Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 12:15, курсовая работа
Развитие системы образования всегда теснейшим образом связано с теми социально-экономическими условиями, в которых оно происходит. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимости подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум 3 стадии развития творческого мышления: наглядно – действенное, причинное и эвристическое. Наглядно –действенное мышление рождается из действия в младшем и раннем возрасте. В процессе развития наглядно-действенного мышления у ребенка формируется способность выделять в предмете не просто его внешние свойства, а именно те, которые необходимы для решения задачи. Эта способность развивается на протяжении всей жизни и является совершенно необходимой для решения любых, самых сложных задач.
Развитие причинного мышления у детей начинается с осознания последствий своих действий. У ребенка 4-5 лет познавательные интересы смешиваются с отдельных предметов, их названий и свойств на соотношения и связи явлений. Начинают интересовать не просто предметы, а действия с ними, взаимодействия людей и предметов, взаимосвязи причин и следствий. Сначала дети обучаются планировать действия над реальными объектами, затем с языковым материалом: словом, высказыванием, текстом. Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления. Так рождаются сюжеты фантастических рассказов и сказок.
Преломляясь с возрастом, меняясь по значимости, эти виды развития мышления продолжают все же развиваться и в период обучения в начальной школе. Более того, изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности.
Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления.
Благодаря самостоятельности ребёнок научается управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества.
Поскольку по мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события, то в этих случаях причинное мышление окажется недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуаций и выборе среди множества вариантов и обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход вариантов и обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным, избирательным. Мышление, которое, опираясь на критерии изобразительного поиска, позволяет решать сложные, проблемные ситуации, называют эвристическим. Оно формирует ориентировочно к 12 - 14 годам. Таким образом, постепенно формируя все виды мышления с развитием у ребёнка творческого подхода к любой поставленной задаче, мы можем дать ему возможность для того, чтобы он вырос мыслящей и творческой личностью.
Также одним из важнейших условий формирования ребёнка младшего школьного возраста является творческое воображение. Подлинное условие любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чём пишется в учебнике, о чём говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.
В процессе развития воображения в младшем школьном возрасте совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или создание образов в соответствии с данным описанием, схемой рисунком и т.д. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получают дальнейшее развитие.
Весьма распространенно мнение о том, что воображение ребёнка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребёнок вообще живёт наполовину в мире своих фантазий. Однако уже в 30-е годы Л.С.Выготский показал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребёнка богаче воображения взрослого. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребёнок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся взрослым неожиданными и оригинальными. Но если перед ребёнком поставить специальную задачу что-нибудь сочинить, придумать, то многие дети теряются и отказываются это сделать или выполняют задание традиционно и неинтересно. Вот почему воображение ребёнка необходимо развивать, и наиболее чувствительный, «сенситивный», возраст для развития воображения, как отмечал Л.С.Выготский, - это дошкольное детство и младший школьный период.
1.3 Педагогические условия развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте
Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным.
Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления (А.В.Брушлинский ).
Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн,Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К. Платонов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич и другие.
Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:
* творческое мышление,
* творческое воображение,
* применение методов организации творческой деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливать причинно-следственные связи;
видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
рассматривать систему в развитии;
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
представлять пространственные объекты.
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как
сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
формы представления противоречий (явные, скрытые ).
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.
Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.
Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие “ система”, а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме.
Цель заданий данного типа – развитие основ системного мышления учащихся.
Задания I (высшего, высокого,продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.
Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.
III уровень – предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества:
метод фокальных объектов,
морфологический анализ,
метод контрольных вопросов,
отдельные типовые приемы фантазирования.
II уровень - предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов и элементов ТРИЗ, таких как:
метод маленьких человечков,
методы преодоления психологической инерции,
системный оператор,
ресурсный подход,
законы развития систем.
I уровень – предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ:
* адаптированный алгоритм
решения изобретательских
* приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени,
* типовые приемы разрешения противоречия.
Отечественные психологи
и педагоги ( Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский,
Л.В.Занков,В.В.Давыдов,З.И.
Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей является самостоятельным структурным элементом содержания образования:
перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,
самостоятельное видение проблемы,альтернативы ее решения,
комбинирование ранее усвоенных способов в новые и другие.
Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.
Развитие творческой активности младших школьников и ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность учителя основывается:
- на искреннем уважении
и эмпатическом понимании
- умении тонко и деликатно
обращаться с младшими
- поощрении в развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми; воспитании стремления к свободе.
Условиями, обеспечивающими эффективность развития творческой активности младших школьников являются:
- возможность овладения
школьниками опытом
- создание обогащенной
информационной и досугово-
- выстраивание образовательного процесса, как процесса взаимодействия индивидуального, уникального учителя и индивидуального, уникального ученика;
- совместная деятельность
педагога и учащегося, где особое
значение приобретает
Критерии и показатели проявления детьми творческого развития, имеющие общий характер, можно объединить в 3 категории:
1. Отношение ученика к творческой работе.
- проявление интереса,
эмоциональной увлеченности
- проявление инициативы при решении творческих задач, стремление выйти за рамки требуемого задания;
- ответственное отношение к выполнению работы, стремление довести до конца;
- проявление готовности
к самостоятельному
Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников