Развития методики естествознания в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: использование экскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи
рассмотреть историю преподавания естествознания;
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теории развития естествознания.
провести экспериментальное исследование по оценке эффективности применения экскурсии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Теоретические основы развития методики естествознания…………...6
1.1 Развитие методики естествознания…………………………………...6
1.2 Сущность и классификация методов обучения……………………..14
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников…..21
2 Применения метода наблюдения при обучении естествознанию в 3 классах……………………………………………………………………………24
2.1 Организация и методика экспериментального изучения…………..24
2.2 Выявление уровня экологической образованности младших школьников………………………………………………………………………25
2.3 Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии……………………………………………………….33
2.4 Изучение уровня сформированности экологических знаний и культуры при использовании экскурсии………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….44

Файлы: 1 файл

курсовая работа Развитие методики естествознания.doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

Исследовательский эксперимент чаще всего используется во внеурочной и внеклассной кружковой  работе. Опыт считается законченным, когда получены веские доказательства роли исследуемого фактора. 

13. Организация и  методика проведения  практических работ.

Практические  работы на уроках естествознания призваны служить источником новых знаний. На них учащиеся опытным путем  получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений. Деятельность учителя и учащихся на практической работе проходит ряд следующих этапов: постановка познавательной задачи, инструктаж по ее выполнению, самостоятельная работа учащихся, фиксация результатов работы, описание работы учащимися, обобщения и выводы, решающие познавательную задачу. На практических работах развиваются умения детей, необходимые для изучения естественных наук в более старших классах. К выполнению работ учащихся нужно приучать систематически, постепенно переходя от коротких и несложных по организации опытов к более продолжительным и сложным. 

14. Методические приемы  обучения естествознанию.

Методический  прием – элемент конкретного  метода, выражающий умственные или  практические действия учителя и учащихся в процессе обучения. В зависимости от методических функций выделяют организационные, логические и технические приемы. К организационным приемам относятся действия учителя, направляющие внимание, восприятие и формы организации работы учеников. К техническим приемам можно отнести использование определенного лабораторного оборудования, составление инструктивных карточек, расчерчивание таблиц для практических работ, команды учителя, помогающие синхронно выполнить отдельные операции, фиксация результатов работы и т.д.

Логические приемы помогают развивать мыслительную деятельность учащихся. К ним можно отнести  постановку цели или проблемы и планирование хода практической работы вместе с  учащимися. Использование заданий. Помогающих проанализировать свойства природных объектов, сравнить их, классифицировать, сделать выводы и обощения.  
15. Структура учебника. Приемы работы с учебниками образовательного компонента ОМ для начальной школы.

Учебник является наиболее важным средством обучения. Современный учебник состоит из 2 структурных блоков: текстов (основных, дополнительных, пояснительных, документально-хрестоматийных) и внетекстовых компонентов (вопросов и заданий, аппарата ориентировки, иллюстраций). Основной текст раскрывает содержание изучаемых понятий. Дополнительный – обращение к учащимся. Документально-хрестоматийный – дополнительный материал, связанный с основным, но не обязательный для изучения. Пояснительный – примечания, пояснения, термины. Аппарат организации усвоения материала – система вопросов и заданий для формирования ведущих понятий. Аппарат ориентировки - оглавления, рубрикации, уловные обозначения для привлечения внимания учащихся. Иллюстративный материал – рисунки, схемы, фотографии, географические карты для создания наглядных образов. При знакомстве с учебником учитель должен объяснить детям, как правильно пользоваться каждым структурным элементом книги для получения нужной информации. 

16. Формы организации  обучения естествознанию. Сущность и классификация.

Форма – специальная  конструкция процесса обучения, обусловленная содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся; способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующий условиям ее проведения и содержанию. Выделяют следующие формы организации изучения естествознания в начальной школе: урок, экскурсия, внеурочная работа, домашняя работа, внеклассная работа. Урок – основная форма организации учебной работы по естествознанию, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени. Экскурсия – форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить наблюдения и изучать природные процессы в естественных условиях. Внеурочная работа по естествознанию – форма организации учащихся для самостоятельного выполнения обязательных, связанных с изучением курса практических зданий учителя, не укладывающихся в рамки учебного расписания по времени и не связанных с определенным местом их проведения всеми учащимися класса. Это заполнение фенологического уголка, уход за комнатными растениями, проведение фенонаблюдений, посадка растений, наблюдение за природой. Домашняя работа – форма организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий учителя, связанных с уроками.  Внеклассная работа – форма организации добровольной работы учащихся для развития их интересов и творческой познавательной деятельности в расширение и дополнение школьной программы. Внеклассная работа бывает массовая (праздники, викторины, прогулки и походы, музеи, тематические кампании), групповая (кружки, стенгазеты), индивидуальная (литературные обзоры, опытническая работа). 

17. Урок – основная  форма организации  обучения. Требования  к современному  уроку естествознания.

Урок – основная форма организации учебной работы, при которой учебные занятия  проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени. Требования к современному уроку:1. Общая дидактическая целенаправленность урока. 2. достаточная материальная оснащенность. 3. Концентрация внимания на главном, существенном, на усвоении основных понятий урока, ведущих воспитательных идеях учебного материала. 4. Систематичность, последовательность, преемственность и логическая завершенность учебных операций. 5. Обязательное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебной работы на уроке. 6. Оптимальный психологический режим на уроке. 7. Экономия и рациональное использование времени на уроке. 8. Восстановление делового равновесия при его нарушении. 9. Непрерывный контроль и самоконтроль, самосовершенствование и совершенствование знаний учащихся. 10. Межпредметные и внутрипредметные связи изучаемого на уроке материала. 

18. Типы и структура уроков естествознания.

Попытка классифицировать уроки предпринималась еще Ушинским. Он выделял смешанные уроки, уроки  устных, письменных и практических упражнений, уроки оценки знаний. По дидактической цели  Верзилин и  Корсунская выделяют вводные уроки, уроки, раскрывающие содержание темы и заключительные, или обобщающие, уроки. Большинство методистов в начальной школе выделяют такие типы уроков: вводные, предметные, комбинированные, обобщающие. Каждый тип урока имеет определенную структуру. Вводные: орг.момент, постановка задач, ознакомление с целями, содержанием, структурой раздела в учебнике, актуализация имеющихся знаний, формирование новых представлений и понятий, отработка приемов работы с учебником, домашнее задание, итог урока. Предметные: орг.момент, постановка учебных задач, актуализация опорных знаний, проведение практической работы, закрепление, домашнее задание, итог урока. Комбинированные: комбинация структурных элементов различных типов уроков. Обобщающие: орг.момент, обобщение и систематизация знаний, отработка умений и навыков в процессе самостоятельной работы, использование ЗУН в новой учебной ситуации, обобщающая беседа, итог урока. 

19. Подготовка учителя  к уроку.

Учитель готовится  к системе уроков по теме, рассматривая урок как отдельное звено. При этом устанавливается взаимосвязь понятий внутри темы и между отдельными темами. Подготовка учителя к уроку проходит через 2 этапа. 1. Предварительная подготовка включает знакомство с программой, учебником, учебными пособиями и методической литературой, подбор наглядных пособий. На этом этапе проводится календарно-тематическое планирование. Для составления календарно-тематического планирования необходимо знать количество ученых недель в году, число недельных часов, количество программных часов, требующихся для прохождения каждой темы. 2. Непосредственная подготовка включает написание учителем конспекта урока. Конспект может быть составлен в удобной для учителя форме, но обязательно должен содержать следующие элементы: тему урока, цели, оборудование, ход урока с указанием основных этапов и распределение времени на их проведение. 

 

 

1.3 Психолого-педагогические  особенности младших школьников

 

Переход к систематическому обучению в школе меняет весь образ  жизни ребенка. В детском саду или дома его день был заполнен интересной и разнообразной деятельностью. Теперь ребенок должен по несколько часов в день сидеть на уроках. Он должен быть внимателен к тому, что пишет или рисует учитель, делать все только так, как того требует педагог. До школы ребенок познавал только то, что ему было необходимо в играх или в сложных трудовых операциях. Теперь он познает и то, что неинтересно, но нужно. Учение вносит ряд изменений в понятия, приобретенные до школы, донаучные житейские понятия.

В младшем школьном возрасте отмечается дальнейшее формирование анатомической структуры головного мозга. Мощный стимул его функциональному развитию дает обучение. Так создаются условия для постепенного перехода от предметно-образного к абстрактному, словесно-логическому мышлению. И все-таки учителю нельзя забывать, что младший школьник всюду ищет опору на личный чувственный опыт, собственные впечатления, знания, близкие к жизни. Поэтому крайне важно отбирать объекты непосредственного восприятия, чтобы переводить мысли ребенка к постижению закономерных связей вещей и явлений.

В.А. Сухомлинский рассказывал, как он использовал для оживления  мысли и воображения детей  общение с природой. Однажды он повел детей вечером наблюдать  заход солнца, попросил ребят посмотреть на зеленые кусты, растущие по склону балки, и сказать, что они им напоминают. Одни дети видят зеленые тучки, которые прилепились отдохнуть, другим кажется, что кусты похожи на морские волны, третьим - на муравьиные кучи. А одна девочка сказала, что кусты напоминают ей отару овец, остановившуюся на ночлег.

Дети, особенно в начале младшего школьного возраста, еще  отвлекаются от неинтересной для  них работы, им трудно сосредоточиться  на материале, лишенном непосредственной эмоциональной привлекательности. Учитывая это обстоятельство, нельзя в то же время все обучение строить на

одном интересе, на переживании  приятного. Устойчивость внимания, способность  к регулированию и произвольной организации действий в учебной  деятельности придут к учащимся тем  раньше, чем быстрее они поймут и почувствуют, что учение - это труд, требующий серьезного волевого напряжения.

Младшему школьнику  свойственна интенсивная двигательная активность, которая в сочетании  с недостаточным еще умением  управлять своим поведением нередко  порождает импульсивность, несдержанность. неорганизованность. Между тем, замечал А.С. Макаренко можно с успехом проводить движение упорядоченное, с торможением, с уважением к соседу, к имуществу и т.д. Нельзя просто запретить двигаться. Надо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. В распоряжении учителя - экскурсии и лагеря с палатками и шалашами, катание на лодках и рыбная ловля, совместный труд, туризм. (Баранов, Болотина, Сластенин, 1987)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Применения метода наблюдения при обучении естествознанию в 3 классах

 

2.1 Организация и методика  экспериментального изучения

 

Экспериментальное исследование проводилось на базе 22 школы г. Благовещенска. Контрольную группу составили 30 детей 3 «А» «Б» классы. В экспериментальную группу вошли 30 учащихся 3 «В» «Г»  классы.

Экспериментальное исследование проходило в три этапа.

Для исследования были использованы следующие методики: анкетирование  и наблюдение.

Эксперимент проводился с учащимися контрольной и  экспериментальной групп совместно, и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. Анкета состоит из восьми вопросов. Экспериментатор предлагает ответить на вопросы анкеты.

Оценка результатов:

7 - 8 правильных ответов  - высокий уровень;

4 - 6 правильных ответов  - средний уровень;

1 - 3 правильных ответов  - низкий уровень.

Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с  представителями животного и  растительного мира вызвано заботой  о них. Знание и выполнение норм и  правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.

Средний уровень: недостаточное  знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.

Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.

 

2.2 Выявление уровня  экологической образованности младших  школьников

 

Цель: выявить уровень  сформированности экологической культуры и экологических знаний у учащихся.

Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:

  • интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребенка их анализировать;
  • участием в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
  • общением с представителями животного и растительного мира, вызванном в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
  • выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

Информация о работе Развития методики естествознания в 3 классе