Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 04:39, курсовая работа
Цель исследования: использование экскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи
рассмотреть историю преподавания естествознания;
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теории развития естествознания.
провести экспериментальное исследование по оценке эффективности применения экскурсии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Теоретические основы развития методики естествознания…………...6
1.1 Развитие методики естествознания…………………………………...6
1.2 Сущность и классификация методов обучения……………………..14
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников…..21
2 Применения метода наблюдения при обучении естествознанию в 3 классах……………………………………………………………………………24
2.1 Организация и методика экспериментального изучения…………..24
2.2 Выявление уровня экологической образованности младших школьников………………………………………………………………………25
2.3 Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии……………………………………………………….33
2.4 Изучение уровня сформированности экологических знаний и культуры при использовании экскурсии………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….44
Исследовательский эксперимент чаще всего используется во внеурочной и внеклассной кружковой работе. Опыт считается законченным, когда получены веские доказательства роли исследуемого фактора.
13. Организация и методика проведения практических работ.
Практические работы на уроках естествознания призваны служить источником новых знаний. На них учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений. Деятельность учителя и учащихся на практической работе проходит ряд следующих этапов: постановка познавательной задачи, инструктаж по ее выполнению, самостоятельная работа учащихся, фиксация результатов работы, описание работы учащимися, обобщения и выводы, решающие познавательную задачу. На практических работах развиваются умения детей, необходимые для изучения естественных наук в более старших классах. К выполнению работ учащихся нужно приучать систематически, постепенно переходя от коротких и несложных по организации опытов к более продолжительным и сложным.
14. Методические приемы обучения естествознанию.
Методический прием – элемент конкретного метода, выражающий умственные или практические действия учителя и учащихся в процессе обучения. В зависимости от методических функций выделяют организационные, логические и технические приемы. К организационным приемам относятся действия учителя, направляющие внимание, восприятие и формы организации работы учеников. К техническим приемам можно отнести использование определенного лабораторного оборудования, составление инструктивных карточек, расчерчивание таблиц для практических работ, команды учителя, помогающие синхронно выполнить отдельные операции, фиксация результатов работы и т.д.
Логические приемы помогают развивать мыслительную
деятельность учащихся. К ним можно отнести
постановку цели или проблемы и планирование
хода практической работы вместе с учащимися.
Использование заданий. Помогающих проанализировать
свойства природных объектов, сравнить
их, классифицировать, сделать выводы
и обощения.
15. Структура учебника. Приемы работы с
учебниками образовательного компонента
ОМ для начальной школы.
Учебник является наиболее важным средством обучения. Современный учебник состоит из 2 структурных блоков: текстов (основных, дополнительных, пояснительных, документально-хрестоматийных) и внетекстовых компонентов (вопросов и заданий, аппарата ориентировки, иллюстраций). Основной текст раскрывает содержание изучаемых понятий. Дополнительный – обращение к учащимся. Документально-хрестоматийный – дополнительный материал, связанный с основным, но не обязательный для изучения. Пояснительный – примечания, пояснения, термины. Аппарат организации усвоения материала – система вопросов и заданий для формирования ведущих понятий. Аппарат ориентировки - оглавления, рубрикации, уловные обозначения для привлечения внимания учащихся. Иллюстративный материал – рисунки, схемы, фотографии, географические карты для создания наглядных образов. При знакомстве с учебником учитель должен объяснить детям, как правильно пользоваться каждым структурным элементом книги для получения нужной информации.
16. Формы организации обучения естествознанию. Сущность и классификация.
Форма – специальная конструкция процесса обучения, обусловленная содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся; способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующий условиям ее проведения и содержанию. Выделяют следующие формы организации изучения естествознания в начальной школе: урок, экскурсия, внеурочная работа, домашняя работа, внеклассная работа. Урок – основная форма организации учебной работы по естествознанию, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени. Экскурсия – форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить наблюдения и изучать природные процессы в естественных условиях. Внеурочная работа по естествознанию – форма организации учащихся для самостоятельного выполнения обязательных, связанных с изучением курса практических зданий учителя, не укладывающихся в рамки учебного расписания по времени и не связанных с определенным местом их проведения всеми учащимися класса. Это заполнение фенологического уголка, уход за комнатными растениями, проведение фенонаблюдений, посадка растений, наблюдение за природой. Домашняя работа – форма организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий учителя, связанных с уроками. Внеклассная работа – форма организации добровольной работы учащихся для развития их интересов и творческой познавательной деятельности в расширение и дополнение школьной программы. Внеклассная работа бывает массовая (праздники, викторины, прогулки и походы, музеи, тематические кампании), групповая (кружки, стенгазеты), индивидуальная (литературные обзоры, опытническая работа).
17. Урок – основная форма организации обучения. Требования к современному уроку естествознания.
Урок – основная форма организации учебной
18. Типы и структура уроков естествознания.
Попытка классифицировать
уроки предпринималась еще
19. Подготовка учителя к уроку.
Учитель готовится к системе уроков по теме, рассматривая урок как отдельное звено. При этом устанавливается взаимосвязь понятий внутри темы и между отдельными темами. Подготовка учителя к уроку проходит через 2 этапа. 1. Предварительная подготовка включает знакомство с программой, учебником, учебными пособиями и методической литературой, подбор наглядных пособий. На этом этапе проводится календарно-тематическое планирование. Для составления календарно-тематического планирования необходимо знать количество ученых недель в году, число недельных часов, количество программных часов, требующихся для прохождения каждой темы. 2. Непосредственная подготовка включает написание учителем конспекта урока. Конспект может быть составлен в удобной для учителя форме, но обязательно должен содержать следующие элементы: тему урока, цели, оборудование, ход урока с указанием основных этапов и распределение времени на их проведение.
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников
Переход к систематическому обучению в школе меняет весь образ жизни ребенка. В детском саду или дома его день был заполнен интересной и разнообразной деятельностью. Теперь ребенок должен по несколько часов в день сидеть на уроках. Он должен быть внимателен к тому, что пишет или рисует учитель, делать все только так, как того требует педагог. До школы ребенок познавал только то, что ему было необходимо в играх или в сложных трудовых операциях. Теперь он познает и то, что неинтересно, но нужно. Учение вносит ряд изменений в понятия, приобретенные до школы, донаучные житейские понятия.
В младшем школьном возрасте отмечается дальнейшее формирование анатомической структуры головного мозга. Мощный стимул его функциональному развитию дает обучение. Так создаются условия для постепенного перехода от предметно-образного к абстрактному, словесно-логическому мышлению. И все-таки учителю нельзя забывать, что младший школьник всюду ищет опору на личный чувственный опыт, собственные впечатления, знания, близкие к жизни. Поэтому крайне важно отбирать объекты непосредственного восприятия, чтобы переводить мысли ребенка к постижению закономерных связей вещей и явлений.
В.А. Сухомлинский рассказывал, как он использовал для оживления мысли и воображения детей общение с природой. Однажды он повел детей вечером наблюдать заход солнца, попросил ребят посмотреть на зеленые кусты, растущие по склону балки, и сказать, что они им напоминают. Одни дети видят зеленые тучки, которые прилепились отдохнуть, другим кажется, что кусты похожи на морские волны, третьим - на муравьиные кучи. А одна девочка сказала, что кусты напоминают ей отару овец, остановившуюся на ночлег.
Дети, особенно в начале
младшего школьного возраста, еще
отвлекаются от неинтересной для
них работы, им трудно сосредоточиться
на материале, лишенном непосредственной
эмоциональной
одном интересе, на переживании приятного. Устойчивость внимания, способность к регулированию и произвольной организации действий в учебной деятельности придут к учащимся тем раньше, чем быстрее они поймут и почувствуют, что учение - это труд, требующий серьезного волевого напряжения.
Младшему школьнику
свойственна интенсивная
2 Применения метода наблюдения при обучении естествознанию в 3 классах
2.1 Организация и методика экспериментального изучения
Экспериментальное исследование проводилось на базе 22 школы г. Благовещенска. Контрольную группу составили 30 детей 3 «А» «Б» классы. В экспериментальную группу вошли 30 учащихся 3 «В» «Г» классы.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа.
Для исследования были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение.
Эксперимент проводился с учащимися контрольной и экспериментальной групп совместно, и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. Анкета состоит из восьми вопросов. Экспериментатор предлагает ответить на вопросы анкеты.
Оценка результатов:
7 - 8 правильных ответов - высокий уровень;
4 - 6 правильных ответов - средний уровень;
1 - 3 правильных ответов - низкий уровень.
Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.
Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.
2.2 Выявление уровня
экологической образованности
Цель: выявить уровень сформированности экологической культуры и экологических знаний у учащихся.
Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:
Информация о работе Развития методики естествознания в 3 классе