Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 18:20, курсовая работа
Целью исследования является исследование развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, на основании которого выявить теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.
2. Проанализировать уровень развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте
4. Разработать программу, направленную на развитие творческих способностей младших школьников
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии………………………………………………7
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии……………………………………..7
1.2. Психологическая сущность творческих способностей…………………12
1.3. Арт-терапия как средство развития творческих способностей……….19
1.4. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….27
1.5. Выводы по первой главе………………………………………………….32
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте…………………35
2.1. Организация и методы исследования…………………………………...35
2.2 Методы и Анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей детского младшего школьного возраста ………………………………………………………………………………...…37
2.3.Теоретическое обоснование программы………………………………….47
2.4. Оценка эффективности реализованной программы…………………...67
2.4. Выводы по второй главе………………………………………………….76
Заключение……………………………………………………………………..78
Список используемых источников и литературы……………………………79
Наиболее низкие результаты по показателю разработанность. Испытуемые с низкими результатами по этому показателю, скорее всего, выдвигали идеи, но не стремились детально разрабатывать их.
Анализируя показатель
“сопротивление замыканию”, мы наглядно
видим, что здесь также основная
часть испытуемых (“норма”, “выше
нормы”) способны длительное время
выдерживать неопределенность, неравновесие,
оставаясь открытыми новой
Испытуемые, проявившие
низкую способность «сопротивления
замыканию» характеризуются как
люди, склонные принимать решение
преждевременно без учета всей доступной
информации. Наглядно очень хорошо
видна связь показателей “
Сопоставляя полученные
результаты структуры творческих способностей
в экспериментальной и
Можно предположить, что они больше теоретики, чем практики. Тоесть умеют выдвигать множество идей или гипотез, а детальной разработкой занимаются мало.
Методика Вартега “Круги”.
На бланке нарисовано 20 кругов. Ребятам предлагается нарисовать предметы и явления, используя круги как основу для рисунка. Нужно подумать, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Задание выполняется 5 минут.
Цель – изучение показателей дивергентного мышления (беглость, гибкость, оригинальность).
Обработка результатов происходит следующим образом.
Показатель беглость мышления – подсчитывается общее количество рисунков, за каждый рисунок – 1 балл.
Показатель гибкость мышления – n/количество классов рисунков, за каждый класс – 1 балл.
Рисунки могут группироваться по таким классам: природа; предметы быта; наука и техника; спорт; декоративные предметы; человек; экономика; Вселенная.
Показатель оригинальность мышления – за каждый редко встречающийся рисунок – 2 балла.
Полученные результаты сравниваются со средними значениями (см. Приложение).
Сводная таблица результатов изучения показателей дивергентного мышления по методике “Круги” представлена в приложении.
Наглядно результаты представлены на рисунках.
Рисунок № 3. “Соотношение
показателей дивергентного
Из рисунка видно, что у детей выявлен средний уровень беглости, средний уровень гибкости и средний уровень оригинальности.
Рисунок № 4. “Соотношение
показателей дивергентного
Из рисунка видно, что у детей выявлен средний уровень беглости, средний уровень гибкости и средний уровень оригинальности.
Качественный анализ результатов исследования.
Рассмотрение показателей дивергентного мышления в разных группах испытуемых. Можно отметить, что проявления показателей различны у каждого испытуемого. Мы подтверждаем мысль о том, что структура творческих способностей неоднородна. Показатель беглость идей значительно ниже, чем в предыдущей методике. Это можно объяснить тем, что время выполнения задания было ограничено. Школьники, обдумывая оригинальную идею, теряли время.
Гибкость лучше развита в контрольной группе, а оригинальность несколько выше в экспериментальной группе. Гибкость - это возможность использовать знания из разных областей наук.
Методика “Предложения”.
Школьникам предлагается составить как можно больше осмысленных предложений из трех слов, которые начинались бы на следующие буквы: Д, М, Т. Время выполнения – 8 минут.
Цель – изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом.
При обработке подсчитывается
количество предложений, которые будут
показателем продуктивности при
операциях с символическим
Сводная таблица результатов изучения дивергентной продуктивности по группам представлена в приложении.
Наглядно результаты представлены на рисунке.
Рисунок № 5. “Соотношение показателей дивергентной продуктивности”.
Из рисунка видно, что
эксперементальная и контрольна
Качественный анализ результатов исследования
Данная методика позволяет изучить творческие способности на вербальном материале. Мы видим, что показателя выше нормы нет.
То есть младшие школьники лучше предлагают творческие идеи на невербальном материале. Когда дается неопределенный, незавершенный стимул в виде изображенного предмета или незавершенной фигуры. Это подтверждает мысль о том, что младший школьный возраст благоприятный для проявления и развития творческого потенциала.
Необходимо ответить, что методика “Предложения” больше напоминает обычную учебную задачу. И тем самым могла не вызвать мотивации на выполнение и создание дивергентного продукта.
Изучив проявления творческих способностей младших школьников, обучающихся по развивающей программе “Школа 2100”. Одним из направлений концепции этой программы – развитие творческих способностей школьников.
Мы определили, что творческие способности развиваются и проявляются у школьников неравномерно. Лучше проявляются творческие способности на невербальном, конкретном материале (рисунках). А школьная программа обучения предполагает развитие творческих способностей на предметном материале. Мы предлагаем создать условия для развития творческих способностей посредствам реализации развивающей программы.
2.3.Теоретическое обоснование программы.
Актуальность проблемы развития творческой личности обусловлена, с одной стороны, социально-экономической динамикой и потребностями обществ, необходимостью разработки инновационных, нестандартных идей, поиска эффективных стратегий в развитии всех социальных отношений. С другой стороны, процессами гуманизации образования, где центром и ценностью является человек, его способности и возможности реализации в современном мире. Творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. В связи с этим возникает необходимость развития, саморазвития, самосозидания.
Цель программы – развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.
Задачи программы:
1. развитие интересов,
мотивации и творческих
2. развитие межличностной компетентности;
3. укрепление чувства “я”, личных границ во взаимоотношениях и навыков самоорганизации;
4. развитие способности к пониманию своего внутреннего мира и чувств и потребностей других людей;
5. развитие навыков принятия решения;
6. развитие
мышления (в первую очередь,
Арт-терапия:
1. Создает положительный эмоциональный настрой в группе.
2. Облегчает
процесс коммуникации со
3. Укрепляет культурную идентичность ребенка, способствует преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных коллективах.
4. Позволяет
обратиться к тем реальным
проблемам или фантазиям,
5. Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме, позволяет проработать подавленные мысли и эмоции. Работа над рисунками, картинами, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций.
6. Развивает
чувство внутреннего контроля, создает
условия для
7. Содействует
творческому самовыражению,
Принципы: Развивающая программа, по мнению А.А. Леонтьева, формирует творческие способности и потребности в творчестве. Будь оно научным или техническим, художественным или социальным, этическим или педагогическим. Она ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию.
Программа опирается на развивающую парадигму образования. Один из принципов этой программы, который наиболее интересен нам – креативный. Путем реализации креативного принципа является проблемное обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний.
Блоки программы: Диагностические методы: тест “Незавершенные фигуры”, Методика Вартега “Круги”, Методика “Предложения”; анализы результатов по данным методикам; Тематический план; Коррекционно-развивающая программа.
Организация:
Практические задачи исследования:
Изучить особенности проявления показателей творческих способностей младших школьников (гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию) в экспериментальной и контрольной группе.
Разработать и апробировать
развивающую программу с
Оценить результативность программы.
Сформулировать выводы по проведенному исследованию.
Программа состоит из 6 занятий, в которой учавствуют 20 учеников младшего школьного возраста.
