Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 04:39, курсовая работа
Цель исследования: использование экскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи
рассмотреть историю преподавания естествознания;
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теории развития естествознания.
провести экспериментальное исследование по оценке эффективности применения экскурсии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Теоретические основы развития методики естествознания…………...6
1.1 Развитие методики естествознания…………………………………...6
1.2 Сущность и классификация методов обучения……………………..14
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников…..21
2 Применения метода наблюдения при обучении естествознанию в 3 классах……………………………………………………………………………24
2.1 Организация и методика экспериментального изучения…………..24
2.2 Выявление уровня экологической образованности младших школьников………………………………………………………………………25
2.3 Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии……………………………………………………….33
2.4 Изучение уровня сформированности экологических знаний и культуры при использовании экскурсии………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….44
Н.К.Крупская в те же годы выступала за локализацию учебных программ. Намечая конкретные пути локализации программ, она писала, что учителю самому трудно припособить программу к условиям своей местности. Поэтому предлагала проводить учительские съезды, по её мнению школьный коллектив должен будет осуществлять конкретизацию отобранного материала. Такой подход перекликается с современной стандартизацией образования, выделяя инвариантный и вариативные компоненты.
Впервые послереволюционные годы наблюдался огромный интерес к проблеме конструирования школьного учебника. В 20-е г.были заложены основы конструирования учебника такими видными педагогами, как П.П.Блонский, А.П.Пинкевич, А.У.Зеленко и др. Они были едины в понимании необходимости строить учебника принципе научности, доступности, стимулируя познавательную и творческую деятельность детей, развивая самостоятельность мышления и интерес школьников.
Сущность одной из концепций наиболее чётко представлена в учебнике «Природа и труд», написанным А.П.Пинкевичем и др. в 1926г., и пособие «Мир» - рабочей книги для 1 ступени под редакцией А.П.Пинкевича (1928). Через учебный материал происходило ознакомление учащихся с жизнью природы и общества. Много внимания уделялось разработке практических заданий и экскурсий. Эти задания имели общественно полезную направленность. Весь материал располагался «по сезонам». Книжное, вербальное ознакомление с природой оценивалось как вредное. Применение в качестве наглядных пособий картин квалифицировалось как профессиональное преступление со стороны учителя. Книга играла лишь подсобную роль не вызывая интереса ребёнка. Такой подход не стимулировал процесса обучения.
Другой подход был высказан П.П.Блонским в учебнике «Красная зорька», он должен был согласно идее П.П.Блонского помочь сориентироваться ребёнку в окружающем мире, дать основные теоретические положения, а эмпирический материал школьник мог найти в специальных книжках, раскрывающих поставленные в учебниках проблемы [7,с.366].
Но слабая полиграфическая база, быстрая смена взглядов на модель учебника выхолостила замысел автора. Он так и не был никогда последовательно реализован.
Новые единые учебники для начальной школы, появившиеся после 1933г., строились на достаточном научном теоретическом материале. С 1934 по 1941г., издавались учебники естествознания В.А. Тетюрева, состоящие из двух частей. Первая часть содержала сведения о неживой природе, в ней давались общие представления о жизни растений и охране здоровья человека. Во второй части подробно изучалась жизнь растений, животных и строение человеческого тела.
В развитие методики преподавания естествознание в 40-х г. Большой вклад внёс известный педагог-натуралист С.А.Павлович. Основное внимание в своих работах учёный уделял технологии изготовления коллекций и приборов для лабораторных занятий самими учениками. Наиболее известные его книги «Изготовление приборов для школьных лабораторных занятий» (1927), «Практика преподавания естествознания в начальной школе» (1939), «Приборы и модели по неживой природе», «Как преподавать начальные сведения по неживой природе» (1948) и др.
Автором программ и учебников по природоведению для 4 класса более 20 лет был Михаил Николаевич Скаткин (1900-1992), он создал серию наглядных пособий к курсу природоведения и методические руководства к ним. Много внимания он уделял методике внеклассной работы по природоведению.
В 90-х г. Появилась масса программ по естествознанию, в которых наметилось три направления развития.
В основе первого направления,
которое можно назвать
К нему можно отнести систему курсов «Природа и люди» З.А.Клепининой, и систему курсов экологической направленности «Зелёный дом» А.А.Плешакова.
Приоритетной целью курса З.А.Клепининой «Природа и люди» является развитие личности ребёнка, по принципу краеведения. По мнению автора, отбор учебного материала, выполненный в соответствии с этим принципом, позволяет в наибольшей степени влиять на душу ребёнка, строить обучение на основе непосредственных восприятий окружающего мира. Курс «Природа и люди» представляет собой систему, объединяющею две подсистемы – «Я и мир вокруг» и «Природоведение», в которых интегрируется знания по системе человек – природа – общество.
В основе системы учебных курсов экологической направленности «Зеленый дом» А.А.Плешакова, вложена интеграция естественно - научных и обществоведческих сведений, направленных на доступные для понимания учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.
Приоритетной задачей системы курсов «Зелёный дом», является формирование у учащихся единого ценностно - окрашенного образа мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. По мнению автора, формулой нового отношения к окружающему является уважение к миру, основанное на признании ценности всего сущего.
Учащиеся знакомятся с окружающим миром и места в нём человека при изучении курса «Мир во круг нас». Автору удалось добиться единства содержания материала с логикой его изложения и формой подачи. Отбор содержания осуществлен на основе следующих идей:
На основе интеграции
естественно – научных и
В основе второго направления в развитии методики естествознания лежит принцип интеграции знаний в системе «человек – природа – общество». К нему можно отнести курсы, разработанные под руководством Н.Ф.Виноградовой, О.Т.Поглазовой и А.А.Вахрушева.
Курс «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой и Г.С.Калиновой входит в комплекс «Начальная школа XXI века».
В основе построения курса лежит принцип «позитивного педоцентризма», т.е. отбираются знания, наиболее важные для детей этого возраста. Особенностью программы является включение сведений, способствующих познанию ребёнком самого себя, расширяющих представление о психической природе человека.
Программы курса «Окружающий мир» построены с учётом принципа экологизации предмета. Этот принцип реализуется через формирование у младших школьников умения предвидеть последствия своего воздействия на природу и социальную среду. Ведущую роль в построении курса играет краеведческий принцип обучения, который обязывает учителя при ознакомлении с окружающим миром использовать чувственный опыт детей, накопленный во время прогулок и экскурсий в ближайшее природное и социальное окружение. Обязательной структурной единицей таких уроков является игра ( предпочтительно ролевая).
В рамках непрерывных программ Образовательной системы «Школа 2100» был разработан интегрированный курс «Окружающий мир» (авторы А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан). Этот курс можно считать переходным «от репродуктивного» к «развивающему». Курс основан по принципу минимакса, позволяет отобрать небольшой оббьем важнейших понятий, который должны усвоить все ученики. Усвоение достигается путём многократного и непрерывного использования полученных знаний. Главная цель изучения курса – воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем мире. Главная мысль курса по изучению окружающего мира – «человеческая экосистема медленно, но закономерно "поедает" и засоряет всю биосферу продуктами своей жизнедеятельности», что приводит к экологическому кризису, угрожающему существованию человечества [8,с.109].
Курс Н.Я.Дмитриевой и А.В.Козакова «Мы и окружающий мир» носит интегрированный характер. Его содержание составляют материалы из астрономии, географии, биологии и истории. По мысли авторов от 1 к 4 классу должна прослеживаться цепочка взаимодействий, которая включает следующие звенья:
- единство неживой и живой природы;
- роль развития человека и общества на разных этапах истории;
- постепенное высвобождение
человека из-под власти
- вмешательство человека в природу.
Формирование
теоретического мышления у
Учитель должен
выбрать программу, которая
1.2 Сущность и классификация методов обучения
Метод обучения – способ организации учителем учебно-познавательной деятельности обучаемых с целью реализации поставленных задач образования и развития личности детей. В методике преподавания естествознания выделяют 3 групп методов обучения: словесные, в которых источником знаний служит устное или письменное слово, наглядные, в которых источником знаний служат средства обучения, практические, источником знаний является самостоятельная практическая деятельность детей под руководством учителя.
10. Словесные методы обучения естествознанию.
К словесным методам относятся способы
Рассказ – это последовательное повествовательное изложение учебного материала. Описание – аналитический прием расчленения целого на части. Объяснение – изложение учебного материала, связанного с ответами на вопросы как, почему. Доказательство – утверждение, подкрепленное фактами. Методические требования к рассказу: научность, доступность, логичность; постановка познавательных задач, использование образных примеров, стилистически грамотное изложение, выделение главного и формулировка основных понятий; установление значимых связей с жизнью.
Беседа - метод обучения, включающий диалог учителя и учащихся, проводимый по заранее продуманным вопросам. Вводная беседа – актуализирует опорные знания, необходимые для изучения новой темы. Эвристическая беседа – вопросы учителя подводят детей к маленьким открытиям. Обобщающая беседа – систематизирует знания детей.
Учебная дискуссия основана на обмене взглядами по определенной теме. Учащиеся должны взаимодействовать лицом к лицу, выслушать мнения товарищей, обосновать свои высказывания, критиковать идеи, а не личность.
Работа с книгой помогает научиться самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, наблюдать и проделывать опыты, фиксировать результаты наблюдений и опытов, осуществлять самоконтроль за результатами самостоятельной работы. Работа с учебником может быть различного характера: знакомство с содержанием раздела, чтение учебного текста, составление плана учебной статьи и пересказ, работа с терминами, организация самостоятельной групповой или парой работы, использование инструкций учебника для проведения наблюдений и практических работ, работа с иллюстрациями, работа с географическими картами, ответы на вопросы, помещенные после основного текста. Выполнение заданий, помещенных в учебнике.
11. Наглядные методы обучения естествознанию.
Наглядные методы – способы овладения учебным материалом, при которых новые знания дети получают при восприятии наглядных, экранных пособий и демонстрационных опытов. К наглядным методам относят демонстрацию наглядных и аудиовизуальных пособий, демонстрацию опытов, моделирование. Методические требования к демонстрации наглядных пособий: должен быть виден всему классу; должен находится перед глазами у детей только во время демонстрации; нормальный объем – 3 – 4 объекта; лучше избегать микроскопа и сложных схем; с помощью вопросов направлять внимание детей на существенные признаки демонстрируемого объекта. Важно использование фильмов: при продолжительности демонстрации 8 – 12 минут они несут в 3-5 раз больше информации по сравнению с другими пособиями.
Моделирование – метод обучения, который предполагает создание моделей и работу с ними. Подготовка к моделированию: сделать сами модели, спланировать, на каких этапах урока будет использовать метод моделирования, определить степень самостоятельности учащихся при работе с моделями, выяснить, как процесс моделирования будет сочетаться с другими методами и приемами обучения.
12. Практические методы обучения естествознанию.
Практические методы – приобретение
новых знаний учащимися посредством
Наблюдение – планомерное, целенаправленное чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира с целью его познания. Подготовка наблюдения: определить цель, выбрать объект, разработать задания и познакомить с ними учащихся, подобрать необходимое оборудование, познакомить детей с приемами проведения наблюдений и формой фиксации результатов. Наблюдательность - способность человека подмечать в окружающем мире самые тонкие, незаметные черты, признаки, свойства. Наблюдения тесно связаны с практическими работами. На них учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений. Результаты проделанных опытов обычно записываются в виде таблицы.
Информация о работе Развития методики естествознания в 3 классе