Развитие творческих способностей младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Развитие системы образования всегда теснейшим образом связано с теми социально-экономическими условиями, в которых оно происходит. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимости подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Файлы: 1 файл

Дипломка тв.способности.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

В результате исследования мы выявили, что  использование педагогической технологии «метод проектов» помогает активизировать учеников, У детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом метода проектов является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;

знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;

выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;

проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;

детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

 Детям младшего школьного  возраста необходима помощь взрослого  на всех этапах работы над  проектом.

          Что же дает использование в работе метода проектов?

1) Замкнутые дети в  процессе работы раскрепостились, стали увереннее. Интересная и  насыщенная велась работа, даже  родители пытались участвовать.

2) Дети были активны, заинтересованы, выполнили огромное количество разнообразных работ.

3) Класс проработал  свою тему, все погрузились в  разной степени. Ребята оценили  труд других групп. Учили детей  работать, это было время новизны  и высочайшего включения

Необходимо отметить, что важную роль здесь играет систематичность и последовательность работы. Отрывистая, несистематичная работа не может привести к положительному результату. Только творчески работающий учитель может воспитать творчески мыслящих учеников.

Итак, использование метода проектов на уроках трудового обучение способствуют развитию творческих способностей учащихся. Наша работа велась длительно и планомерно, постепенно усложняясь. Поэтому и привела к положительному результату. А еще и потому, что выполнялись условия формирования творческих способностей: благоприятная обстановка, свобода выбора, увлекательность, неограниченность в действиях.

 

 

Методические рекомендации

для учителей начальных классов, студентов практикантов по обучению детей на уроках трудового обучения с использованием метода проектов

Начинать работу следует с разработки примерной тематики проектных заданий по каждому году обучения технологии. Она должна   быть   достаточно  широкой,   постоянно   обогащаться   с   учетом   интересов   и   возможностей,   как учащихся,   так   и   самого   учителя,   имеющейся   в   его   распоряжении  материально-технической   базы.  Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные школьниками знания и умения,  тем в большей мере отвечает своему назначению проект. Если его разработка предполагает участие нескольких учеников, то необходимо четко определить реальный вклад каждого из них.

Помощь учителя учащимся в работе над выполнением проектов оказывается как на занятиях, так и в порядке консультаций. Например, на уроке учитель вместе с учениками проверяет качество выполнения отдельных деталей и узлов,  обсуждает последовательность сборки и особенностей оформления изделий,  а во время консультаций дает рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам и т.д.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Проект является творческой работой, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса и дополнительных знаний. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать “играющим тренером” в совместной работе.

Работа в классе должна быть построена по типу работы творческой мастерской, где каждый ученик имеет своё рабочее место, оборудование, инструменты, справочную литературу, наглядные средства обучения, материалы, может получить консультацию учителя. Оформление интерьера мастерской желательно осуществлять в соответствии с требованиями современного дизайна, создавать в классе положительный психологический микроклимат. Нельзя рассматривать технологию исключительно как “практический” предмет, где главным является объект труда и не учитывается весь процесс создания изделия.

Проектная деятельность в образовательной области “Технология” (трудовое обучение) – полезная альтернатива классно-урочной системе, но она не должна вытеснять её. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Сейчас основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Достаточно трудно сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения и навыки при выполнении учащимися этих заданий. Проблема создания системы проектных заданий, охватывающих образовательный стандарт, актуальна и требует дальнейшей разработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Заключение

В дипломной работе мы рассмотрели вопросы развития творческих способностей младших школьников на уроках трудового обучения с использованием элементов педагогической технологии «метод проектов». В процессе исследования были рассмотрены проблемы определения творческих способностей и трудовое обучение как фактор их развития. В заключение подведем итоги дипломной работы

Современное общество все больше нуждается в творчески мыслящих людях, но подготовка творчески мыслящих людей является чрезвычайно трудной задачей. Можно ли научить творчеству? И если можно, то как? В данной работе мы рассмотрели последний вопрос. На основе разносторонней характеристики возрастных и индивидуальных особенностей развития мышления младших школьников,  сложившийся в психологии, мышление рассматривается как познавательная деятельность,  направленная на усвоение учащимися знаний, выработанных человечеством в ходе общественного развития. Овладение знаниями рассматривается как активный процесс углубления в сущность изучаемых явлений, в раскрытии их свойств, связей и отношений. Этот процесс требует овладения способами действий, аналитико-синтетическими операциями, характер которых определяется содержанием той области знаний, на усвоение которой они направлены.

Проанализировав теоретические основы развития творческих способностей мы пришли к выводу, что определение творчества пытались дать представители различных психологических направлений - ассоциативная психология, бихевиористы и т.д. Однако для всех был характерен односторонний подход к характеристике мышления: оно выступает как процесс только репродуктивный, либо продуктивный.

В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний.

Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

В экспериментальной части исследования нами была проведена диагностика творческих способностей младших школьников, проведенные тесты, позволили выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей. Это позволило разработать и провести занятия на уроках трудового обучения, с применением методических приемов по развитию творческих способностей.

На заключительном этапе исследования был проведен контрольный этап, целью которого было выяснение эффективности проведенного экспериментального исследования. Повторно проведенные методики показали, что уровень творческого мышления учеников поднялся на новый качественный уровень.

В результате исследования мы подтвердили правильность  выдвинутой нами гипотезы: при использовании творческих заданий и метода проектов на уроках трудового обучения в начальной школе развиваются творческие способности учащихся. Все поставленные задачи исследования выполнены.

Мы пришли к выводу, что детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

 

                                       Библиография

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.
  2. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  3. Беркинблит М. Б., ПетровскийА. В. Фантазия и реальность. М. Политиздат, 1968г.
  4. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.
  5. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.
  6. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. -  №5.
  7. Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. В 2-х ч.: Кн. для чт. в 3-м кл.Ч.2.-3-е изд., перераб.-М.:БАЛАСС,2001Выгонов В.В.
  8. Бывают выдающиеся дети... Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990г.
  9. Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа,  №9  1990г.
  10. Воспоминания, размышления, беседы.  Лейтес  Н.  С.  Психологический журнал.т. 13,№ 1,1992г.
  11. Выгодский Л.  С.  Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение,! 1991г
  12. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению:Уч. пос. для студ.-М.: Академия, 1999.
  13. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических  исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М 1987
  14. Геронимус Т. Урок труда. 3 класс:Учебный комплект для начальной школы.-М.:АСТ-ПРЕСС,1998.
  15. Геронимус Т.М.. Урок труда. Сборник маленького мастера:Учеб.-тетр. №4 по трудовому обучению для уч-ся 1-4-х кл. четырехлет. нач. шк.-М.:АСТ-ПРЕСС,1998.
  16. Гильбух Ю. 3. Внимание: одаренные дети. М. Знание., 1991г.
  17. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда. - М.: ВЧГК "Русский Центр". - 2003
  18. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
  19. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения -М – 1986
  20. Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте //  Возрастная и педагогическая психология - М 1973
  21. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./ Под ред. М.Н.Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982.
  22. Дуганов Р.В.. Природа творчества.-М.:Сов.писатель, 1990.
  23. Дьяченко О.М., Кириллова А.И.  О  некоторых  особенностях  развития воображения. Вопросы психологии. №2 1980г.
  24. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. №2 1980г.
  25. Зак АЗ Методы развития способностей у детей М 1994
  26. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух  томах.  М.Прос., 1986г.
  27. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М. Прос., 1986г.
  28. Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.-1983 г.
  29. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996г
  30. Козырева А, Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.
  31. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.
  32. Конышева Н,М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пос. для учит, и студ. педвузов/Н.М.Конышева.-М, 2000.
  33. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования. Уч. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений.-М.:Академия,1999.
  34. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании.  М.  Изд.  МГУ, 1979г.
  35. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 1979г.
  36. Круглова Л. Что делает человека счастливым ?// Народное образование. - 1996 г.-№8.
  37. Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г.
  38. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.
  39. Кукушкин B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе. - Ростов-на-Дону., 2003
  40. Левин В.А. Воспитание творчества.-Томск:Пеленг, 1992.
  41. Левина М. 365 весёлых уроков труда/Беляков Е.А.-М.:Рольф, Айрис пресс, 1999.  (13)
  42. Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, №6 1990г.
  43. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1.
  44. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М. Прос., 1960г.
  45. Лейтес Н. С. Умственные  способности  и  возраст.  М.  Педагогика, 1971г.
  46. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971г.
  47. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 1965.
  48. Лук А. И, Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976
  49. Лук А. Н. Психология творчества. М, Наука, 1978.
  50. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться : из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 г. Москвы. М., 1982.
  51. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971.
  52. Мерлин З.С. Психология индивидуальности. – М.-1996 г.
  53. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.
  54. Немов Р.С. Психология. – М.- 2000 г.
  55. Одаренные дети. Перевод с англ.. Под ред. Бурменской, Слуцкого. М., 1991г.
  56. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. –М.-2000 г.
  57. П.Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение: 1-4 классы .-М.: Владос,2001.
  58. П.Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение: 1-4 классы .-М.: Владос,2001.
  59. Практикум по трудовому обучению:Уч. пос. для студ.-М.: Академия, 1999.
  60. Проблема развития познавательных способностей. Л., 1983г.
  61. Проблемы психологии творчества и  разработка  подхода  к  изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии.№ 5, 1994г.,
  62. Проблемы способностей в советской психологии. Межвузов, сб.  науч. тр. Л: ЛГПИ, 1984г.
  63. Программы средних общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (Технология)/ Под ред. Ю.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко.-М.: Просвещение,1996.
  64. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М, 1946.
  65. Страхова Н.М.Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с.107.
  66. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. -1997г.
  67. Судьба вундеркиндов. Н. Лейтес. Семья и школа, №12 1990г.
  68. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М. 1988 г. 
  69. Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т. 1.) М. Прос., 1971 г.
  70. Тюников Ю.Сценарный подход в педагогическом взаимодействии.// Педагогическая техника. -2004 г.- № 2.
  71. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника. – М. – 1961 г.-
  72. Фопель Клаус Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практич. пос. для педагогов и школьных психологов.Ч.1/Пер. с нем.-2-е изд.-М.:Генезис,2000.
  73. Формирование   творческих   способностей:   сущность,   условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ, 1990г
  74. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ, 1990г
  75. Художественное творчество и ребенок./Под. ред. Н. А. Ветлугиной.-М.,1972.
  76. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г.
  77. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества: Учеб. для 2-го кл.- Самара:Фёдоров,2000.
  78. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5. 
  79. Шванцара И Диагностика психического развития - Прага 1978
  80. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М. Новая школа, 1994г.
  81. Эльконин Д.Б.Психология обучения младшего школьника. – М.- 1979 г. 
  82. Эльконин ДБ Избранные психологические труды -М1989г.
  83. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М. Знание, 1991г.

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников