Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 18:20, курсовая работа
Целью исследования является исследование развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, на основании которого выявить теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.
2. Проанализировать уровень развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте
4. Разработать программу, направленную на развитие творческих способностей младших школьников
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии………………………………………………7
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии……………………………………..7
1.2. Психологическая сущность творческих способностей…………………12
1.3. Арт-терапия как средство развития творческих способностей……….19
1.4. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….27
1.5. Выводы по первой главе………………………………………………….32
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте…………………35
2.1. Организация и методы исследования…………………………………...35
2.2 Методы и Анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей детского младшего школьного возраста ………………………………………………………………………………...…37
2.3.Теоретическое обоснование программы………………………………….47
2.4. Оценка эффективности реализованной программы…………………...67
2.4. Выводы по второй главе………………………………………………….76
Заключение……………………………………………………………………..78
Список используемых источников и литературы……………………………79
Материалы:
Ход занятия:
«Доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня мы поприветствуем друг друга ладошками. Для этого потрем свою ладошку о ладошку соседа слева. Мы потремся ладошкой с Сережей. Доброе утро. Ира потрется ладошкой с Дашей. А теперь давайте поздороваемся плечами, спинами, лбами. Замечательно!
Сегодня я хочу предложить вам самим стать волшебниками и отправиться в сказочное путешествие в волшебную страну. Но в эту страну можно попасть только с помощью волшебного кольца, которое мы сейчас будем передавать друг другу».
Дети по кругу передают друг другу кольцо (желательно перстень с массивным и красивым камнем).
«Вот мы с вами и в волшебной стране. Каждый из вас превратился в маленького волшебника. А ведь у каждого вол волшебника есть какие-то волшебные вещи, верно? И сегодня мы все вместе тоже создадим волшебство — волшебные краски, чтобы в сказочной стране всегда царило хорошее сказочное настроение. Вы готовы приступить к работе? Тогда начнем. Вот наш сказочный поднос со всеми необходимыми вещами (на подносе стоит мука в стаканчиках, гуашь, соль, подсолнечное масло, вода, клей ЕВА). Возьмите в руки стаканчик с мукой. Давайте познакомимся с ней, размешайте ее ручками. Какая мука на ощупь? (мягкая, холодная). Дайте ей частичку своего тепла, вдохните в нее волшебную силу, и она станет тепленькой. У кого уже тепленькая? Теперь мы добавим соль. Возьмите пятью пальчиками и смешайте с мукой. Мука никогда не встречалась с солью, она ее боится. Надо их подружить. Перемешиваем. А теперь в наш сосуд мы добавим волшебный эликсир и снова все хорошенечко перемешиваем (каждому ребенку на ладошку наливаем столовую ложку масла). Волшебный эликсир придаст нашей краске блеск. Теперь будем добавлять «живую воду», чтобы у нас получилась настоящая волшебная краска. Подружите воду с содержимым нашего сосуда, перемешайте хорошо, чтобы у нас получилась настоящая волшебная краска. Перемешайте хорошо, чтобы не оставалось комочков, иначе краска может не получиться (добавляем воду, чтобы тесто было жидким до густоты сметаны). Теперь мы добавим клей ПВА, чтобы наши картины были прочными и хорошо приклеились к картону. Снова хорошо перемешиваем. Вот уже почти все готово. Нам осталось придать нашей Волшебной краске цвет. Выберите себе гуашь, которая вам нравится, и добавьте не немножко в краску.
Вы молодцы!
Вы сотворили настоящее волшебство
Детям предлагается прессованный картон разного размера, включается спокойная музыка, и дети рисуют руками.
«Какие прекрасные картины у нас получились! Они все такие разные, потому что и мы с вами тоже все разные. В этом наша исключительность и непохожесть друг на друга. А таким людям никогда не бывает скучно вместе.
Но нам уже пора возвращаться. Мы сегодня были волшебниками в сказочной стране. Мы учились творить Волшебные краски. Мы получили бесценный опыт радости от совместной работы. Все это пригодится нам в нашей жизни. Давайте возьмем этот опыт из нашей сказочной страны. А теперь пришло время возвращаться. Наше волшебное кольцо поможет вернуться из волшебной страны домой».
Дети передают друг другу кольцо.
«Ну, вот мы и дома. Спасибо. До свидания».
ЗАНЯТИЕ 6. «СТРАНА ФАНТАЗИЯ»
Материалы:
Ход занятия:
«Доброе утро, ребята, я рада всех видеть! Сегодня мы поприветствуем, друг друга тихо, как капает дождик.
Ребята, что изменилось сегодня в нашей комнате? (Дети замечают, что большое зеркало закрыто тканью.) Я открою вам маленький секрет: это ворота в сказочный мир. Кто пройдет через них, тот наделяется волшебной силой и сам может творить самые разные чудеса. Итак, я предлагаю отправиться в путь».
У зеркала
детей встречает Страж
Первая задача:
В одной сказочной стране есть огненная река, ничего живого не растет у ее берегов. Как можно перейти огненную реку?
Вторая задача:
За лесами, за горами, за морями и полями течет Молочная река Кисельные берега. Как вы думаете, что будет с тем, кто в ней искупается?
Третья задача:
Перед вами Чудо-Юдо зверь диковинный. Отгадайте, каких зверей он в себя спрятал?
Ну, молодцы! Теперь я вижу, что вас можно пустить в нашу страну».
Ткань падает с зеркала, дети по одному подходят и смотрятся в зеркало. Таким образом осуществляется «переход» в сказочный мир.
«Вот мы и добрались. Посмотрите, в стране Фантазии нас встречает главная мастерица Королевского дворца, зовут ее Искорка (психолог показывает куклу, сделанную из пластикового стаканчика). Она очень рада вас видеть и приглашает познакомиться с жителями страны Фантазии. Давайте сейчас закроем глаза и представим, как выглядят жители этой страны. Представили? А теперь каждый из вас сможет сам создать одного из жителей этой чудесной страны и рассказать о нем. Создать жителей страны Фантазии вы сможете из материалов, которые находятся на этом столе».
Дети с помощью психолога изготавливают кукол из стаканчиков.
«Какие замечательные жители появились в стране Фантазии! Давайте познакомимся с ними поближе».
Дети по очереди заходят за импровизированную ширму и представляют своих кукол.
«Спасибо! А сейчас нам пора прощаться с жителями страны Фантазии и возвращаться домой. Но мы еще непременно сюда вернемся и встретимся с ее жителями».
Дети выходят из страны так же, как и входили.
«На этом наше занятие заканчивается. До свидания».
Процесс изготовления куклы из стаканчика
На листе плотного картона нарисовать голову куклы, шею и руки. Шея у всех кукол длинная — приблизительно 4,5 см и шириной 1—1,5 см. Когда голова с длинной шеей и руки вырезаны, изготавливаем туловище из пластикового стаканчика (150— 200 г). В донышке стаканчика прорезается прорезь так, чтобы можно было вставить шею. По бокам делаются две прорези для рук. Дополнительно можно сделать кукле костюм, украшения и т. д. Наконец в туловище вставляются голова и руки.
Готовая кукла, словно варежка, надевается на руку ребенка, и, двигая рукой, ребенок может такой куклой манипулировать.
«Спасибо вам, ребята, большое. Вы многое узнали, многому научились, и теперь эти знания помогут вам в дальнейшей жизни, а кольцо, которое вручил вам волшебник Всевед, будет помогать каждому в трудную минуту. И пусть его не будет рядом с вами, но стоит только вспомнить наше совместное путешествие и приключения, которые вы все вместе пережили, кольцо сразу наделит вас своей волшебной силой — силой понимания и доброты».
2.4. Оценка эффективности реализованоой программы
Анализ развивающей деятельности.
Для проведения развивающей деятельности была взята экспериментальная группа школьников.
Занятия показали, что групповая деятельность проходила хорошо. Ребята умеют общаться, слушать друг друга, предлагать идеи. Сложно было организовать деятельность ребят, когда необходимо было выслушать все идеи, рассмотреть все работы. Хотелось всем быть ведущим в игре, помощниками тренера.
Результативность программы по развитию творческих способностей младших школьников была оценена повторной диагностикой, затем сравнительным и корреляционным анализом.
Количественные результаты
повторной диагностики
Повторная диагностика проводилась по методике “Предложение”, “Незавершенные фигуры”.
Для проведения сравнительного и корреляционного анализа сформулируем гипотезы.
Н 0 – Если не использовать в работе с младшими школьниками развивающие занятия со средствами арт-терапии, то развитие творческих способностей в условиях школьного обучения не будет происходить успешно.
Н 1 – Если использовать в работе с младшими школьниками развивающие занятия со средствами арт-терапии, то развитие творческих способностей в условиях школьного обучения будет происходить наиболее успешно.
Таблица № 1. “Сравнительный анализ эффективности развивающей деятельности”
Есть эффект |
Нет эффекта | |||||||||
гибкость |
Оригин. |
Разраб. |
Соп. Зам. |
Верб. креат |
гибкость |
Оригин. |
Разраб. |
Соп. Зам. |
Верб. креат | |
Экспериментальная группа |
6 (30%) |
12 (60%) |
14 (70%) |
16 (80%) |
15 (75%) |
14 (70%) |
8 (40%) |
6 (30%) |
4 (20%) |
5 (25%) |
Контрольная группа |
5 (25%) |
6 (30%) |
4 (20%) |
5 (25%) |
6 (30%) |
15 (75%) |
14 (70%) |
16 (80%) |
15 (75%) |
14 (70%) |
Из таблицы видно, что низкая эффективность наблюдается по показателю “гибкость”. Возможно, это связано с тем, что гибкость зависит от широты кругозора, от накопления и расширения теоретических знаний. А развивающие занятия этого не обеспечивали.
Оригинальность
60%=1, 772
30%= 0, 886
φ*= (1, 772-0, 886)• √(12•6/12+6)= 1.808
Разработанность
70%=2,065
20%=0,590
φ*= (2,065-0,590)•√(14•4/14+4)=2,
Сопротивление замыканию
80%=2,362
25%=0,737
φ*=(2,362-0, 737) •√(16•5/16+5)=3,16
Вербальная креативность
75%=2,212
30%=0,886
φ*=(2,212-0,886) •√(15•6/15+6)=2,745
Критические значения:
φ*≤ 1,64 (р≤0,05), φ*≤2,31 (р≤2,31)
Т.К. φ* эмп. > φ* кр., Н0 отвергается.
Таким образом, наша гипотеза о том, что если использовать средства арт-терапии для развития творческих способностей младших школьников, то развитие творческих способностей в условиях школьного обучения будет происходить наиболее успешно, подтверждается, что и следовало доказать.
Таблица № 1. Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов.
Классы |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Разработанность |
1 - 2 |
9,0 (1,2) |
7,5 (1,7) |
10,3 (2,9) |
22,4 (8,8) |
3 - 4 |
8,9 (1,6) |
7,6 (1,6) |
9,7 (3,6) |
31,7 (15,2) |
5 - 6 |
9,0 (2,1) |
6,8 (2,2) |
9,2 (4,1) |
30,4 (16,5) |
7 – 8 |
9,1 (1,8) |
7,4 (1,9) |
9,6 (3,6) |
31,8 (17,4) |
9 – 11 |
9,7 (0,7) |
8,1 (1,2) |
10,7 (3,3) |
40,4 (13,6) |
1 - 11 |
9,2 (1,4) |
7,6 (1,6) |
10,0 (3,4) |
31,3 (15,3) |
Таблица № 2. Средне-арифметические значения (М) и стандартные отклонения ( - ) показателей образной креативности (Российская выборка).
Информация о работе Развитие творческих способностей младшего школьника с помощью арт-терапии