Развития методики естествознания в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: использование экскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи
рассмотреть историю преподавания естествознания;
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теории развития естествознания.
провести экспериментальное исследование по оценке эффективности применения экскурсии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Теоретические основы развития методики естествознания…………...6
1.1 Развитие методики естествознания…………………………………...6
1.2 Сущность и классификация методов обучения……………………..14
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников…..21
2 Применения метода наблюдения при обучении естествознанию в 3 классах……………………………………………………………………………24
2.1 Организация и методика экспериментального изучения…………..24
2.2 Выявление уровня экологической образованности младших школьников………………………………………………………………………25
2.3 Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии……………………………………………………….33
2.4 Изучение уровня сформированности экологических знаний и культуры при использовании экскурсии………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….44

Файлы: 1 файл

курсовая работа Развитие методики естествознания.doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

2.3 Изучение зимних  изменений в жизни животных.

а) наблюдение за насекомыми;

б) наблюдение за птицами;

в) наблюдение за следами  присутствия зверей.

2.4 Правила поведения  в природе.

    1. Степень загрязнения территории.
    2. Проблемы охраны природы.

3. Подведение итогов  экскурсии.

Окончательное закрепление  знаний проводится на следующем уроке. Учащимся предлагается по веткам и плодам определить лиственное или хвойное растение, показать роль снегового покрова для защиты растений от вымерзания, раскрыть проблемы охраны природы.

Анализ хода уроков показывает, что в начале урока познавательный интерес детей был очень низкий. Начало урока и его организационный этап были направлены на мобилизацию внимания детей и нейтрализацию последствий "бурной" перемены. Высокий интерес ученики проявили при изучении новой темы. Самую большую познавательную активность вызвали непосредственные изменения в природе. Выступление с сообщениями по вопросам учителя носили высокую познавательную активность учащихся, они имели возможность проявить себя и задать вопросы друг другу. Спад интереса произошел во время подведения итогов, так как дети уже устали.

Большой интерес у  детей вызвали объекты окружающего  мира. Общение с представителями  животного и растительного мира, вызваны в большей степени  заботой о них. У детей возникает  потребность в приобретении экологических  знаний и их практическом применении. Учащиеся придерживались правил и норм поведения в природе.

 

2.4 Изучение уровня  сформированности экологических  знаний и культуры при использовании  экскурсии

 

Цель: Изучить уровень  сформированности экологических знаний и культуры на завершающем этапе эксперимента.

Для выявления влияния  эксперимента, проведенного с детьми экспериментальной группы, мы провели  эксперимент с учащимися контрольной  и экспериментальной групп. При  этом использовались те же методики, что  и в констатирующем эксперименте.

 

Таблица 3 - Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической  культуры в контрольном эксперименте

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Учащийся, №

Количество правильных ответов

Учащийся, №

Количество правильных ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

7

5

5

5

3

3

7

5

3

5

7

3

3

3

3

3

4

3

5

4

3

3

3

4

3

3

3

4

3

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

8

6

5

6

7

4

5

4

5

7

7

3

4

3

3

3

4

5

3

4

3

4

3

3

4

5

3

4

4

3


 

 

 

 

По данным таблицы  мы получили следующие результаты:

  • учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 3 человек, в экспериментальной группе - 2 человека;
  • количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе 10 человек, в экспериментальной - 16 человек;
  • учащихся с низким уровнем в контрольной группе 17 человек, в экспериментальной - 13 человек.

Контрольная группа:

F / N * 100%,

3/30*100% = 10%

10/30*100% = 33,3%

17/30*100% = 56,6%

 

Экспериментальная группа:

 

F / N * 100%,

4/30*100% = 13,3%

16/30*100% = 53,3%

11/30*100% = 36,6%

 

Результаты опроса представлены на диаграмме 3.

Из полученных данных мы видим, что высокий уровень  составил в контрольной группе 10%, в экспериментальной - 13,3%. Средний уровень в контрольной группе - 33,3%, в экспериментальной - 53,3%, низкий уровень в контрольной группе 56,6%, в экспериментальной – 36,6%.

Таким образом, подводя  итоги опроса, мы можем сделать  вывод о том, что, говоря об экологической  культуре детей можно констатировать, что данный опрос показал, что экологическая культура с ее направленностью на ответственное отношение к окружающей природной среде у учащихся стало выше по сравнению с итогами констатирующего эксперимента. Но, если сравнивать уровень экологической культуры в контрольной и экспериментальной группах, то мы можем утверждать, что в экспериментальной группе уровень экологической культуры намного выше. Это было достигнуто благодаря использованию в нашем исследовании экскурсии.

Таблица 4 - Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологических знаний в контрольном эксперименте.

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Учащийся, №

Количество правильных ответов

Учащийся, №

Количество правильных ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

6

4

3

4

4

7

5

2

3

4

2

2

3

1

2

3

4

1

5

1

6

4

5

4

3

4

5

3

3

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

7

6

5

7

5

3

5

8

5

3

3

3

5

4

4

3

4

5

4

5

4

5

3

3

4

5

3

4

5

5


 

По данным таблицы  мы получили следующие результаты:

  • учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной группе - 3 человека;
  • количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе 14 человек, в экспериментальной - 19 человек;
  • учащихся с низким уровнем в контрольной группе 14 человек, в экспериментальной - 8 человека.

Контрольная группа:

 

F / N * 100%,

1/30*100% = 3,3%

14/30*100% = 46,6%

14/30*100% = 46,6%

 

Экспериментальная группа:

 

F / N * 100%,

3/30*100% = 10%

19/30*100% = 63,3%

8/30*100% = 26,6%

 

Результаты опроса представлены на диаграмме 4.

 

Из полученных данных мы видим, что высокий уровень  составил в контрольной группе 3,3%, в экспериментальной - 10%. Средний уровень в контрольной группе – 46,6%, в экспериментальной – 63,3%, низкий уровень в контрольной группе 46,6%, в экспериментальной – 26,6%.

Итак, анализ данных контрольного эксперимента показал, что уровень  экологических знаний возрос в обеих  группах по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Но, если сравнивать показатели экологических знаний в контрольной и экспериментальной группах, то уровень знаний в экспериментальной группе намного выше уровня экологический знаний контрольной группы. Это стало возможным при использовании экскурсии.

Таким образом, проведенные  нами исследования свидетельствуют  о том, что, если систематически использовать экскурсии на уроках природоведения, то:

  • расширяются и систематизируются представления младших школьников об экологии как науке;
  • формируются навыки заботливого отношения к объектам природы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Познавательные интересы младших школьников не устойчивы  и не дифференцированы. Они находятся  в стадии развития и становления. Детей занимают все стороны жизни: природа, техника, космос, спорт, искусство, события в мире и т.д. Младшие школьники одинаково увлекаются одновременно всем, они быстро переключаются с одних увлечений на другие. Но именно младший школьный возраст благоприятен для развития любознательности и познавательных интересов. Поэтому учителю начальных классов важно не упустить время для интенсивного формирования этих важных черт личности. Задача состоит в том, чтобы создать в процессе обучения, воспитания и развития условия, которые бы наиболее активно способствовали становлению личности школьника.

Задачи естествознания как учебного предмета не только в  том, чтобы ученики получили знания о природе, но и в том, чтобы  они овладели системой знаний, т.е. понимали доступные их возрасту причинные  зависимости в природе, связь между деятельностью людей и особенностями природы.

Именно такое обучение гарантирует эффективное усвоение знаний, формирование личности школьника  в целом и развитие любознательности как важнейшей интеллектуальной черты.

Использование метода наблюдения на уроках естествознания способствует более прочному и сознательному усвоению изученного материала, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Буданов В.П. Методика преподавания физической географии. М., 2008 г.
  2. Герд А.Я. Избр. пед. труды. М., 2007 г.
  3. Горощенко В.П., Никитина В.С. Таблицы по природоведения, 2 класс.2-е изд. М., 2007 г.
  4. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2001. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2007 г.
  5. Методические рекомендации для работы в подготовительном классе (работа с детьми шестилетнего возраста). М., 2006 г.
  6. Минаева В.М. Внеклассная работа по природоведению в начальных классах. - Мн.: Нар. асвета, 2004 г.
  7. Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе. - Свердловск: Свердловский педин-т, 2007 г.
  8. Половинкин А.А. Методика преподавания физической географии. М. 2008 г.
  9. Скаткин М.Н. Внеклассная работа по естествознанию в начальной школе. - М., 2007 г.
  10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Избр. пед. соч. М., 1979.

Ушинский К.Д. Избр. соч.М., 2008 г.

  1. Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания.2-е изд., дополн. М., 2007 г.
  2. Поглазова О.Т. методические рекомендации по изучению интегрированного курса "окружающий мир", издательство ассоциация xxi век, 2008 год

 

 


Информация о работе Развития методики естествознания в 3 классе