Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 04:39, курсовая работа
Цель исследования: использование экскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи
рассмотреть историю преподавания естествознания;
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теории развития естествознания.
провести экспериментальное исследование по оценке эффективности применения экскурсии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Теоретические основы развития методики естествознания…………...6
1.1 Развитие методики естествознания…………………………………...6
1.2 Сущность и классификация методов обучения……………………..14
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников…..21
2 Применения метода наблюдения при обучении естествознанию в 3 классах……………………………………………………………………………24
2.1 Организация и методика экспериментального изучения…………..24
2.2 Выявление уровня экологической образованности младших школьников………………………………………………………………………25
2.3 Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии……………………………………………………….33
2.4 Изучение уровня сформированности экологических знаний и культуры при использовании экскурсии………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….44
Опираясь на выделенные критерии, по которым можно судить о сориентированности экологической культуры ребенка, нами были составлены вопросы.
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа
(согласен; не согласен)
согласен не согласен
согласен не согласен
согласен не согласен
согласен не согласен
согласен не согласен
согласен не согласен
согласен не согласен
согласен не согласен
Также нами была составлена анкета для выявления уровня экологических знаний.
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа
(согласен; не согласен)
согласен не согласен
согласен не согласен
согласен не согласен
согласен не согласен
согласен не согласен
согласен не согласен
согласен не согласен
согласен не согласен
Для выявление уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний была проведена обработка полученных результатов. Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента - метод ограниченного выбора, когда число выборов определено.
Данные обрабатывались по трем критериям:
Результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1 - Данные экспериментального изучения на начальном этапе уровня сформированности экологической культуры
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Учащийся, № |
Количество правильных ответов |
Учащийся, № |
Количество правильных ответов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 |
7 5 4 4 3 3 3 3 3 2 2 2 2 2 1 1 2 1 2 3 1 2 3 1 4 3 1 2 2 1 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 |
6 5 4 4 4 3 3 3 3 3 3 2 2 2 1 2 1 3 4 1 2 1 3 1 4 2 1 2 1 1 |
Диаг.1. Выявление уровня экологической культуры на начальном этапе по теме "Осенние изменения в жизни растений и животных"
Высоким считается уровень, когда из предложенных вопросов на 7 учащиеся давали правильный ответ. К среднему мы отнесли от 4 до 6 верных ответов. Низкий уровень - 1-3 верных ответа.
По данным таблицы мы получили следующие результаты:
Контрольная группа:
7 - 8 правильных ответов - высокий уровень - 1 человек
4 - 6 правильных ответов - средний уровень - 3 человека
1 - 3 правильных ответа - низкий уровень - 11 человек
F / N * 100%,
где F - количество верных ответов, N - количество учащихся.
1/30*100% = 3,3%
3/30*100% = 10%
25/30*100% = 66,6%
Экспериментальная группа:
7 - 8 правильных ответов - высокий уровень - 0 человек
4 - 6 правильных ответов - средний уровень - 5 человека
1 - 3 правильных ответа - низкий уровень - 10 человек
F / N * 100%,
где F - количество верных ответов
N - количество учащихся.
0/30*100% = 0%
7/30*100% = 23,3%
23/30*100% = 76,6%
По полученным данным мы видим, что доля учащихся с высоким уровнем экологической культуры составила в обеих группах 0% - 3,3%, со средним уровнем 10% - 23,3%, с низким уровнем 66,6% - 76,6%.
Таким образом, подводя итоги опроса мы можем сделать вывод о том, что говоря об экологической культуре детей можно констатировать, что экологическая культура с направленностью на ответственное отношение к окружающей природной среде у учащихся находится на низком уровне. Поэтому нашей задачей будет целенаправленное формирование экологической культуры у учащихся.
Нами были выявлены имеющиеся у учащихся экологические знания, тем самым мы смогли определить уровень сформированности экологический знаний у учащихся.
Для определения уровня экологических знаний нами также было проведено анкетирование учащихся. В эксперименте участвовало 4 класса (экспериментальная и контрольная группы).
Анкета была составлена по теме "Природа зимой".
Для опроса нами было выбрано анкетирование, так как вопросы раскрывают в большей мере ещё не известные или малоизвестные сведения, потому что полных и развернутых ответов большинство учащихся дать не могут, но в то же время, результаты анкетирования покажут знания детей по ключевым вопросам этой темы, а уже более полное изучение этой темы - это задача предстоящего урока.
Результаты анкетирования отражены в таблице 2.
Таблица 2 - Данные экспериментального изучения на начальном этапе уровня сформированности экологических знаний
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Учащийся, № |
Количество правильных ответов |
Учащийся, № |
Количество правильных ответов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 |
6 5 3 3 3 7 4 1 2 4 3 2 3 1 2 3 2 1 3 2 1 2 3 1 2 3 3 1 2 3 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 |
5 6 5 6 4 1 3 7 2 2 2 2 3 3 3 2 3 2 3 1 3 3 2 2 3 1 3 2 3 2 |
Диаг.2. Выявление уровня сформированности экологических знаний на начальном этапе по теме "Природа зимой".
Полученные данные были обработаны по трем критериям
Контрольная группа.
7 - 8 правильных ответов - высокий уровень - 1 человек
4 - 6 правильных ответов - средний уровень - 4 человека
1 - 3 правильных ответа - низкий уровень - 25 человек
F / N * 100%,
1/30*100% = 3,3%
4/30*100% =13,3%
25/30*100% = 83,3%
Экспериментальная группа.
7 - 8 правильных ответов - высокий уровень - 1 человек
4 - 6 правильных ответов - средний уровень - 3 человека
1 - 3 правильных ответа - низкий уровень - 26 человек
F / N * 100%,
1/30*100% = 3,3%
3/30*100% =10%
26/30*100% = 86,6%
Из полученных данных правильных ответов 13,3% - 10%. Это говорит о том, что у детей недостаточно сформированы знания по этой теме. Также по результатам анкетирования мы видим, что уровень знаний в контрольной и экспериментальной группах по данной теме " Природа зимой" примерно одинаков.
2.3 Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии
Цель эксперимента: использовать на практике такую форму обучения как экскурсия при изучении естествознания.
Для достижения этой цели нами были проведены в экспериментальной группе экскурсии по темам "Осенние изменения в жизни растений и животных" и "Природа зимой". В контрольной группе по данным темам проводились уроки.
Рассмотрим методику проведения предложенных экскурсий.
Тема: "Осенние изменения в жизни растений и животных".
Задачи экскурсии:
Тип экскурсии: текущая.
Снаряжение: блокноты, авторучки, папки для сбора листьев и трав.
Место проведения: сельский парк
План экскурсии:
Эта беседа проводилась в классе. Учитель сообщает тему, цель, задачи экскурсии, необходимое снаряжение.
а) вводная беседа;
б) основная часть.
а) изменения в природе при наступлении осени;
б) растения парка:
а) наблюдение за птицами;
б) наблюдение за насекомыми.
3. Подведение итогов экскурсии.
Окончательное закрепление знаний проводится на следующий день в классе. Учащимся предлагается по плодам назвать растения, рассказать об осенних изменениях и явлениях в природе, раскрыть проблемы охраны природы.
Тема: "Природа зимой".
На данной экскурсии решались следующие задачи:
Тип экскурсии: текущая.
Снаряжение: деревянная
рейка с делениями для
Место проведения: сельский парк.
План экскурсии:
Эта беседа проводилась в классе. Учитель сообщает тему, цель, задачи экскурсии, необходимое снаряжение.
а) вводная беседа;
б) основная часть.
2.1 Практическая работа по измерению глубокого снега на открытом и закрытом местах.
2.2 Проведение наблюдений в природе:
Информация о работе Развития методики естествознания в 3 классе