧ”, “ПРОЩАНИЕ”. А также игры по технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”, “Достань язычком губу, нос, щечку” и на дыхание: “Эхо”. “Ветер” и др. И на развитие фантазии “Продолжи сказку…”.

Большую роль уделялась работе над самим спектаклем. Сначала выбирали с детьми сказки, которые  хотели бы поставить. Распределяли роли по желанию детей. Готовые сценарии  старалась брать из книг только в  стихах, или переделывала сказки на новый лад - на стихотворную форму. Так  из простых русских народных сказок “Колобок”, “Теремок” происходило  превращение в новую, более интересную сказку. Дети с удовольствием заучивали  свои, иногда даже большие роли в  стихах. Затем работа шла над отдельными эпизодами с текстом. Проигрывая каждую роль, показывала детям, какие  при этом надо применять жесты  и как выражать мимикой характер и настроение героев. Потом подбирали с музыкальным руководителем сопровождение. Соединяли различные эпизоды сказки с сопровождением музыкального инструмента. Заключительный этапом подготовки спектакля было повторный показ и генеральная репетиция. Вместе с родителями изготовляли костюмы и декорации к постановкам.

В подготовительной группе были поставлены сказки на новый (стихотворный) лад, - это и “Колобок”, “Маша и медведь”, “Теремок”, “Гриб-боровик”, “Снежная королева”, “Кошкин дом”. И все, кто видел спектакли, это и сотрудники детского сада и особенно родители - давали им положительную оценку. По словам родителей, после занятий в кружке их дети стали более эмоциональны, более раскрепощенные и выразительные.

Показывали  свои сказки и детям младших групп, а однажды в литературной викторине  в роли “Сказочника” играла мама одного ребенка, и ей самой это тоже очень  понравилось. А как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья! Особый интерес  проявляется, когда они сами играют свои роли и ждут новых репетиций. Вместе с детьми подготовили и  показали театрализованные спектакли  по сказкам “Волк и семеро козлят”  “Репка”, “Рукавичка”, “Кто сказал МЯУ?”, “Лесной пожар”, в которых играли сами малыши, что вызывало у них  большой восторг от игры.        

 

3.3.Контрольный  эксперимент

На этом этапе используются те же диагностические  методики,что и в констатирующем эксперименте,чтобы сопоставить результаты обследования исспытуемых или условий их музыкального развития.На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.

      Цель:

Задание№1

1)Прослушать  музыку П.И.Чайковского «Подснежник».

Детям дана прослушать музыку П.И.Чайковского «Подснежник».Музыку прослушали до конца все дети,некоторые дети попросили еще раз прослушать музыку. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыки и выразительности музыки смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. Спластикой справились все десять человек. 

Задание№2

1)Прослушать  музыку Г.Свиридова «Тройка»

Детям дана прослушать музыку Г.Свиридов «Тройка». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению и проиграть на музыкальном ин струменте,с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. Спластикой справились все десять человек.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности