Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:23, контрольная работа
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Введение
1. Особенности развития изобразительного творчества у дошкольников.
2. Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ по развитию художественно – творческой деятельности дошкольников.
3. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества.
4. Анализ проведенной работы
Заключение
Приложения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Елецкий
государственный университет
Факультет педагогики и психологии (дошкольной)
Кафедра
дошкольной и коррекционной педагогики
Контрольная работа по курсу
ТЕОРИЯ
И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ТВОРЧЕСТВА
Развитие
творческих способностей
на занятиях изобразительной
деятельностью у
детей старшей
группы.
Выполнена студентом группы
ЛГ – 31 (ОЗО)
Цветковой
Светланой Владимировной
Елец 2012
План
контрольной работы
Введение
1.
Особенности развития
2. Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ по развитию художественно – творческой деятельности дошкольников.
3.
Педагогические условия
4. Анализ проведенной работы
Заключение
Приложения
Введение
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности, в формировании творческих основ личности. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги: Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, Т.С.Комарова, Д.Б.Эльконин и др.
Творчество - не новый предмет исследования, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Развитие творчества - одна из главных задач дошкольного возраста. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание ее как развития творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе.
Общепризнанна
возможность творческого
Самое
важное условие раскрытия творческих
способностей детей - это создание общей
атмосферы комфортности, свободы
и увлеченности, чтобы каждый ребенок
сумел познать «радость успеха».
Такая задача требует от взрослого
особого внимания. При выполнении
заданий детям могут
В
современных педагогических и психологических
исследованиях доказывается необходимость
занятий изобразительным
Некоторые авторы раскрывают развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования: Архарова Н.В., Пищикова Н.Г., Новикова Г.П., Коротких О.В., Казакова Р.Г., Сайганова Т.И.
Однако
практический аспект реализации развития
творческих способностей детей дошкольного
возраста средствами художественного
сюжетного творчества остается недостаточно
раскрытым, поскольку стремительно
меняются многие точки зрения относительно
психологических и
1. Особенности развития изобразительного творчества у дошкольников.
Творчество - это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение; это показатель развития и тенденция развития изобразительной деятельности. Оно обладает эмоциональностью, непосредственностью, содержательностью.
Детское творчество - сознательное отражение ребенком окружающей действительности в предмете, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ветлугина высказывалась о том, что предпосылками к продуктивному творчеству является формирование художественно-образного начала. Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности нельзя отождествлять с художественным образом взрослого, то есть образ ребенка обладает большей или меньшей выразительностью, зависит от степени общего развития способностей и приобретенных навыков. Л. Поддъяков под творчеством ребенка подразумевал результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности. У ребенка постепенно формируется его сложнейший противоречивый внутренний мир, который придает всей деятельности ребенка творческий характер или наоборот, определяет его развитие по готовым изученным схемам. Творческий процесс - это особая форма качественного перехода от известного к новому, неизвестному. Творчество ребенка - это важнейшее качество его личности, это универсальная способность, лежащая в основе формирования всех других способностей. Это особое мировоззрение ребенка, особое отношение его к окружающему миру, как в плане его восприятия, так и в плане его преобразования.
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Правильное понимание возможностей и своеобразия детского творчества требует от педагога знания того, какой характер носит деятельность в области искусства вообще, какими выразительными средствами пользуется художник для создания художественного образа, каковы этапы его творческой деятельности.
Творчество
художника - это определенная деятельность,
создающая новые оригинальные предметы,
имеющие общественное значение. Деятельность
художника связана с созданием
произведений искусства, отражающих окружающую
жизнь. Это отражение является не
простым фотографированием
В то же время художественный образ дается в виде индивидуального конкретного изображения. Объективной основой художественного творчества является изображение реального мира. Но есть и субъективная сторона - отношение художника к изображаемому. Художник не просто изучает и отражает мир: в образ он вкладывает свои эмоции, чувства, благодаря чему этот образ может волновать и других людей.
Необходимым
условием творческой деятельности художника
является наличие способностей, такой
уровень развития всех психических
процессов, который позволяет остро
воспринимать и глубоко осознавать
окружающую жизнь. Чем богаче опыт художника,
тем многограннее его творчество
и совершеннее создаваемые
Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства, так как иначе художник не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.
Творческий процесс у каждого художника своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. В книге Ветлугиной описаны следующие этапы протекания творческого процесса.
Начальным этапом творчества является возникновение идеи, замысла. Вначале он может быть неясным, неконкретным, требуется время, для того чтобы он уточнился, идея оформилась в конкретном содержании. Это вынашивание замысла является вторым этапом творческой деятельности.
Третий этап - реализация замысла, в процессе которого идет дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы. Заканчивается творческий процесс появлением художественного образа. Дальнейшая жизнь этого произведения заключается в его общественной значимости - в воздействии па массы людей, в воспитании их мыслей и чувств. Поэтому, чем совершеннее художественное произведение, тем выше его общественная ценность.
Таким
образом, художественное творчество представляет
собой сложный процесс познания
и образного отражения
Богатые
возможности в этом отношении
представляет изобразительная деятельность,
так как по существу своему она
носит преобразующий и
Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества.
В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.
Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.
К
старшему дошкольному возрасту у
ребенка все больше развивается
уровень аналитико-
Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.
Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.
Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.
Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.
Когда
он начинает понимать, что оставляемые
карандашом следы могут что-то обозначать
и по своему желанию или по предложению
взрослого старается нарисовать
какой-то предмет, тогда его деятельность
приобретает уже
Таким образом, первый этап творческого процесса - возникновение замысла - имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей. Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет.