Развитие творческих способностей младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Развитие системы образования всегда теснейшим образом связано с теми социально-экономическими условиями, в которых оно происходит. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимости подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Файлы: 1 файл

Дипломка тв.способности.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

1. Констатирующий  этап опытно-экспериментальной работы

Цель: Определение уровней сформированности и степени развития творческих способностей учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Содержание:

В экспериментальной работе принимали участие 59 детей 4 «Э» и 4 «А» классов.  В качестве экспериментальной группы был определен  4 «Э» класс (30 учеников). Контрольная группа – 4 «А»(29 учеников)

При проведении  данного этапа исследования в двух классах были созданы одинаковые условия, которые, на наш взгляд, могли повлиять на результаты:

Нами были использованы следующие методы:

1. Метод наблюдения.

2. Метод беседы.

3. Анкета « Мое отношение  к урокам труда».

4. Тест «Творческий  потенциал»

  С помощью вопросов анкеты и тестовых заданий, наблюдений, бесед с детьми, учителями, родителями учеников мы поставили перед собой задачу определить границы любознательности, веру в себя, постоянство, амбициозность, "слуховую" память, "зрительную" память, стремление быть, независимым, способность абстрагироваться, степень сосредоточенности учеников контрольной и экспериментальной группы.

Как известно, именно эти способности и составляют основу творческого потенциала.

В основном внимание  при организации наблюдений, проведении бесед  уделялось  владению учениками,  как логическим методам решения творческих задач так и эвристическим (интуитивным). Им отводилось в нашем исследовании достойное  место. Если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку доминирования логических или, наоборот, эвристических процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы методов:

Логические методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.; Эвристические методы решения творческих задач. При этом метод представляется в виде системы правил, то есть описания того, как нужно действовать и что нужно делать в процессе решения задач. Эвристические методы решения творческих задач - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе обучения, генерирование новых идей и, на этой основе, существенно повышающие эффективность решения творческих задач.

На данном этапе исследования нами проводилось анкетирование. Анкета «Мое отношение к урокам труда» подготовленная,  для учеников, по типу смешанная, но в основном преобладали закрытые вопросы

Благодаря этой анкете мы попытались определить отношение учащихся к уроку трудового обучения и  их интересы в данной области.

Мы проанализировали ответы учеников по всем вопросам. На первый вопрос, «Нравится ли тебе урок труда?», большинство учеников экспериментального и контрольного класса ответили положительно. Вариант «в зависимости от темы» выбрало 20% в экспериментальном и 22% в контрольном классе. 10% и в том и другом классе выбрали вариант «мне все равно». И лишь 1% ответил отрицательно.

На второй вопрос «Сколько бы ты хотел уроков труда в неделю?», основное количество детей и в опытном и экспериментальном классе ответили: «два урока в неделю»,  , то есть именно то количество часов, которое предусмотрено учебным планом. «Более 3» выбрало 10% в экспериментальном и 8% в контрольном. « 1» и «0» и в опытном и экспериментальном выбрало всего 3%.

На третий вопрос «Если бы тебе предложили заменить урок труда, то каким уроком ты бы его заменил?». Не один учащийся не выбрал ответ «уроком математики». Основное количество в обоих классах выбрали варианты «Физкультура» и «ИЗО» и только 40% в экспериментальном и 38% в контрольном классе отказались его заменять.

Таким образом, проведенный анализ анкетных данных показал наличие интереса к урокам труда и желание учащихся получать новые знания, совершенствовать свои умения и навыки, что, на наш взгляд, имеет большое значение. В нашем случае, это может способствовать получению более эффективных результатов в организации и проведении второго этапа опытно-экспериментальной работы – формирующего.

Тест «Творческий потенциал»

Школьникам был предложен тест. Нужно было выбрать один из предложенных вариантов ответов и рядом с цифрой поставить букву "а,  "б" или "в". После ответа, необходимо было подсчитать сумму набранных очков: за ответ "а" - 3 очка; за ответ "б" - 1; за ответ "в" - 2 очка.

