Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 12:15, курсовая работа
Развитие системы образования всегда теснейшим образом связано с теми социально-экономическими условиями, в которых оно происходит. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимости подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Особо выделяются уроки работы с глиной - лепка. Уроки лепки способствуют формированию таких качеств личности, которые являются для человека не какими-то специфическими (необходимыми только для этой и подобной работы), а общезначимыми. Эти занятия развивают умственные способности учащихся, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. Особое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству. Дети с удовольствием лепят декоративные игрушки по мотивам народных образцов, посуду, настенные рельефы, декоративные маски. Первоклассники знакомятся с народными промыслами. Кроме того, все эти изделия очень отчетливо тяготеют к настоящему декоративно-прикладному искусству, связаны с жизнью По сравнению с обработкой других материалов работа с текстильными изделиями имеет свои особенности. Работа с тканью позволяет осуществлять на практике межпредметные связи. Так, учащиеся значительно расширяют свой кругозор, словарный запас, знакомясь с названиями инструментов, материалов, трудовых процессов. Изготовление выкроек способствует упражнениям в вычислениях, в сопоставлении и отработке понятий "больше-меньше", "уже", "короче", "длиннее". При изготовлении изделий по выкройке и обработке деталей, представляющих собой различные геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, окружности) закрепляется геометрический материал, изученный на уроках математики. При снятии мерок учащиеся имеют дело с цифрами. Они сопоставляют полученные данные с размерами ткани, выполняют различные расчеты. Уроки рукоделия также взаимосвязаны с уроками рисования. Дети приучаются подбирать цвета ниток для вышивания, узнают, что в зависимости от особенности изделия, его конструкции и назначения подбираются ткани соответствующего качества и цвета. Кроме того, большое значение имеет подбор узора для вышивания, умение красиво выполнять отделку изделия. Практические упражнения в обработке текстильных материалов развивают глазомер. Качество работы при этом во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при составлении выкройки, при разметке, резании, сшивании и других операциях. Обработка текстильных материалов по сравнению с другими требует более кропотливого и упорного труда.
Работа по шитью и вышиванию, плетению привлекает детей своими результатами. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, малышей. Перечень практических работ включает изделия, которые по их назначению можно сгруппировать следующим образом: хозяйственно-бытовые, учебные, игровые сувениры и подарки.
Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания рассматривать трудовое обучение как важный элемент гармоничного развития детей.
Проблема несерьезного отношения к урокам трудового обучения, еще более укрепила наш выбор использования метода проектов.
Ведь метод проектов не только повышает мотивацию к творческой деятельности, но и стимулирует интерес учащихся к труду. Что бы вызвать интерес, нужно создать проблему, такую проблему, которая будет значимой для них. Если темы проекта неактуальна, то проект не будет «прожит» т.к. не будет понят.
Для этого на первом уроке в начале учебного года мы ознакомили учеников 4 «Э» класса со всеми основными темами курса. В 4 «А» классе уроки труда проходили традиционно, без применения метода проектов.
Ученикам 4 «Э» были представлены шесть тем проектов:
1. Изделие из природного материала.
2. Изготовление игрушки-сувенира.
3. Воскресный завтрак.
4. Изделие из бросового материала.
5. «Антискользитель» для пожилых людей.
6. Подставка под карандаши.
Дети имели право выбрать именно ту тему которая отвечала их интересам, но в рамках того что одну и ту же тему могут брать всего 5 человек, таким образом образовывались микро группы. После того как темы были разобраны, каждой группе определялась дата защиты проекта и даты консультаций.
Последовательность выполнения проекта:
6.Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
На защиту проекта детям предоставлялся весь урок трудового обучения. В рамках которого, они по заранее составленному плану представляли свою работу всему классу. На практическом этапе, включая в работу класс, схематически или же практически объясняя как выполнить изделие. В то время как мы занимали место наблюдателя, давая возможность группе полностью раскрыться, представив себя учителями. Оценивание проекта проводилось всем классом, учитывалась, сложность проделанной работы, четкость выступлений и логичность практического этапа.
Тип урока: урок-зачет.
Цель: формирование творчески развитой, адаптивной личности.
Характеристика потребности:
Дети всегда рады новой игрушке. Ее не обязательно покупать, гораздо лучше сделать своими руками.
Сущность проекта:
В процессе работы дети спроектируют и изготовят несложные мягкие игрушки, используя изученные техники работы. Дети научатся проводить дизайн-анализ готовой мягкой игрушки, научатся понимать необходимость проверки функционального назначения игрушки, проведут необходимые исследования.
Краткая формулировка задачи:
Придумать назначение, спроектировать и изготовить мягкую игрушку с использованием знакомых техник работы.
Результаты проекта:
Несложная мягкая игрушка.
Материалы и оборудование:
Два клубка шерстяных ниток разного цвета, две черные бусины, картон, карандаш, линейка, иголка с большим ушком, шило, ножницы, циркуль.
Подготовительный этап:
Время на подготовку 2 недели.
Ход урока.
I.Организационный момент.
На доске висит табличка:
«
Скажи мне - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай мне сделать самому - и я пойму.»
II. Сообщение цели и задачи урока.
Вступительное слово учителя:
Сегодня темой нашего урока является защите проектной работы «Игрушка-сувенир»
Прошу вас, поддержать и принять участие в защите данного проекта вашими товарищами. По окончанию урока оценить работу.
Выступление учащегося:
Дорогие друзья. Давайте улыбнемся друг другу, ведь мы живем с вами в такое время, когда нам предоставлена возможность творить. Одним из доказательств этого является наш сегодняшний урок.
А теперь представьте что в данный момент мы находимся в лаборатории волшебства. Группа из 5 молодых ученых разработала «волшебную игрушку», необычность игрушки заключается в том, что она способно приносит радость и вызывать улыбку у всех, кто ее увидит.
III. Защита проекта.
Лена. – Дорогие друзья! Сегодня мы хотим представить вам необычный предмет, цель которого изменить мир к лучшему. Давайте с вами вспомним слова знаменитой детской песенки – «Улыбка». В этой песенке говорится о чудодейственных свойствах улыбки, которая озаряет все вокруг.
Предмет, который мы вам сегодня представим, имеет свойства вызывать улыбку. После долговременной разработки и длительных испытаний которые мы проводили на животных, мы добились желаемых результатов. Наши звери заулыбались.
На экране появляются фотографии.
Лена – В процессе эксперименты никто из животных не пострадал!
Санжар – После того как результаты нашего исследования произвели положительный результат на животных, мы решили их испробовать на людях. Для этого группа из 3 наших ученых, это Лена, Катя и Виктор, отправились в город для проведения эксперимента. Суть его состояла в том чтобы зафиксировать реакцию людей на испытуемый предмет. И вот что мы наблюдали!
На экране появляются фотографии.
Катя – Как часто вы наблюдаете картину того, как ваши родители, приходя после работы усталыми, не всегда находят сил на улыбку?
Виктор – Когда плачет ребенок, быстро ли вы находите решение, как его успокоить?
Дастан – Смотря на грустную бабушку на улице, помогаете ли вы ей вернуть хорошее настроение?
Лена – А если вы обидели лучшего друга, как вы просите у него прощение?
Санжар – Мы нашли решение всех ваших проблем! И сегодня мы хотим с вашей помощью сообщить об этом людям.
Катя – Сегодня мы раскроем вам секрет изготовления чудодейственной игрушки.
Дети показывают уже изготовленные ими игрушки.
III. Практическая часть.
Все материалы используемы на уроке заранее были сообщены классу.
Группа детей объясняет всему классу процесс изготовления игрушки. Их задача предоставить материал в как можно более понятной и логической последовательности, так как в дальнейшем это будет влиять на оценку их проекта.
Дастан – Первым этапом нашей работы является изготовление шаблона. Для этого нам понадобится циркуль и картон. Начертите окружность радиусом 3 см. Затем внутри этой окружности начертите внутреннюю окружность радиусом 1 см. Вырежьте внутреннюю окружность.
-Затем изготовьте копию
первого шаблона. Сделайте прорези
от внешнего края до
Катя – Теперь возьмите пряжу первого цвета. Мы приступаем к изготовлении головы. Соедините картонные кружки и начинайте их обматывать пряжей, по кругу, протягивая нить через прорезь, прорезь всегда должна оставаться свободной. Старайтесь равномерно наматывать нитки на шаблон.
Виктор – Когда середина будет достаточно заполнена нитками, возьмите ножницы, просуньте их между шаблонами и разрежьте нитки аккуратно по краю шаблона.
Просуньте между картонами нитку длиной 25 см, плотно стяните половинки и прочно завяжите.
Освободите помпон от шаблонных кружков и распушите.
Санжар – Теперь давайте с вами изготовим еще 3 точно такие же помпоны, используя те же шаблоны, но пряжу другого цвета, можно разных цветов.
Лена – Возьмите голову и один помпон. Отрежьте небольшой кусок нитки. Протяните ее при помощи крючка под скрепляющими нитками этих помпонов и завяжите. Не нужно привязывать помпоны очень плотно. Соедините оставшиеся части туловища тем же способом.
Вырежьте из белого картона овальчик и пришейте к нему две бусинки.
Нитку с иголкой выведите на обратную сторону картона и пришейте глаза к голове.
Дастан – Из ниток первого цвета сделайте 3 шнурка длиной 10 см. Завяжите на концах шнурков крупные узелки. Переверните гусеницу на спину. Завяжите каждый шнурок на туловище в местах соединения помпончиков.
Лена – Волшебная игрушка готова!
Катя – а теперь подарите ее тем, кого вы любите и вы увидите как на их лицах сразу же засияет улыбка!
IV. Подведение итогов.
Оценивание результатов проекта всем классом.
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы
Контрольный этап опытно-экспериментальной работы
Цель: Сравнить результаты срезы с результатами, полученными в ходе констатирующего этапа.
Содержание:
На данном этапе мы использовали те же методы, что и на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
1. Метод наблюдения.
2. Анкета « Мое отношение к урокам труда».
3. Тест «Творческий потенциал»
Результаты обработаны и представлены в таблице.
Результаты исследования уровней развития творческого потенциала (контрольный этап)
Уровни |
4 «Э» класс |
4 «А» класс |
высокий |
17 |
8 |
средний |
12 |
16 |
низкий |
1 |
5 |
Из таблицы видно, какое влияние оказал формирующий этап на развитие творческого потенциала детей контрольного класса. На низком уровне развития творческих способностей не остался всего один ученик.
Таким образом, мы наглядно убедились в том, что если в процессе трудового обучения учитель использует методы на развитие творческого мышления, учит детей нестандартно подходить к решению проблемы, то можно развить творческие способности. Творческие способности не даются от рождения и не возникают на пустом месте. А для их развития нужны условия. Такие условия мы попытались создать, проводя эксперимент. Конечно, при проведении подобной работы необходимо учитывать контингент детей, их уровень развития, здоровья, возможностей.
Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников