Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 12:15, курсовая работа
Развитие системы образования всегда теснейшим образом связано с теми социально-экономическими условиями, в которых оно происходит. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимости подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Введение.
Развитие системы образования всегда теснейшим образом связано с теми социально-экономическими условиями, в которых оно происходит. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимости подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблемы творчества, изучение его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.
В современных условиях, как никогда ранее, становление и процветание Казахстана невозможно без творчески мыслящих личностей, способных стабильно решать нестандартные задачи и самостоятельно принимать эффективные неординарные решения. Поэтому одной из актуальных задач национальной системы образования является развитие у учащихся общеобразовательных школ креативных (творческих) способностей, формирование высокой культуры мышления и качеств творческой личности.
Стратегия современного национального образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное «наращивание». Говоря о проблемах отечественного образования, Н. А. Назарбаев заострил внимание на проблеме качества обучения и подготовки специалистов: «Зачастую содержание образования не отвечает современным запросам общества и экономики страны. Нам нужны не столько «трудолюбивые пчелы», сколько оригинально мыслящие специалисты. И для этого мы должны перейти от модели «образования на всю жизнь» к модели «образования на протяжении всей жизни»
Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. (Закон РК «Об образовании», «Программа экспериментальной работы по модели 12-летнего образования»). В данных документах делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.
Основы творческого мышления закладываются в детском возрасте. Основной целью работы с младшими детьми должно стать, не обучение (т.е. «вкладывание» в детей пресловутых знаний, умений, навыков), а развитие творческого мышления. Творческая деятельность позволяет в полной мере раскрыть природные способности, найти свое место в жизни, ставить значимые цели и достигать их. Ранее начало занятий по развитию творческих способностей делает все последующее обучение в школе и ВУЗе осознанным, выбор профессионального пути неслучайным, обдуманным, вырабатывает потребность в творческом и исследовательской работе.
Именно потребность общества в творчески мыслящих личностях привела к использованию, кроме традиционных, других форм и методов обучения школьников. В общеобразовательных школах внедряются альтернативные системы, новые модели, а также авторские программы. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
Чтобы у младшего школьника развивались творческие способности, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторить путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в знаниях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
По какому пути должен пойти учитель, реализуя в своей практической деятельности те положения, о которых говорилось выше? Эта деятельность может осуществиться на двух уровнях: 1-ый: на уровне содержания. 2-ой: на уровне педагогических технологий.
В дипломной работе мы хотим доказать что в использование новых технологий, системы специальных творческих заданий и упражнений существуют нераскрытые возможности для развития творческий способностей.
Мы поставили перед собой задачу экспериментальной разработки методических приемов, позволяющих быстро и эффективно работать с детьми на уроках, максимально задействуя их творческий потенциал, развивая мышление ребенка и воспитывая его нравственные качества.
Выбор темы исследования обусловили возникшие противоречия между:
- социальной значимостью
развития креативных
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате работы в школе-гимназии №2 была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития творческого мышления младших школьников на уроках трудового обучения и в определении дидактических условий, при которых возможно сочетание индивидуальной творческой самореализации учащихся на уроках с одновременным условием ими культурно-исторического достижения человечества в изучаемых областях.
Цель исследования: изучить и проверить на практике возможности педагогической технологии «метод проектов» для развития творческих способностей младших школьников на уроках трудового обучения.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей в начальной школе.
Предмет исследования – применение элементов педагогической технологии «метод проектов» на уроках трудового обучения в начальной школе
На основании вышеизложенного нами была выдвинута гипотеза о том, что применение педагогической технологии «метод проектов» на уроках трудового обучения позволит на более высоком уровне раскрыть внутренний мир каждого ученика, обратиться к его мыслительным способностям и одновременно решить задачи мотивации к творчеству, что приведет к повышению качеств знаний учащихся.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать
научно-методическую
- провести диагностику развития творческих способностей;
- определить формы и
содержание работы по развитию
творческих способностей
Теоретическая значимость дипломной работы:
В дипломной работе нами получена совокупность объективных результатов по научной проблеме формирования творческих способностей в начальной школе, намечены пути оптимизации преподавания у младших школьников.
Практическая значимость дипломной работы:
Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут изменить педагогическое сознание, сформировать новые профессиональные педагогические установки у учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста.
База исследования: школа-гимназия №2 г. Астана
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно- методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта, диагностические методы.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, методических рекомендаций, библиографического списка и приложения.
1 Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
1.1 Сущность понятия – способности
В данном параграфе мы рассмотрим сущностные характеристики способностей. Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.
Под способностями понимаются индивидуально – психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность, в какой – либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.
Если обратиться к “Толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова, у него понятие “способность” рассматривается так: способность – природная одаренность талантливость. Человек с большими способностями. Умственные способности к художественной деятельности. Способный – обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством. Способен трудиться. Этот человек способен на все / ни перед чем не остановится.
В “Педагогическом энциклопедическом словаре” способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.
В “Философском словаре” способности определены как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющими у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения.
В истории философии способность в течении длительного периода трактовалась как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Качественный, уровень развития способностей выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.
В учебнике “Психология” (по редакцией доктора психологических наук А.А. Крылова) дано несколько определений способностей
1.Способности – свойства
души человека, понимаемые как
совокупность всевозможных
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Это определение появилось в психологии XVIII-XIX вв., является употребимым и в настоящее время.
3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Значительный вклад в теорию способностей внес отечественный ученый Б.М. Теплов.. Он и предложил третье из перечисленных определений понятия способности. В понятии “способности”, по его мысли, заключены три идеи:
Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного от другого человека; не всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
понятие не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
У Крутецкого В.А. основанием в понятии способности служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным - быстро и успешно овладевает какой – либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки, - добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.
Способности - это индивидуально – психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности - индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого /длинные, гибкие пальцы пианиста или высокий рост баскетболиста не являются способностями/. К способностям относятся (музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакций – спортсмена, тонкость цветоразличения для художника – живописца ).
Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения ) способностями являются и более сложные индивидуально - психологические особенности. Они включают эмоционально - волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким – либо частным психическим проявлениям ( математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества ).
Любая деятельность требует от человека не одной частной способности, а ряда взаимосвязанных способностей.
Недостаток, слабое развитие какой – либо одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены) за счет усиленного развития других.
Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников