Развития методики естествознания в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: использование экскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи
рассмотреть историю преподавания естествознания;
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теории развития естествознания.
провести экспериментальное исследование по оценке эффективности применения экскурсии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Теоретические основы развития методики естествознания…………...6
1.1 Развитие методики естествознания…………………………………...6
1.2 Сущность и классификация методов обучения……………………..14
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников…..21
2 Применения метода наблюдения при обучении естествознанию в 3 классах……………………………………………………………………………24
2.1 Организация и методика экспериментального изучения…………..24
2.2 Выявление уровня экологической образованности младших школьников………………………………………………………………………25
2.3 Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии……………………………………………………….33
2.4 Изучение уровня сформированности экологических знаний и культуры при использовании экскурсии………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….44

Файлы: 1 файл

курсовая работа Развитие методики естествознания.doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

Опираясь на выделенные критерии, по которым можно судить о сориентированности экологической культуры ребенка, нами были составлены вопросы.

Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа

(согласен; не согласен)

  1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.

согласен не согласен

  1. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.

согласен не согласен

  1. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.

согласен не согласен

  1. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.

согласен не согласен

  1. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.

согласен не согласен

  1. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.

согласен не согласен

  1. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.

согласен не согласен

  1. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.

согласен не согласен

Также нами была составлена анкета для выявления уровня экологических  знаний.

Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа

(согласен; не согласен)

    1. Птиц зимой следует подкармливать.

согласен не согласен

    1. Береза, клен, рябина относятся к лиственным деревьям.

согласен не согласен

    1. Если уничтожить всех мышей, то в природе не произойдет никаких изменений.

согласен не согласен

    1. Наша котельная загрязняет окружающую среду.

согласен не согласен

    1. Похолодание и снег повлияли на жизнь растений и животных.

согласен не согласен

    1. Мы можем спасти природу, если каждый человек будет ее охранять.

согласен не согласен

    1. Зимой в лесу можно часто увидеть насекомых.

согласен не согласен

    1. На закрытых местах покров снега больше.

согласен не согласен

Для выявление уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний была проведена  обработка полученных результатов. Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента - метод ограниченного выбора, когда число выборов определено.

Данные обрабатывались по трем критериям:

  • Высокий уровень;
  • Средний уровень;
  • Низкий уровень.

Результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Данные экспериментального изучения на начальном этапе уровня сформированности экологической культуры

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Учащийся, №

Количество правильных ответов

Учащийся, №

Количество правильных ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

7

5

4

4

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

1

1

2

1

2

3

1

2

3

1

4

3

1

2

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

6

5

4

4

4

3

3

3

3

3

3

2

2

2

1

2

1

3

4

1

2

1

3

1

4

2

1

2

1

1


 

Диаг.1. Выявление уровня экологической культуры на начальном  этапе по теме "Осенние изменения  в жизни растений и животных"

 

Высоким считается уровень, когда из предложенных вопросов на 7 учащиеся давали правильный ответ. К  среднему мы отнесли от 4 до 6 верных ответов. Низкий уровень - 1-3 верных ответа.

По данным таблицы  мы получили следующие результаты:

  • учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной - 0 человек;
  • учащихся со средним уровнем в контрольной группе 3 человека, в экспериментальной – 7 человек;
  • учащихся с низким уровнем в контрольной группе 25 человек, в экспериментальной - 23 человек.

Контрольная группа:

7 - 8 правильных ответов  - высокий уровень - 1 человек

4 - 6 правильных ответов  - средний уровень - 3 человека

1 - 3 правильных ответа - низкий уровень - 11 человек

 

F / N * 100%,

 

где F - количество верных ответов, N - количество учащихся.

 

1/30*100% = 3,3%

3/30*100% = 10%

25/30*100% = 66,6%

 

Экспериментальная группа:

7 - 8 правильных ответов - высокий уровень - 0 человек

4 - 6 правильных ответов  - средний уровень - 5 человека

1 - 3 правильных ответа - низкий уровень - 10 человек

F / N * 100%,

где F - количество верных ответов

N - количество учащихся.

 

0/30*100% = 0%

7/30*100% = 23,3%

23/30*100% = 76,6%

 

По полученным данным мы видим, что доля учащихся с высоким  уровнем экологической культуры составила в обеих группах 0% - 3,3%, со средним уровнем 10% - 23,3%, с низким уровнем 66,6% - 76,6%.

Таким образом, подводя  итоги опроса мы можем сделать вывод о том, что говоря об экологической культуре детей можно констатировать, что экологическая культура с направленностью на ответственное отношение к окружающей природной среде у учащихся находится на низком уровне. Поэтому нашей задачей будет целенаправленное формирование экологической культуры у учащихся.

Нами были выявлены имеющиеся  у учащихся экологические знания, тем самым мы смогли определить уровень  сформированности экологический знаний у учащихся.

Для определения уровня экологических знаний нами также было проведено анкетирование учащихся. В эксперименте участвовало 4 класса (экспериментальная и контрольная группы).

Анкета была составлена по теме "Природа зимой".

Для опроса нами было выбрано  анкетирование, так как вопросы  раскрывают в большей мере ещё не известные или малоизвестные сведения, потому что полных и развернутых ответов большинство учащихся дать не могут, но в то же время, результаты анкетирования покажут знания детей по ключевым вопросам этой темы, а уже более полное изучение этой темы - это задача предстоящего урока.

 

 

 

 

 

 

 

Результаты анкетирования  отражены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Данные экспериментального изучения на начальном этапе уровня сформированности экологических знаний

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Учащийся, №

Количество правильных ответов

Учащийся, №

Количество правильных ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

6

5

3

3

3

7

4

1

2

4

3

2

3

1

2

3

2

1

3

2

1

2

3

1

2

3

3

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

5

6

5

6

4

1

3

7

2

2

2

2

3

3

3

2

3

2

3

1

3

3

2

2

3

1

3

2

3

2


 

 

 

Диаг.2. Выявление уровня сформированности экологических знаний на начальном этапе по теме "Природа  зимой".

 

Полученные данные были обработаны по трем критериям

Контрольная группа.

7 - 8 правильных ответов  - высокий уровень - 1 человек

4 - 6 правильных ответов  - средний уровень - 4 человека

1 - 3 правильных ответа - низкий уровень - 25 человек

 

F / N * 100%,

1/30*100% = 3,3%

4/30*100% =13,3%

25/30*100% = 83,3%

 

Экспериментальная группа.

7 - 8 правильных ответов  - высокий уровень - 1 человек

4 - 6 правильных ответов - средний уровень - 3 человека

1 - 3 правильных ответа - низкий уровень - 26 человек

 

F / N * 100%,

1/30*100% = 3,3%

3/30*100% =10%

26/30*100% = 86,6%

 

Из полученных данных правильных ответов 13,3% - 10%. Это говорит о том, что у детей недостаточно сформированы знания по этой теме. Также по результатам анкетирования мы видим, что уровень знаний в контрольной и экспериментальной группах по данной теме " Природа зимой" примерно одинаков.

 

2.3 Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии

 

Цель эксперимента: использовать на практике такую форму обучения как экскурсия при изучении естествознания.

Для достижения этой цели нами были проведены в экспериментальной  группе экскурсии по темам "Осенние изменения в жизни растений и животных" и "Природа зимой". В контрольной группе по данным темам проводились уроки.

Рассмотрим методику проведения предложенных экскурсий.

Тема: "Осенние изменения  в жизни растений и животных".

Задачи экскурсии:

  • закрепление и уточнение знаний учащихся об осени как времени увядания природы;
  • понаблюдать за осенними изменениями в жизни растений и животных;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Тип экскурсии: текущая.

Снаряжение: блокноты, авторучки, папки для сбора листьев и трав.

Место проведения: сельский парк

План экскурсии:

  1. Вступительная беседа.

Эта беседа проводилась  в классе. Учитель сообщает тему, цель, задачи экскурсии, необходимое  снаряжение.

  1. Проведение экскурсии:

а) вводная беседа;

б) основная часть.

    1. Проведение наблюдений в природе:

а) изменения в природе  при наступлении осени;

б) растения парка:

  • научить детей распознавать деревья, кустарники, травянистые растения по предложенным критериям;
  • проанализировать изменения, которые произошли с растениями в связи с наступлением осени.
    1. Изучение осенних изменений в жизни животных:

а) наблюдение за птицами;

б) наблюдение за насекомыми.

    1. Правила поведение в природе.
    2. Степень загрязнения территории. Бытовые отходы. Следы отдыха посетителей.
    3. Проблемы экологии и охраны природы. Действия каждого человека для сохранения природы.

3. Подведение итогов  экскурсии.

Окончательное закрепление  знаний проводится на следующий день в классе. Учащимся предлагается по плодам назвать растения, рассказать об осенних изменениях и явлениях в природе, раскрыть проблемы охраны природы.

Тема: "Природа зимой".

На данной экскурсии  решались следующие задачи:

  • уточнение знаний учащихся о зиме, как о времени года;
  • наблюдать за зимними изменениями в жизни растений и животных;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Тип экскурсии: текущая.

Снаряжение: деревянная рейка с делениями для измерения  глубины снега, лопатки для раскапывания снега, корм для птиц, коробки.

Место проведения: сельский парк.

План экскурсии:

    1. Вступительная беседа.

Эта беседа проводилась в классе. Учитель сообщает тему, цель, задачи экскурсии, необходимое снаряжение.

    1. Проведение экскурсии:

а) вводная беседа;

б) основная часть.

2.1 Практическая работа  по измерению глубокого снега  на открытом и закрытом местах.

2.2 Проведение наблюдений  в природе:

  • проанализировать изменения, которые произошли с растениями с приходом зимы;
  • сделать вывод о том, какое значение имеет снег для защиты зимующих растений от вымерзания.

Информация о работе Развития методики естествознания в 3 классе