Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 21:28, курсовая работа
Цель исследования: на основе психолого – педагогической и методической литературы выявить возможности обучения младших школьников математике и естествознанию на основе дифференцированного подхода к образованию, составить задания, направленные на организацию дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир».
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические аспекты организации дифференцированной работы с учащимися начальной школы в процессе обучения математике и естествознанию;
2. Определить дидактические возможности организации дифференцированной работы с младшими школьниками на уроках математики и естествознания; составить задания, направленные на организацию дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир».
Введение……………………………….…………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников математике и естествознанию...................... 6
1.1 Понятие «дифференциация обучения». Типы, виды, способы, модели дифференциации……………………………………………………………….… 6
1.2 Математика и естествознание как средства реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников............... 13
1.3 Условия организации дифференцированной работы с детьми младшего школьного возраста на уроках математики и естествознания………………..18
Выводы по I главе………………………………………………………………..21
Глава II. Методические основы реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников математике и естествознанию…………23
2.1 Методы и приемы осуществления дифференцированной работы с детьми на уроках математики и естествознания в начальной школе………23
2.2 Задания для организации дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир»……………………………………………………………30
Выводы по II главе ……………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………41
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Факультет начального образования
Кафедра математики, естествознания и методик их преподавания
Курсовая работа
Реализация дифференцированного подхода к обучению младших школьников математике и естествознанию
студент 3 курса очной формы обучения направления 050708.65 «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» и «Иностранный язык» Подпись________________ | |
Научный руководитель: ст. преподаватель . Подпись___________________ | |
Курсовая работа Защищена «____»___________2014 г. Оценка_____________________ |
Самара 2014
Оглавление
Введение……………………………….………………………
Глава I. Теоретические основы реализации
дифференцированного подхода к обучению
младших школьников математике и естествознанию................
1.1 Понятие «дифференциация обучения».
Типы, виды, способы, модели дифференциации…………………………………………
1.2 Математика и естествознание как средства
реализации дифференцированного подхода
к обучению младших школьников...............
13
1.3 Условия организации дифференцированной
работы с детьми младшего школьного возраста
на уроках математики и естествознания………………..18
Выводы по I главе……………………………………………………………….
Глава II. Методические основы реализации
дифференцированного подхода к обучению
младших школьников математике и естествознанию…………23
2.1 Методы и приемы осуществления дифференцированной
работы с детьми на уроках математики
и естествознания в начальной школе………23
2.2 Задания для организации дифференцированной
работы с младшими школьниками в рамках
предметных областей «Математика и информатика»
и «Окружающий мир»……………………………………………………………30
Выводы по II главе ……………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Актуальность исследования. За последнее время существенно возрос
интерес педагогов к проблеме реализации
дифференцированного подхода к обучению
младших школьников математике и естествознанию. Поскольку математика является наиболее сложным
школьным предметом, требующим более активной
мыслительной работы, более высокого уровня
обобщений и абстрагирующей деятельности.
Педагоги так стремятся организовать
учебно-воспитательный процесс, чтобы
каждый ученик мог выполнять учебные задания
с учетом его математических способностей
и интеллектуального развития, чтобы не
допускать пробелов в знаниях и умениях
школьников, дать полноценную базовую
математическую подготовку обучающимся. В современной начальной школе на первое
место выходит личность ребенка и его
деятельность. Поэтому среди приоритетных
технологий ФГОС выделяет:
Личностно-ориентированное обучение;
здоровье сберегающие технологии; информационно-коммуникационные
технологии; технологию уровневой дифференциации;
игровые технологии; коллективную систему
обучения; технологию проектной деятельности;
Технология уровневой дифференциации
позволяет: повысить положительную мотивацию
учения у детей, создать спокойное и комфортное
пребывание в школе, снизить уровень конфликтности
среди учеников, учителей и родителей,
создать доверительные отношения между
ними.
Все виды обучения позволяют эффективно использовать дифференцированное обучение - такой подход, при котором при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп.
Цель дифференцированного обучения в школе – уберечь школьников от возможных пробелов в знаниях, вызвать интерес к учению и, путем регулирования трудностей, времени выполнения отдельных заданий, методической поддержки учета их возможностей и подготовленности к обучению, облегчить усвоение нового.
Дифференцированная форма в образовательном процессе повышает эффективность процесса обучения, делает его, делает его гибким и целенаправленным, а также способствует развитию творческих и познавательных способностей учащихся.
Вопросам дифференциации обучения посвящены исследования Ю.К. Бабанский, Л.М. Захарова, З.И. Калмыкова, А.Н. Конева, Г.Ф. Суворовой, И.Э. Унт, Н.М Шахмаев, В.К. Шишмаренков и др.
Актуальность проблемы дифференцированного обучения очевидна, так как дети не равны по своим возможностям, и задача педагога обеспечить создание наиболее благоприятных условий для развития реальных способностей того или другого ребёнка в условиях классно-урочной системы обучения.
Цель исследования: на основе психолого – педагогической и методической литературы выявить возможности обучения младших школьников математике и естествознанию на основе дифференцированного подхода к образованию, составить задания, направленные на организацию дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир».
Проблема исследования: поиск методических путей организации дифференцированной работы в обучении младших школьников математике и естествознанию.
Объект исследования: процесс естественно-математического образования младших школьников.
Предмет исследования: методические условия организации дифференцированной работы с младшими школьниками в процессе начального естественно-математического образования.
Задачи исследования:
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы (психолого-педагогической, методической, учебников и учебных пособий) по названной проблеме.
2. Эмпирические: средства реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников математике и естествознанию.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами уточнены понятия «дифференциация», «дифференцированный подход» к процессу обучения младших школьников математике и естествознанию, выявлены свойства, функции, методы дифференциации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами выявлены дидактические возможности использования дифференцированного обучения в начальной школе, составлены задания, направленные на организацию дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Теоретические основы
реализации дифференцированного подхода
к обучению младших школьников математике и естествознанию.
1.1 Понятие «дифференциация обучения».
Типы, виды, способы, модели дифференциации.
Дифференцированное обучение помогает выявить и максимально развить задатки и способности каждого учащегося. Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений, навыков.
Дифференциация обучения в школе создается через систему подбора и создания особых условий для учащихся с целью формирования их индивидуальных особенностей и личностных качеств [14, с. 25].
Проблемой дифференциации обучения занимались такие исследователи, как: Т.М. Бунтовская, Г.Ф Дорофеев, П.В Кузнецова, М.А. Мартынович, Е.Ю. Никитина, С.Б. Суворова, Н.Г. Огурцов, И.Э. Унт, В.В. Фирсова и другие.
Дифференцированный подход в учебном процессе представляет собой особый подход педагога к отдельным ученикам или к различным группам учеников, состоящий в организации различной по объему, сложности, содержанию, приемам и методам учебной работы. Он является конкретным воплощением идей дифференцированного обучения.[16]
По определению Т.М. Бунтовской, Н.Г. Огурцова, М.А. Мартынович, Е.Ю. Никитиной под дифференцированным подходом понимается учет типичных, основных особенностей учащихся или групп учащихся [19].
По мнению И.Э. Унт, дифференцированный подход позволяет осуществлять учет индивидуальных особенностей каждого ученика в той или иной форме, когда учащиеся группируются на базе каких-либо особенностей для раздельного обучения [12, с. 8].
Как считают Г.Ф. Дорофеев, С.Б. Суворова, В.В. Фирсова, П.В Кузнецова, это такая система обучения, при которой каждый ребенок, овладев определенным минимумом общеобразовательной подготовки, имеет право и гарантированную возможность уделять больше всего внимания тем предметам, которые в наибольшей степени соответствуют его склонностям [6, с.15-21].
Дифференцированный подход дает гарантию усвоения базовых знаний всеми учащимися и, в то же время, каждому ребенку реализовать свои способности и склонности.
В дифференцированном обучении выделяют две основные формы организации – это внутренняя и внешняя дифференциации.
Разделение дифференцированного обучения на внутреннюю и внешнюю определилось в отечественной педагогической научной школе И.Т. Бутузовым, В.М. Монаховым, В.А. Орловым, Г.Ф. Суворовой, Н.М. Шахмаевым и другими. При этом внутренней считается внутриклассная дифференциация, а внешней – все остальные ее уровни.
Уровневая дифференциация проявляется в обучении учащихся в одном классе в рамках одной программы и учебника проходит на разных уровнях овладения учебным материалом. Предопределяющим при этом является базовый уровень, который задается примерами типовых задач. На базе данного уровня складывается более высокий уровень усвоения материала [2, c. 38].
Рассмотрим принципы уровневой дифференциации:
1. Ученик должен овладеть обязательным уровнем подготовки.
2. Всем учащимся открыто оглашать и выделять уровень обязательной подготовки.
3. Предоставлять учащимся возможность по желанию выбирать уровень усвоения и уровень отчетности.
4. Контроль должен предусматривать проверку у всех учащихся достижений обязательного уровня подготовки.
Внутренняя дифференциация по определению В.К. Шишмаренкова – различное обучение детей в довольно большой группе учащихся (класс), организованных по случайным признакам, без выделения стабильных групп [15].
Г.Ф. Суворова утверждает, что в начальной школе лучше всего подходит «внутренняя дифференциация», поскольку, разным ученикам необходимо разное время, разный объем, разные виды и формы работ, для того, чтобы хорошо овладеть учебным материалом [16, c.27]
Основное предназначение дифференцированных заданий - обеспечить каждому учащемуся лучшие условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы, при этом учитывая их индивидуальные отличия в учебных возможностях. [13, c. 55]
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает себя несколько этапов:
-различным уровнем усвоения учениками материала на данном этапе;
-уровнем работоспособности и темпом работы детей;
-особенностями восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов младших школьников;
-уровнем самостоятельности учеников.
2. Проведение диагностики на основе предпочтенных критериев.
3.Распределение учеников по группам с учетом результата диагностирования.
4. Определение способов
5. Организация дифференцированной работы с учащимися на разных этапах урока.
6. Диагностический контроль результатов работы учащихся, в соответствии с которым могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
Объединение детей в группы проводится в зависимости от их ближайших перспектив обучения.
Для успешной работы по программе выделяют, три группы учащихся:
1 группа – дети, отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, несамостоятельностью, низким уровнем развития мышления, внимания, памяти. Им постоянно требуются помощь, мотивация, чёткое отслеживание временного режима, дополнительные объяснения, образец выполнения заданий. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.