Развитие творческих способностей на занятиях изобразительной деятельностью у детей старшей группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Содержание работы

Введение
1. Особенности развития изобразительного творчества у дошкольников.
2. Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ по развитию художественно – творческой деятельности дошкольников.
3. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества.
4. Анализ проведенной работы
Заключение
Приложения

Файлы: 1 файл

ИЗО ПОСЛЕДНИЙ.docx

— 259.49 Кб (Скачать файл)

    На  занятиях между всеми видами изобразительной  деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой – устанавливаются тесные связи.

    Обучение  детей строится как увлекательная  проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и  постоянный рост его самостоятельности  и творчества.

    Деятельность  в условиях обогащенной развивающей  педагогической среды позволяет  ребенку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению  познанного. Так, на занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых  нужно придумать выход самим. Например, на занятиях «В гостях у короля Палитры» дети решают не мало проблем, чтобы попасть в волшебную  страну: складывают портрет короля (моделируют), сообща строят мост из радуги, решают ребусы и т.д.

    Во  время занятия детям задаются вопросы: а как ты думаешь? А как  ты бы поступил? А как ты представляешь, опиши и т.д.

    Готовясь  к своим занятиям, мы постоянно  думаем, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов  и не мешало детей возможности  самостоятельно изобразить что-либо?

    Очевидно, что детей можно и нужно  учить. Но не художественной технике  взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей. Мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским  содержанием, чтобы в них нашли  отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Поэтому на занятиях по изодеятельности мы стараемся отвести  большую роль источникам фантазии, творчества, самостоятельности.

    Для того, чтобы у детей возникло желание  выполнить учебное задание, проводится работа по формированию игровой мотивации. Например, кратко, но убедительно рассказывается вымышленная история о проблемах  какого-либо игрового персонажа (зайчика, клоуна и т.д.) и побуждаем им помочь.

    Главное – вызвать доброе отношение к  игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно  узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного  ответа продолжаем занятие. Например, на коллективном занятии по аппликации «Царство грибов» дети помогают старичку Лесовичку собрать полную корзину  грибов (вырезать и наклеить).

    Очень важно, что благородную роль помощника  и защитника слабых ребенок может  выполнить только научившись чему-то новому.

    Обычно  занятия проводятся по структуре  помогающей максимально выполнить все задачи.

    1 этап.

    В начале занятия обязательно проводится психологическое вхождение. Оно  может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения  песенки, или дети молча рассматривают  картину, в виде игры, или рассказывания  сказки.

    II этап. Познавательный:

    1. Где раскрывается тема занятия  в игровой форме, ставится учебная  задача или создается проблемная  ситуация.

    2. Во время объяснения или повторения  пройденного используются модели  и алгоритмы, схемы и конструкции,  предлагаются развивающие игры  и упражнения, что не только  помогает запомнить процесс изображения,  но и приводит детей в состояние  творческого подъема и желания  творить.

    III этап. Завершающий.

    По  окончании занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая  в начале занятия, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в  начале занятия. Можно провести психологическую  разгрузку, следя за настроением  детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной  мелодии при рассматривании готовых  работ.

    Каждая  работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие  от игрового персонажа.

    Важным  моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное  состояние.

    Чтобы узнать, понравилось ли ребенку занятие, удовлетворен ли он своим творчеством, своей работой. Он опускает в «карман  настроения» карточку со схематическим  изображением настроения .

    А воспитатель должен проанализировать эмоциональное состояние детей  и сделать выводы.

    Важным  моментом в структуре занятий  является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки.

    Игры  на развитие мелкой моторики рук и  имитационные двигательные упражнения, перекликающиеся с темой занятия способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.

    Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей  является творческий подход к организации  занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.  

    4.  Анализ проведенной  работы

     Развитие  творческих способностей у детей  способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности  его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим  создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает  и усвоил, чем большим количеством  элементов действительности он располагает  в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его  воображения.

     В своей работе я опирались на труды  таких авторов как:

       Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, О.М. Дьченко, Т.С. Комарова, В.А. Левин, В.С. Мухина, С.М. Бондаренко, Л.Ю. Субботина Н.А.  Ветлугина,  В.А.  Езикеева,  Т.Г.  Казакова, В.Б.Косминская,  Н.П.  Сакулина,  Е.А.  Флерина, Н.Б.Халезова и многие другие.

     Дети  и творчество – понятия практически  нерасторжимое. Любой ребёнок по своей природе – созидатель. Творчество проявляется у детей в самой  неожиданной форме, однако практически  всегда связано с изобразительной  деятельностью. Рисование, лепка и  аппликация - виды изобразительной  деятельности, основное назначение которой  – развитие творческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего  развития и воспитания детей дошкольного  возраста. В процессе творческой деятельности дети развивают зрительное восприятие (наблюдение), воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кроме этого  творчество формирует в ребенке  эстетическую направленность. Творчество ребёнка – важный элемент становления  его собственного самосознания и  самопонимания.

Детские рисунки, как важный элемент творчества, это  способ для ребёнка проявить себя. В рисунке или пластическом материале  ребенок может передать свое видение  и ощущение окружающего мира, выплеснуть страхи, отрицательные эмоции или  поделиться положительными. Важность детского рисунка в том, что он порождает у детей творческие эстетические эмоции. Особенностью художественного  творчества старших дошкольников является то, что рисунки ребенка становятся все ближе к реальности. Ребенок  старшего дошкольного возраста с  удовольствием осваивает новые  материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить  свои произведения после того, как закончит работу над ними. Между 5 и 7 годами рисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, включают в себя уже не один, а несколько взаимосвязанных элементов.

     Поэтому важно дать детям возможность  проявлять свои способности, реализовывать  творческие замыслы.

    Заключение

    Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.

    Творчество  – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а  эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При решении  каких-либо задач происходит акт  творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот  здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все  то, что в совокупности и составляет творческие способности.

    А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку  войти в нее и научиться  чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

    Умение  сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить и зависимости – все  это в совокупности и составляют творческие способности.

    Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся  в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

    Практика  показывает, что на каждом этапе  занятия по изобразительной деятельности возможно и необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной трудности и объема. Это позволит педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей дошкольников.

    Работа на занятиях по изобразительной деятельности достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе.

    Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.

    С помощью занятий по изобразительной деятельности у детей повышается уровень способностей.

Подводя итоги  работы, направленной на развитие художественно  – творческих способностей детей  старшего дошкольного возраста в  системе занятий по изобразительной  деятельности, можно отметить, что  у детей повысился не только уровень  художественных способностей,  но и  стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают  позитивные результаты проделанной работы:

- Дети приобрели  ценный опыт творческого воплощения  замыслов, опыт партнерских отношений,  активного взаимодействия на  основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать  свои мысли. 

- Дети научились  помогать друг другу, выстраивать  партнерские отношения с педагогом,  это придало уверенности даже  самым зажатым детям.

-  Дошкольники  использовали элементы декора  в своих рисунках, как на занятии,  так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность  при помощи формы, цвета, композиции,

- Дети ушли  от стереотипных образов, их  работы стали ярче и разнообразнее,  оригинальнее и интереснее по  содержанию, выполнены через призму  своего индивидуального видения;

- Дошкольники  привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

     Поначалу  дети затруднялись в выборе нужного  изобразительного материала, иногда неудачно комбинировали техники, образы получались недостаточно выразительными, иногда чересчур декоративными (особенно у  девочек).

       В ходе работы с родителями, я столкнулась с тем, что многие не понимали, какое важное значение имеет развитие художественно – творческих способностей, воображения ребенка именно в дошкольном детстве для полноценного развития личности и как основы творческого роста в дальнейшем.

       Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий развития детского творчества.

       Можно сделать вывод, что залогом  успешного развития  художественно-творческих  способностей детей являются:

1.Систематическая  комплексная работа с использованием  новых методик обучения изодеятельности,  общения и взаимодействия с  ребенком.

2.Создание условий  для свободной самостоятельной  деятельности, развития представлений  о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.

Информация о работе Развитие творческих способностей на занятиях изобразительной деятельностью у детей старшей группы