№ |
Тема занятия |
Задачи |
Используемые упражнения |
1 |
«Я единственный на планете» |
1.Знакомство детей друг с другом и психолога с группой. 2.Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. 3.Первое знакомство с понятиями «жесты», «мимика», «интонация» |
1. «Приветствие» 2. «Внимание» 3. «Чудесное путешествие» 4. «Снежный ком» 5. «Беседа о жестах, мимике, интонации. 6. «Прощание» |
2 |
«Ассоциации» |
1.Развитие интереса к себе. 2.Развитие вариативности мышления. 3.Творческое самовырожение. |
1. «Приветствие» 2.Похожий-непохожий» 3. «Ассоциации» 4. «Релаксация» 5. «Рисование» 6. «Обсуждение рисунков» 7. «Прощание» |
3 |
«Наши имена» |
1.Идентификация ребенка
со своим именем, формирование
позитивного отношения к 2.Стимулирование творческого самовыражения. |
1.»Приветствие» 2. Сказка «Страна имени» 3. «Паутинка» 4. «Вход в страну имени» 5. «Рисование имен» 6. «Представление имен» 7. «Выход из страны имени» 8. «Прощание» |
4 |
«Моя семья» |
1.Формирование чувства принадлежности к своей семье. 2.Творческое самовыражение. |
1. «Приветствие» 2. Игра «Любящие родители» 3.Игра «Верно-неверно» 4.Рисование «Моя семья» 5. «Обсуждение рисунков» 6. «Прощание» |
5 |
«Волшебные краски» |
1.Развитие воображения, креативности. 2.Гармонизация эмоционального состояния. |
1. «Приветствие» 2. «Волшебный мешочек» 3. «Релаксация» 4. «Расказчик-слушатель» 5. «Волшебные краски» 6. «Прощание» |
6 |
«Страна Фантазия» |
1.Развитие творческого воображения и мышления. 2.Отработка механизмов саморегуляции. 3.Сплочение группы. |
1. «Приветствие» 2. «Сказочные испытания» 3. «Вход в страну Фантазия» 4. «Изготовление пальчиковых кукол» 5. «Выход из сказочной страны» 6. «Прощание» |
Коррекционно-развивающая программа
Содержание занятий
ЗАНЯТИЕ 1.
«Я - ЕДИНСТВЕННЫЙ НА ПЛАНЕТЕ»
Задачи:
Ход занятия
Дети заходят в кабинет, располагаются.
«Сейчас мы с вами должны настроиться на серьезный лад, устроиться поудобнее, чтобы ничего не мешало, сосредоточить все свое внимание. Пока мы тут с вами болтали, смеялись, вокруг нас происходило много событий. В соседней группе дети готовились к занятию, цветок рос, машина ехала, птица летела мимо окна, на втором этаже двигали стул, на станцию прибыл поезд, над городом пролетел самолет. И все это одновременно, но мы ничего этого не осознаем, не слышим. Человек не может, конечно же все видеть и слышать сразу. Давайте попробуем сейчас сосредоточиться на чем-то одном».
Дети с закрытыми глазами поочередно слушают звуки на улице, в кабинете, в коридоре; ощущения того, как одежда прикасается к телу, как растут на голове волосы.
«Каждый день мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад. И все это бегом,
заметить, остановиться, понюхать цветочек нет времени. А планета кружится, птицы поют, цветы растут, солнце всходит... Закройте глаза, представьте: над красивым черным космосом, между блестящими звездочками висит теплая круглобокая планета, она кружится, на ней живут люди, зверюшки бегают, прыгают, бабочки летают. И давайте присмотримся к планете внимательнее, еще внимательнее... Откройте глазки. Вы заметили одну удивительную вещь? Нигде, нигде на планете больше нет ни одного вот такого малыша, нет больше нигде вот такой замечательной красавицы, на всей планете одна вот такая разъединственная девочка, и, сколько ни присматривайся, нигде больше на всей планете нет такого очаровательного мальчика. Нет такого второго ребенка нигде».
То же самое очень искренне говорится о каждом ребенке. В этот момент психолог обращается к группе на «ты». «Ты на свете один такой единственный, второго такого существа нет нигде, сколько бы мы ни искали». «Существо» произносится очень нежно, с восторгом, как слово «чудо».
«Давайте, наконец, познакомимся. Чтобы все видели друг дружку, сядем в кружок».
Дети по кругу называют сначала имена всех уже представившихся, а затем свое имя. Психолог завершает круг, сначала называя по именам всех детей, а затем свое имя.
Информация о работе Развитие творческих способностей младшего школьника с помощью арт-терапии