Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:23, контрольная работа
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Введение
1. Особенности развития изобразительного творчества у дошкольников.
2. Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ по развитию художественно – творческой деятельности дошкольников.
3. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества.
4. Анализ проведенной работы
Заключение
Приложения
природы и искусства, которые обеспечивает целостность и гармоничность развития личности, создавая предпосылки для расширения и углубления познания мира. Это не только «школа восприятия, воображения и чувств», но и мысли, и эмоций ребенка.
Художественные образы передают разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, тревога и др.), раскрывают общечеловеческие ценности (красота, добро, справедливость и т.д.).
Ученые установили, что в процессе развития художественного
восприятия у детей появляется не только интерес к содержанию произведения искусства, но и понимание его выразительных средств и зарождается оценка воспринятого.
Разработчики всех комплексных программ отмечают, что особая социальная ценность в развитии ребенка принадлежит народному искусству и рекомендуют широко использовать его в работе с детьми.
Авторы программ считают, что гармоничному и целостному развитию
личности ребенка способствует и его собственная изобразительная деятельность, оказывающая влияние на его эмоциональное состояние, психическое и общее развитие.
В условиях свободы выбора дети получают возможность реализовать свое стремление к экспериментированию, импровизации в процессе поисковых действий с цветом, формой, композицией, образами, материалами, инструментами.
В свете актуальной
на современном этапе проблемы социально-личностного
развития и воспитания ребенка авторы
всех программ обращают внимание на коммуникативную
функцию изобразительной
3.Педагогические условия развития детского изобразительного творчества.
Средствами
изобразительного искусства и изобразительной
деятельности у детей формируется
эстетическое отношение к окружающей
действительности, сопереживание при
восприятии художественных образов. В
процессе изобразительной деятельности
происходит становление художественного
творчества, развитие которого невозможно
без обучения детей способам художественно
– образного воплощения замыслов,
передачи предметов, явлений. Это обучение
направлено на создание детьми художественного
образа и находится в тесной зависимости
от развития способностей к изобразительной
деятельности. Благодаря восприятию
художественных образов в изобразительном
искусстве ребенок имеет
Пока приведено недостаточно исследований, раскрывающих специфику познания ребенком изобразительного искусства. В основном отмечается, что детям дошкольного возраста доступны такие жанры, как пейзаж и натюрморт (Н.А. Зубарева), скульптура меткой пластики (Г.М. Вишнева), портрет (А.М. Щетинина), иллюстрации (В.А. Езикеева, В.Я. Кионова).
Исследования,
проводимые под руководством доктора
психологических наук К.В. Тарасовой
по проблеме синтеза разных видов
искусства с целью развития художественных
способностей, художественного творчества
детей, являются основой для раскрытия
теоретических предложений
Важно,
чтобы дошкольника в детском
саду и в семье окружали предметы
декоративно – прикладного
Собственная изобразительная деятельность ребенка (при взаимосвязи ее видов) становится синтетической, так как ребенок одновременно использует разные способы цветной, пластической выразительности при создании собственных композиций сюжетного или декоративного характера.
Можно
сказать, что процесс детского изобразительного
творчества приобретает характер дизайнерской
деятельности. Ребенок ограничен
в средствах передачи художественного
образа. Поэтому необходима взаимосвязь
видов изобразительной
Поэтому важно дать детям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие замыслы.
Итак,
основой художественно –
• личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
• развитие способностей к изобразительной деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
• создание художественного образа – личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно – силуэтных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
• синтез искусства для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества, т.е. акцентирование внимания на отдельных видах искусства (доминанта) и моделях синтеза: 1) музыка, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, художественное слово (трехуровневая модель); 2) изобразительное искусство, художественная литература (двухуровневая модель); 3) музыка, художественная литература, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность (многоуровневая модель);
•
изменение структуры
На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание.
Система
занятий с детьми дошкольниками
по изобразительной деятельности направлена
на обучение детей изображению окружающих
предметов и явлений, использование
для этого усвоенных
Изобразительная
деятельность в детском саду строится
на единстве и взаимосвязи трех видов:
рисования, лепки, аппликации, способствующих
более эффективному овладению детьми
всеми этими видами деятельности,
а также более теплому
Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающим совместным требованиям.
Переход
к педагогике сотрудничества, педагогике
развития позволяет эффективно развивать
изобразительные способности
Например,
знакомя детей с любым видом
декоративно – прикладного
I квартал старшая группа | |||
Предварительная работа | Лепка | Аппликация | Рисование |
Тема:
Знакомство с дымковским народным творчеством
1. Рассматривание предметов иллюстрации 2. Рассказ воспитателя 3. Оформление уголка изо |
Тема: «Дымковская
кукла» |
«Узор на квадрате» | «Дымковская
фантазия» |
Широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий по художественно – творческой деятельности максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и оформлении помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия.
Сравнивая свои работы дети убеждаются в преимуществе того или иного способа, так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, а это в свою очередь подготавливает детей к творческой деятельности, которая отличается поисковым характером.
Исходя
из того, что каждый ребенок должен
усваивать определенный объем знаний,
навыков и умений в организованном
порядке на занятиях и в самостоятельной
свободной деятельности под руководством
педагога, работа по ознакомлению детей
с художественной деятельностью
в детском саду ведется по схеме:
На
специально организованных занятиях с
подгруппой детей в изостудии
решаются задачи освоения технических
и изобразительных навыков, осуществляется
закрепление результатов
Для
обеспечения органичного
1.
Изложение учебного материала
(в форме игры, беседы, экскурсии).
Введение новых способов
2.
Самостоятельная практическая
3.
Обсуждение творческих работ
детьми и педагогом помогает
ребенку видеть мир не только
со своей собственной точки
зрения, но и с точки зрения
других людей, принимать и
Планируя занятия, необходимо выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая сложность и объемность и специфику изостудии.
Так,
изложение материала может
Например, тема «Цирк», чтобы нарисовать ее творчески, детям в группе много рассказывается о цирке, во время беседы дети делятся своими впечатлениями от похода в цирк, делают зарисовки – клоунов, животных с воспитателем, а затем на занятии дети, проявляя творчество, создают работы – лепят, рисуют и т.д.
Учитывая особенность темы занятия могут проходить в изостудии, а могут и в музыкальном зале. Например, если занятие итоговое в виде развлечения.
При ознакомлении работы с детьми на занятиях по изобразительной деятельности важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Результатами работы в данном направлении должны стать:
- активность
и самостоятельно детей в
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Обучение
на занятиях по изобразительной деятельности
строятся как увлекательная проблемно-
Все занятия проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер.
Педагогический процесс включает также индивидуальные занятия с отстающими детьми и занятия с одаренными детьми. С одаренными детьми один - два раза в неделю может проводиться кружковая работа. На кружковых занятиях одаренные дети получают дополнительные, более глубокие сведения изобразительной программы, а самое главное – приобретают возможность неограниченного творчества.