Результаты обрабатывались, ориетируясь на следующие показатели:

Высокий уровень: 49 и более баллов - Творческий потенциал значителен. Человек обладает большими творческими возможностями. Если их правильно использовать, "можно достичь хороших "результатов в творческой деятельности,

Средний уровень: от 24 до 48 очков - нормальный творческий "потенциал. Человек обладает теми качествами, которые позволяют заниматься творчеством.

Низкий уровень: 23 и менее очков - Творческий потенциал небольшой.

Результаты исследования уровней развития творческого потенциала у детей были обработаны и представлены в  таблице и диаграммах.

                                                                                     Таблица №1.

Результаты исследования уровней развития творческого потенциала (констатирующий этап)

Уровни

    4 «Э» класс (э)

     4 «А» класс (к)

Высокий (49 и более очков)

               8

             6

Средний (24 - 48 очков)

              16

             18

Низкий (23 и менее очков)

               6

              5


 

                                                                   

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Диаграмма №1

                                                               Диаграмма №2

 

 

Результаты показали, что в основном преобладает средний уровень  развития творческого потенциала. Дети обладают такими качествами, как любопытство, любознательность.  Теми качествами, которые, на наш взгляд,  будут способствовать развитию их творческих способностей.

2.Формирующий  этап опытно-экспериментальной работы.

Цель:  изучить и экспериментально проверить возможности использования элементов педагогической технологии «метод проектов» на уроках трудового обучения в начальной школе (четвертый класс)

Содержание:

Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.

М.Левина указывает, на то, что на уроках труда в школе или дома с родителями, а позднее самостоятельно дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой и вышивке, шитью и изготовлению поделок из природного материала, работе по дереву и лепке из пластилина, могут научиться выжигать и шить мягкие игрушки, попробовать себя в роли повара или кулинара, а может быть, ребенку больше понравится быть актером кукольного театра и одновременно — хозяином этого театра [13].

Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников, а также для детей, страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи (дизартрия, заикание).

Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям - все это пригодится ребенку [6].

И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Т.А.Гомырина показала в своей работе эффективность развития творческих способностей на уроках труда [6].

Труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.

Наиболее эффективно развиваются творческие способности, по мнению Т.А.Гомыриной в художественном труде.

Содержание художественного труда младших школьнков составляют:

работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги, в сочетании с тканями, природными материалами, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров);

работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, составление декоративных букетов из сухих и живых растений);

работа с глиной (создание декоративных украшений, изготовление мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);

работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение из синтетической пряжи, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей) [6].

Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал - бумага. Работа с бумагой - это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.

Первоклассники из бумаги выполняют различные двухмерные и трехмерные формы. Ребенок исследует возможности применения бумаги, сгибая, сжимая, разрывая ее на части, но затем объединяет их и получает новую форму.

Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создает большие возможности для творчества детей.

Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Восхитительная белоснежная бумажная пластика, волшебная игра света и тени, бесконечные творческие возможности и перспективы ее использования заставляют удивляться и искать новые пути решения художественных образов и сюжетов.

Если взять две полоски бумаги одного цвета, но разных по размеру, сделать кольцо из каждой, соединить их, а затем добавить чуть-чуть воображения, можно сделать зверей для театрального представления (цыпленка, поросенка, кошку, зайца, и т.д.). В качестве основы для выполнения фигурок животных и людей может быть использован конус или цилиндр [13].

Ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы сгибания для полученного нужного элемента. При этом ярко проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом поделок, не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи. Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. Каждое время года богато своими природными дарами: от красивых зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых плодов осени и сухих, на первый взгляд, неприметных растений, которые мы считаем сорняками. Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. В природных материалах ребята видят красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные особенности материалов: запах, цвет, форму, строение. В дальнейшем, имея определённый опыт, они способны ответить на разнообразные вопросы: что бывает твердым, сочным, мягким? Что растет на соснах и елках? Какие деревья бывают лиственными и хвойными? Что растет на лугу, в поле? Что бывает большим и маленьким, закругленным и острым? У детей не только обогащается словарный запас, но и развивается аналитическое мышление: они стремятся соотнести с увиденным свои поделки, дать им образные названия. Практически нет такого природного материала (за исключением ядовитых растений), который нельзя было бы использовать для поделок, нет и установленных правил, как его использовать.

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников