Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 18:20, курсовая работа
Целью исследования является исследование развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, на основании которого выявить теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.
2. Проанализировать уровень развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте
4. Разработать программу, направленную на развитие творческих способностей младших школьников
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии………………………………………………7
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии……………………………………..7
1.2. Психологическая сущность творческих способностей…………………12
1.3. Арт-терапия как средство развития творческих способностей……….19
1.4. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….27
1.5. Выводы по первой главе………………………………………………….32
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте…………………35
2.1. Организация и методы исследования…………………………………...35
2.2 Методы и Анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей детского младшего школьного возраста ………………………………………………………………………………...…37
2.3.Теоретическое обоснование программы………………………………….47
2.4. Оценка эффективности реализованной программы…………………...67
2.4. Выводы по второй главе………………………………………………….76
Заключение……………………………………………………………………..78
Список используемых источников и литературы……………………………79
К. В. Тэйлор рассматривает творчество как решение задач, выделяет шесть групп определений творчества:
Ф. Барон, осуществивший
обзор исследований по творчеству за
10 лет (с 1970 по 1980 гг.), делает вывод о
том, что для большинства
Р. Муни выделяет четыре основных подхода к творчеству в зависимости от того, какой из четырех аспектов проблемы выходит на первый план: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс; творческая личность[39].
В современных исследованиях
наметился так называемый синтетический
подход, где интеллектуальные, личностные
и социальные факторы признаются
одинаково значимыми для
Таким образом, опираясь на мнение В. Н. Дружинина и Е. Л. Яковлевой условно можно выделить три направления в изучении творчества:
На современном этапе развития отечественной психологической науки выделяется обобщающий подход, представители которого рассматривают творчество как интегративное свойство личности, целостно и в развитии (Гнатко Н.В., Дружинин В.Н., Ермолаева-Томина Л.Б., Козленко В.Н. и др.) [17].
Итак, разнообразные определения и подходы к изучению проблемы творчества, характеристики творчества, их анализ, показывают существование различных позиций, мнений, их неоднородность и проблемный характер. [20].
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблема развития творческих способностей все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, факторах развития творческих способностей, нет единого взгляда на феноменологию, классификацию качеств творческой личности.
Таким образом, изучение проблемы творчества в настоящее время приобретает комплексный характер, является предметом анализа различных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке – педагогики, социологии и психологии [35].
Рассмотрев теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии, перейдем к раскрытию психологической сущности творческих способностей.
В настоящее время изучение проблемы
творчества приобретает комплексный
характер, и, как уже отмечалось ранее,
нет единого подхода к понимани
Так, американский психолог Э. Фромм предлагает рассматривать творческие способности как “способности удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта” [8].
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием “творчество”, “творческая деятельность”. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия [24].
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Как полагает В.Н. Дружинин, главное в творчестве – не внешняя активность, а внутренняя – акт создания “идеала”, образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность – это лишь экспликация продуктов внутреннего акта. Особенности протекания творческого процесса как душевного акта и будут предметом дальнейшего изложения и анализа [16].
Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивают его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.
С ведущей ролью
Творец всегда испытывает замешательство при попытках объяснить причину, источник своих фантазий. С.О. Грузенберг выделяет несколько вариантов объяснения художниками творческой одержимости.
Наиболее распространены “божественная” и “демоническая” версии атрибуции причины творчества. Причем художники и писатели принимали эти версии в зависимости от своего мировоззрения. Если Байрон полагал, что в человека вселяется “демон”, то Микеланджело полагал, что его рукой водит Бог: “Хорошая картина приближается к Богу и сливается с ним”.
Как отмечает К.А. Торошина, следствием этого является тенденция, наблюдаемая у многих авторов, к отрешению от авторства. Поскольку писал не я, а Бог, дьявол, дух, “внутренний голос”, то творец осознает себя инструментом посторонней силы [37].
В этом состоянии отсутствует ощущение личной инициативы и не чувствуется личной заслуги при создании творческого продукта, и в человека как бы вселяется чуждый дух, или ему внушают мысли, образы, чувства извне. Это переживание приводит к неожиданному эффекту: творец начинает с равнодушием относиться к своим творениям или, более того, с отвращением. Возникает так называемая посттворческая сатурация. Автор отчуждается от своего труда. При выполнении же целесообразной деятельности, в том числе – трудовой, присутствует противоположный эффект, а именно – “эффект вложенной деятельности”. Анализируя данное явление. С. Кудрявцев замечает, что чем больше человек затратил усилий на достижение цели, производство продукта, тем большую эмоциональную значимость этот продукт для него приобретает [21].
Спонтанность, внезапность, независимость творческого акта от внешних причин – второй основной его признак. Потребность в творчестве возникает даже тогда, когда она нежелательна. При этом авторская активность устраняет всякую возможность логической мысли и способность к восприятию окружающего. Многие авторы принимают свои образы за реальность. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряженностью. На долю разума остается только обработка, придание законченной, социально приемлемой формы продуктам творчества, отбрасывание лишнего и детализация [16].
Итак, спонтанность творческого акта, пассивность воли и измененное состояние сознания в момент вдохновения, активность бессознательного, говорят об особых отношениях сознания и бессознательного. Сознание (сознательный субъект) пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное (бессознательный творческий субъект) активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию [42].
В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев. Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Я.А. Пономарев пришел к выводу, что результаты опытов дают право схематически изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер. Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Сверху – логическое (за ним простирается сфера строго логического мышления компьютеров) [32].
Критерием творческого акта, по мнению Я.А. Пономарева, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Эти средства включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода.
Основой успеха решения творческих задач, как отмечает К.А. Торшина, является способность действовать “в уме”, определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действия. Эта способность, возможно, является структурным эквивалентом понятия “общая способность”, или “генеральный интеллект”.
С креативностью сопряжены два личностных качества, а именно – интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе [37].
Я.А. Пономарев рассматривает творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности по следующей схеме: на начальном этапе постановки проблемы активно сознание, затем, на этапе решения, активно бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения (на третьем этапе) вновь занимается сознание. Естественно, если мышление изначально логично, т. е. целесообразно, то творческий продукт может появиться лишь в качестве побочного. Но этот вариант процесса является лишь одним из возможных [32].
Отечественные ученые В.Т.
Кудрявцев и В. Синельников, основываясь
на широком теоретическом
Информация о работе Развитие творческих способностей младшего школьника с помощью арт-терапии