Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 12:15, курсовая работа
Развитие системы образования всегда теснейшим образом связано с теми социально-экономическими условиями, в которых оно происходит. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимости подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Крутецкий В.А. считает, что способность формируется, а следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.
Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания.
Способности – прижизненное, а не врожденное образование. В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, исторически создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возникли новые потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей.
Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков с другой – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.
Для классификации способностей используются разные критерии. Так могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемонические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные /лингвистические, гуманитарные /, творческие / музыкальные, литературные, художественные, инженерные /.
В психолого-педагогической литературе различаются специальные и общие способности.
Общие – включают в себя ( успехи человека в самых различных видах деятельности ) умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь.
Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой–нибудь одной определенной деятельности – музыкальной, художественно- изобразительной, математической, литературной, конструктивно- технической и т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей.
Специальные – определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для которых нужны задатки и их развитие / музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные /.
Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот.
А нередко они взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно – теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Эти способности чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие – отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействие с людьми, предметно - деятельностные, или предметно – познавательные.
К ним относится речь как средство общения ( ее коммуникативные функции) Межличностное восприятие и оценивание людей, социально – педагогическая адаптация к различным ситуациям: входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.
Более подробно мы остановимся на творческих способностях. Прежде чем дать определение данному понятию, рассмотрим что такое творчество.
Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.
Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.
Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев).
Что же такое «творческие
способности» или креативность» (от лат.
creatio – творение)? Американский психолог
Фромм предложил такое определение этого
понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение
находить решение в нестандартных ситуациях;
это направленность на открытие нового
и способность глубокого осознания своего
опыта».
Основными показателями творческих
способностей является скорость, и гибкость
мысли, оригинальность, любознательность,
точность и смелость.
Скорость
мысли – количество идей, которое возникает
за единицу времени.
Гибкость мысли – способность
быстро и без внутренних усилий переключаться
из одной идеи на другую; видеть, что информацию,
полученную в одном контексте, можно использовать
в другом. Гибкость – это хорошо развитый
навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает
умение легко переходить от одного класса
явлений, которые изучаются, к другому,
преодолевать фиксированность методов
решения, своевременно отказываться от
скомпрометированной гипотезы, быть готовым
к интеллектуальному риску и к парадоксам.
Оригинальность – способность
к генерации идей, которые отличаются
от общепринятых, к парадоксальным, неожиданным
решениям. Она связана с целостным виденьем
всех связей и зависимостей, незаметных
во время последовательного логического
анализа.
Любознательность
– способность удивляться; открытость
и интерес ко всему новому.
Смелость – способность принимать решение
в ситуациях неопределенности, не пугаться
собственных выводов и доводить их до
конца, рискуя личным успехом и репутацией.
Эти показатели являются врожденными,
зависят ли от влияния среды? Один из творцов
системы измерения творческих способностей
Торренс отмечал по этому поводу, что унаследованный
потенциал не является важнейшим показателем
будущей творческой производительности.
В какой мере творческие импульсы ребенка
приобретут характерную творчеству зависимость
от влияния родителей и других взрослых.
Семья способна развить или уничтожить
творческий потенциал малыша еще в дошкольном
возрасте.
Способность, которая не развивается,
которой на практике человек перестает
пользоваться, со временем не проявляется.
Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности как музыка, техническое и художественное творчество, развиваются творческие способности.
Таким образом, способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития.
1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
В развитии творческих способностей не мало важно учитывать возрастные особенности учащихся.
Общеизвестно, что основные пути, ведущие к эффективности обучения и воспитания, заключаются во взаимодействии процессов развития мышления ребенка и формирования у него особенных знаний, прочных навыков. Работу по обучению школьника младших классов необходимо ввести с учетом психологических особенностей детей данного возраста. Не учитывать возраст ребёнка, значит, не знать психологию его развития, следовательно, обрекать себя на неудачу. К этому немудреному выводу практики-педагоги пришли не сразу. Наблюдая за семи – девяти летними детьми, они замечали, что прилежание, усердие сменяются вдруг шаловливостью, озорством; или как в ранце того или иного ученика младших классов рядом с тетрадками и учебниками лежат зайчики, куклы, машины. Возраст младшего школьника проявляется во всем.
Среди психологических особенностей детей младшего школьного возраста следует отметить следующую тенденцию – постепенный переход от доминирования непроизвольных форм к психической деятельности и поведения в произвольной форме. Восприятие детей начинает носить аналитический характер, их отличает любопытство. Но постепенно простое любопытство перерастает в интерес. Внимание детей 7-9 лет еще не достаточно устойчиво, непроизвольно, он часто отвлекается. Объем внимания узок, он способен сосредоточиться на одном – двух объектах. Поэтому особенностью организации урока на данном этапе обучения является его насыщенность разными формами деятельности. Исследования ученых-физиологов показали, что младшие школьники могут непрерывно писать 7 минут, продолжительность непрерывного чтения не должно превышать 7 – 10 минут. Только в том случае не возникнут невротические явления, и будет стабильная работоспособность детей. Как показывают исследования психологов, в этом возрасте у детей преобладает наглядно-действенное мышление, и ребенок находит ответ на вопрос «почему?» и «как?» только в результате выполнения практических действий.
Память ребенка 7 – 10 лет отличается высокой степенью развития механического запоминания на основе неоднократного повторения. Самоконтроль запоминания только формируется. Постепенно увеличивается объем запоминаемого материала. Мышление наглядно-образное, создаются предпосылки для формирования процессов сравнения, обобщения, абстрагирования. Младший школьный возраст – это продолжение периода фактического склада черт личности, относительно устойчивых её проявлений. Наряду с преобладающими в этом возрасте личными мотивами начинают приобретать значения и общественно значимые мотивы. Дети данного возраста обычно очень общительны, любят совместные игры. Они уже могут согласовать свои действия с действиями других детей, способны к сопереживанию.
Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.
Психологические свойства, которые выступают у ребенка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы. Индивидуальность ребёнка к этому возрасту проявляется также и в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребёнка. Этот процесс прогрессирует и к 3 – классам приходит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребёнком новых знаний, умений и навыков, а специальные – глубине изучения отдельных школьных предметов, в специальных видах трудовой деятельности и в общении.
Дальнейшее развитие способностей к концу младшего школьного возраста порождает значительное увеличение индивидуальных различий между детьми, что сказывается на успех в учении и является одним из оснований для принятия психолого - педагогически обоснованных решений относительно дифференцированного обучения детей с различными способностями. В работе с детьми, обнаружившими наиболее развитые способности, начиная с этого возраста, могут применяться методы обучения, характерные для взрослых, так как познавательные процессы одарённых детей, их восприятие, внимание, мышление, память и речь к 3 – 4 классам школы являются полностью сформированными.
Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребёнка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребёнка.
В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребёнка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребёнок ещё достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребёнка для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получать высокую оценку и ряде других.
К концу младшего школьного возраста повышенное значение для детей приобретает отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребёнка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребёнка.
Трудолюбие и самостоятельность, развитие способности к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста и вне непосредственного общения со взрослыми или сверстниками. Речь, в частности, идёт об уже упоминавшейся способности детей этого возраста часами в одиночку заниматься любимым делом. В этом возрасте важно обеспечить ребёнка различными дидактическими развивающими играми.
Учебная деятельность в начальных классах, прежде всего, стимулирует развитие психологических процессов, непосредственного познания, окружающего мира – ощущений и восприятий.
Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Развитие восприятия не происходит само собой, здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушая, но и прислушиваться, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты.
В ряде исследований доказано, что наиболее эффективным методом организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.
В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определённую сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.
Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Важно правильно воздействовать на процесс развития, так как долгое время считалось, что мышление ребёнка – это как бы «недоразвитое» мышление взрослого, что ребёнок с возрастом больше узнает, умнеет, становиться сообразительным. А сейчас у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребёнка качественно отличается от мышления взрослого, и что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста. Мышление ребёнка проявляется очень рано, во всех тех случаях, когда перед ребенком возникает некоторая задача. Задача эта может возникнуть стихийно (придумать интересную игру), а может быть предложена взрослым специально для развития мышления ребёнка.
Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников