Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 18:20, курсовая работа
Целью исследования является исследование развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, на основании которого выявить теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.
2. Проанализировать уровень развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте
4. Разработать программу, направленную на развитие творческих способностей младших школьников
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии………………………………………………7
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии……………………………………..7
1.2. Психологическая сущность творческих способностей…………………12
1.3. Арт-терапия как средство развития творческих способностей……….19
1.4. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….27
1.5. Выводы по первой главе………………………………………………….32
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте…………………35
2.1. Организация и методы исследования…………………………………...35
2.2 Методы и Анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей детского младшего школьного возраста ………………………………………………………………………………...…37
2.3.Теоретическое обоснование программы………………………………….47
2.4. Оценка эффективности реализованной программы…………………...67
2.4. Выводы по второй главе………………………………………………….76
Заключение……………………………………………………………………..78
Список используемых источников и литературы……………………………79
Формированию креативного воображения способствуют:
использование на начальном этапе обучения специальных знаний на конструирование, которые выполняются учащимися на предметно-действенном уровне.
использование заданий, моделирующих деятельность воображения на наглядно-образном уровне.
использование на уроках
предметно-практического
направленность обучения на развитие у учащихся способностей к сюжетному конструированию, включению заданных элементов в простой, а затем в развернутый контекст.
акцентирование внимания на изображении создаваемых объектов в динамике.
выделение деятельности работы с формой, предлагающей создание на основе форм исходных материалов образов различных объектов.
предоставление учащимся свободы в выборе материалов для изготовления объектов.
включение в качестве структурного элемента на уроках предметно-практического обучения режиссерских и сюжетно-ролевых игр.
создание в процессе занятий проблемных ситуаций, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность творческого воображения и способствует формированию механизмов комбинаторики данного психического процесса[31].
В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего “Я”.
Цель исследовательской деятельности – определение эффективности использования методов арт-терапии в развитии творческих способностей младших школьников.
Практические задачи исследования:
Описание базы исследования:
Наше исследование проводилось на базе «МБОУ средняя общеобразовательная школа № 17. В исследовании принимали участие 40 учащихся начальной школы в возрасте 8-9 лет. Все они составляют группу учащихся двух вторых классов, где обучение ведется по развивающей программе “Школа 2100”.
20 учащихся составляют
Целесообразность выбора данной группы испытуемых обусловлена многими теоретическими и практическими обоснованиями. Младший школьный возраст является синзетивным в развитии личности ребенка. Согласно данным педагогической психологии известных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева данному возрасту соответствуют определенные психические новообразования – одно из них – учебная деятельность. И это вполне понятно, имеется немало свидетельств, указывающих, что обучаемость младших школьников в некотором отношении превосходит обучаемость школьников последующих классов.
В процессе осуществления учащимися учебной деятельности, происходит систематическое решение учебных задач посредством учебных действий, что способствует развитию у них мыслительного анализа, рефлексии и планирования как основных компонентов теоретического мышления, что и является предметом нашего исследования. Как справедливо замечал В.В. Давыдов, что не всякая учебная деятельность способствует этому развитию. Этому развитию способствует развивающая учебная деятельность, что вполне обосновывает выбор данной группы испытуемых, обучающихся по развивающей программе.
Одним из научных руководителей данной программы является А.А. Леонтьев. Ниже приведем его выдержки по поводу принципов построения данной программы.
Развивающая программа, по мнению А.А. Леонтьева, формирует творческие способности и потребности в творчестве. Будь оно научным или техническим, художественным или социальным, этическим или педагогическим. Она ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию.
Программа опирается
на развивающую парадигму образова
Таким образом, система обучения способствует формированию у ребенка – гибкости ума, самостоятельности ума, творчества, перехода мышления на новую и более высокую ступень.
При исследовании креативности был использован тест Е.П. Торренса, который позволяет измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности. Е.П. Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становится чувствительным к проблемам, дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды, определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположение и гипотезы о возможных решениях, проверяет и перепроверяет эти гипотезы, модифицирует их и снова проверяет и окончательно обосновывает результаты.
Нами был использован тест “Незавершенные фигуры” из невербальной батареи Е.П. Торренса. Использование невербальной формы обусловлено некоторыми моментами. Почти все теории творческой деятельности подчеркивают важную роль, которую играют в творчестве эмоциональные факторы, физическое самочувствие, психологический климат. Важным фактором, влияющим на проявление творческой активности, является мотивация испытуемых при выполнении заданий, поскольку любой вид творчества требует больших энергетических затрат.
Таким образом, выполняя задания этого теста, испытуемые не будут напряжены в погоне за результатом. Процедура тестирования не будет напоминать учебную. Рисуночная форма задания замотивирует младших школьников и тем самым будет создана обстановка, благоприятная для проявления креативности. Художественный уровень исполнения рисунков не оценивается. И еще необходимо отметить, что фигурная форма в наименьшей степени зависит от национальных, социальных и других различий по сравнению с вербальной формой.
Тест “Незавершенные фигуры” – является адаптацией рисуночных тестов, предложенных К. Френком. Обследуемому предлагается дорисовать десять незаконченных фигур, порождающих у него желание завершить их простейшим путем согласно законам гештальтпсихологии. Поэтому, для того, чтобы создать оригинальный рисунок, обследуемый должен противодействовать этому стремлению, воздерживаясь от первичного импульса немедленно замкнуть фигуру. Все десять незаконченных фигур отличаются друг от друга, но навязывают человеку определенные устойчивые образы. При процедуре измерения необходимо четко осознать концепцию креативности Е.П. Торренса: содержание показателей беглость, гибкость, оригинальность, тщательность разработки идей, сопротивление замыканию как характеристик этого процесса.
В работе над тестом Е.П. Торренс во многом опирался на теорию дивергентного (творческого) мышления Дж. Гилфорда.
Дж. Гилфорд определяет четыре классических свойства дивергентного мышления следующим образом:
1. “Беглость” – способность
продуцировать большое
2. “Гибкость” – способность
применять разнообразные
3. “Оригинальность” – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи.
4. “Разработанность”
– способность детально
К этому перечню Е.П. Торренс добавил еще несколько характеристик. Одну из них мы взяли для измерения креативности – “сопротивление замыканию”.
5. “Сопротивление замыканию” отражает способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи. Этот показатель больше всего коррелируется с оригинальностью. Так как показатель “оригинальность” является значимым для характеристики креативности, то это обуславливает наш выбор.
Баллы за каждый показатель заносятся в оценочный лист в соответствующие графы, затем подсчитываются суммарные баллы. “Сырые” баллы по показателям: оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию преобразуются в стандартную “Т-шкалу”.
Преобразование в стандартную “Т-шкалу” происходит по следующей формуле:
, где
Ti – шкальное значение показателя у данного испытуемого;
Xi – сырая оценка показателя у данного испытуемого;
М – среднее арифметическое значение показателя, полученное на соответствующей возрастной выборке; G – стандартное отклонение значений показателя, полученное на соответствующей возрастной выборке.
Нормативные данные (М, G), необходимые для получения Т-баллов, представлены в приложении. Значения по Т-шкале 50±10 соответствуют возрастной норме.
Таким образом, полученные значения дают возможность определить уровень проявления показателей креативности.
Количественный анализ результатов.
Полученные значения
по показателям творческих способностей
экспериментальной и
Переведя “сырые” баллы в шкальные Т-баллы, мы распределили полученные данные по трем группа – выше нормы, норма, ниже нормы.
Наглядно результаты представлены на рисунках.
Рисунок № 1 “Соотношение показателей творческих способностей в экспериментальной группе”.
Из рисунка видно, что
у детей выявлен высокий
Рисунок № 2. “Соотношение показателей творческих способностей в контрольной группе”.
Из рисунка видно, что
у детей выявлен высокий
Качественный анализ результатов.
Соотнося отдельные
показатели творческих способностей в
экспериментальной и
Высокие баллы по
показателю беглость
А вот показатель гибкость позволит оценить, насколько эти идеи были разнообразны. Как мы можем убедиться, почти все испытуемые продемонстрировали хорошую гибкость мышления, что отражено в хорошей способности, выдвигать разнообразные идеи и стратегии, переходить от одного аспекта к другому. Эти испытуемые имеют хорошую информированность, хороший интеллектуальный потенциал.
Насколько выдвинутые идеи были оригинальны, мы оценим по показателю оригинальность.
Основная часть испытуемых способна выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных. Наличие данной способности характеризует испытуемых как имеющих хорошую интеллектуальную активность и неконформность. Они смогли избежать мелких, очевидных и неинтересных идей. Соответственно, испытуемые с низкой оригинальностью предложили очевидные и банальные идеи.
Информация о работе Развитие творческих способностей младшего школьника с помощью арт-терапии