Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:23, контрольная работа
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Введение
1. Особенности развития изобразительного творчества у дошкольников.
2. Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ по развитию художественно – творческой деятельности дошкольников.
3. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества.
4. Анализ проведенной работы
Заключение
Приложения
В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.
Мы видим, что все три этапа творческого процесса есть и в деятельности ребенка, но соотношение этих этапов иное, чем у взрослого художника.
Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т.е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала.
Исследования последних лет направлены на выявление конкретных показателей образного начала в деятельности дошкольника.
Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.
Исследователи детского изобразительного творчества - Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, доступны в определенной степени ребенку дошкольного возраста.
Ребенку, особенно в младшем возрасте, в изображении деталей присущ элемент случайности. Не всякая изображенная им деталь усиливает выразительность. А иногда и выразительные детали также появляются случайно, без сознательного замысла.
В
старшем дошкольном возрасте, когда
воспитывается способность
Наиболее
доступным выразительным
Цвет
в изобразительном искусстве (живописи,
графике) является важным средством
выражения художественного
Использовать
цвет в таком многообразном плане
ребенок дошкольного возраста, конечно,
не может и поначалу воспринимает
его как самостоятельную
Познакомившись со многими цветами, дети 4-5 лет часто используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т.е. используют его в декоративном плане. Здесь также наблюдается нарушение реальной окраски, так как вначале ребенка привлекают яркие контрастные сочетания цветов. Эта декоративность может иногда противоречить характеристике образа.
Постепенно
дети старшего дошкольного возраста
отходят от декоративной раскраски,
овладевая разными оттенками. С
развитием восприятий и эстетических
чувств они начинают использовать цвет
для передачи настроения образа. Хотя
все же используют цвет и в эмоциональном
плане: то, что нравится, окрашивают
в яркие тона, нелюбимые, страшные
образы - в темные. Это положение
об использовании цвета как
Передача
динамического состояния
Если
в младшем возрасте движение не изображается,
то детям старшего возраста доступно
изображение предметов в
Но выражение динамики все же является сложным для ребенка, потому что с движением меняется форма и расположение частей предмета. Поэтому часто, несмотря на выразительность образа, форма его бывает искаженной.
Детское творчество характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками.
Таким образом, средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей.
Дети
почти всегда вкладывают в работу
свое отношение, передавая его изобразительными
или другими средствами. Это позволяет
назвать рисунок ребенка
В
некоторых случаях детский
В целом, творческий процесс взрослого и ребенка имеют одинаковые этапы, различающиеся только длительностью протекания. Разница временных промежутков заключается главным образом в отсутствии у ребенка жизненного опыта, а также рядом психологических свойств малыша - неумением обдумывать идею, осознанно использовать композиционные средства, критически относиться к своему творчеству, неумение правильно использовать художественные материалы. Несмотря на это, детские работы очень эмоциональны и динамичны.
До сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно предоставлена в практике воспитания детей.
Развитие творчества как качества личности дошкольника должно стать одной из основных задач в системе воспитания ребенка.
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сенситивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Мы имеем в виду повседневную жизнь детей. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, в играх и т.д., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.
Другое
важнейшее условие проявления творчества
в художественной деятельности - это
организация интересной содержательной
жизни ребенка в дошкольном учреждении
и семье; обогащение его яркими впечатлениями,
обеспечение эмоционально-
В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. В связи с этим особенно важно, чтобы такой специалист хорошо знал детей группы и каждого ребенка в отдельности. Ему необходимо поддерживать постоянные контакты с воспитателем, знать общий план работы педагога или участвовать в его составлении, анализе результатов работы. По согласованию с воспитателем специалист включает в общее содержание работы с детьми все, что необходимо для последующей изобразительной деятельности (повседневное наблюдение за теми явлениями, которые будут изображаться, и т.д.) Очень полезно присутствовать на занятиях детей по другим видам деятельности, поддерживать взаимоотношения с родителями, советуя им в воскресные дни или в часы общения с детьми что-то понаблюдать, сходить с ребятами в музей и т.п.
Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника. Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.
Освоение
художественно-творческой деятельности
немыслимо без общения с
Поскольку
творчество - это всегда выражение индивидуальности,
учет индивидуальных особенностей ребенка
при целенаправленном формировании творческих
способностей необходим. Важно учесть
и темперамент, и характер, и особенности
некоторых психических процессов (например,
доминирующий вид воображения), и даже
настроение ребенка в день, когда предстоит
творческая работа.
2.
Анализ и сравнительная
характеристика
Социальные,
экономические и идеологические
изменения, происходящего за пределами
системы образования, не могут оставить
без изменения систему
В 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР – была утверждена новая «Концепция дошкольного воспитания». Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление, - но в это же время она не содержала конкретных программ реализации намеченных целей. Позднее в 1995 году постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем закрепилось право, что дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ рекомендованных государственными органами управления образованием.
В настоящее время опубликованы всевозможные программы по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении.
Ряд программ – результат многолетней работы научных и научно – педагогических комплексов. Все эти программы показываю разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
При изучении различных образовательных программ для дошкольного учреждения выделены два вида программ: комплексные и парциальные. Для анализа и сравнения выбраны
Комплексные программы «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки». Проведем анализ и сравнительную характеристику программ получивших в разной степени распространение в практике дошкольных учреждений.
Нас интересует определенный аспект анализируемых программ, а именно художественно – творческая деятельность детей.
Программа «Радуга» разработана авторским коллективом сотрудников лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
Работа по программе «Радуга» ведется с 1989 года по закону Минообразования России. Авторский коллектив исходил из того, что в жизни человека дошкольному детству отведено непродолжительное время. Поэтому, с одной стороны, надо сделать все возможное, чтобы ребенок полноценно прошли дошкольные годы, а с другой – необходимо как можно эффективнее использовать этот возраст. В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований.
Педагогическая
работа в программе строится на основе
теоретических позиций о
В
программе «Радуга» основу разделов
«Изобразительная деятельность» и
«Художественный труд»
В программе много интересных методических находок, фрагментов организации детской художественной деятельности. Есть методические рекомендации для педагогов и широко распространенные в практике методические пособия. В программе не навязывается определенная методика работы с детьми, даются только рекомендации и это имеет большое значение для работы педагога по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.