Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 21:28, курсовая работа
Цель исследования: на основе психолого – педагогической и методической литературы выявить возможности обучения младших школьников математике и естествознанию на основе дифференцированного подхода к образованию, составить задания, направленные на организацию дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир».
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические аспекты организации дифференцированной работы с учащимися начальной школы в процессе обучения математике и естествознанию;
2. Определить дидактические возможности организации дифференцированной работы с младшими школьниками на уроках математики и естествознания; составить задания, направленные на организацию дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир».
Введение……………………………….…………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников математике и естествознанию...................... 6
1.1 Понятие «дифференциация обучения». Типы, виды, способы, модели дифференциации……………………………………………………………….… 6
1.2 Математика и естествознание как средства реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников............... 13
1.3 Условия организации дифференцированной работы с детьми младшего школьного возраста на уроках математики и естествознания………………..18
Выводы по I главе………………………………………………………………..21
Глава II. Методические основы реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников математике и естествознанию…………23
2.1 Методы и приемы осуществления дифференцированной работы с детьми на уроках математики и естествознания в начальной школе………23
2.2 Задания для организации дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир»……………………………………………………………30
Выводы по II главе ……………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………41
О каких величинах идет в ней речь?
1уровень.
1. Рассмотри чертёж к задаче и выполни задания.
А) Обведи карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное первым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние. Б) Обведи ручкой отрезок, обозначающий расстояние, пройденное вторым катером. В) Рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние. Г) Прочитай вопрос задачи и обозначь на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние.Напиши ответ.
2. Рассмотри ещё раз решение.
3. Проверь себя! (Ответ:35 км).
У данной задачи есть более рациональный
способ решения. Он предполагается, как
дополнительное задание рассмотреть решение.
Дополнительное задание.
4. Запиши пояснения к каждому действию
и вычисли ответ.
1. 17 +24 =…
2… . * 2 =…
3. 117 —… =
2 уровень.
1. Закончи чертёж к задаче. Обозначь на нём
данные и искомое.
2. Рассмотри рассуждение от данных к
вопросу. Укажи на нём последовательность
действий и арифметические знаки каждого
действия:
17 км/ч 24 км/ч ? Скорость сближения 2 ч; Расстояние,
пройденное? Двумя катерами 117 км Расстояние
между катерами ?
3. Пользуясь рассуждением, запиши план
решения задачи.
4. Запиши решение задачи: А) по действиям;
Б) выражением.
5. Проверь себя! Сопоставь ответы, полученные
разными способами.
3 уровень.
1. Сделай чертёж.
2. Пользуясь чертежом, найди более рациональный
способ решения.
3. Запиши решение задачи: А) по действиям;
Б) выражением.
Дополнительное задание по объему:
4. Узнай, какое расстояние будет между катерами при той же скорости и направлении движения через 3 ч? 4 ч?
Комплекс заданий для 2 класса на уроках «Окружающего мира» А.А.Плешакова.
Тема «Как животные размножаются».
Дифференцированные задания по уровню творчества:
I группа: «Размножение насекомых».
II группа: «Размножение рыб, земноводных и пресмыкающихся»
по аналогичным планам.
III группа: «Размножение
птиц, и зверей» по аналогичным планам.
Задание по уровню трудности. Задания группам предлагаю не только разные (что видно из приведенных выше примеров), но и одинаковые:
а) предполагающие разные ответы.
б) предполагающие одинаковые ответы (при закреплении, повторении вводится элемент соревнования – кто ответит (выполнит) правильно и быстрее других).
- К каким последствиям могло
бы привести полное
А) станет больше цветковых растений;
Б) станет меньше цветковых растений;
В) станет больше птиц;
Г) станет меньше птиц.
(2 класс «Охрана животных»).
Решите кроссворд и найдите спрятанное слово. Приложение 1.
Учебные дифференцированные задания для 3 класса «Окружающего мира» А.А.Плешакова.
Задание по уровню творчества.
Тема «Охрана воды»
I группа: Почему морская вода имеет вкус? Почему вода в океанах, морях не пригодна для питья? Ответ напишите;
II группа: В стакане находится мутная, загрязненная вода. Как бы вы ее очистили? Как называется этот способ очистки воды?
III группа: Какую часть занимает водная поверхность на земле? Почему вода - одно из главных богатств Земли?
Дополнительное задание по объему. Почему реки, озёра, другие водоёмы зимой не промерзают до дна? Имеет ли это значение для растений, животных, зимующих в этих водоёмах?
Задание по уровню творчества. Тема «Размножение растений».
I группа
Обозначьте цифрами последовательность стадий
развития
растений:
_ . Семя.
. Взрослое растение с плодами и семенами.
. Проросток с развивающимся корешком.
. Взрослое растение с цветками.
. Проросток с развивающимися стеблем и листочками.
II группа:
Как расселяются растения? Напишите после названия каждого растения, как распространяются у них семена.
III группа
Приведите примеры взаимосвязей в природе:
Животные------------Растения
Дополнительное задание по объему. Почему, посеяв всего несколько семян, можно собрать много семян?
Комплекс заданий для 4 класса на уроках «Окружающего мира» по учебнику А.А.Плешакова.
Заданиепо уроню трудности. Тема урока «Зона лесов».
I группа: «Животные леса» 1) Прочитайте статью учебника (с.66), рассмотрите рисунки (с.64-67); 2)Приготовьтесь рассказать классу о животных леса (используйте при ответе иллюстрации учебника и таблицы «Тайга», «Смешанный лес».
II группа: «Растения леса». 1) Прочитайте статью учебника (с.62), рассмотрите рисунки (с.61, 63); 2)Найдите в гербарии лесные растения;3)Приготовьтесь рассказать классу о растениях леса (используйте при ответе гербарий, рисунки учебника).
III группа: «Какие бывают леса»
1)Прочитайте статью учебника (с.60, 62), рассмотрите рисунки (с.60) и таблицы «Тайга», «Смешанный лес»; 2) Найдите на карте и научитесь показывать зону лесов; 3) Подумайте, какие леса растут в нашем районе? 4) Приготовьтесь рассказать классу о разных лесах и их особенностях (используйте при ответе карту, таблицы.)
Задание по уровню объема. На этом же уроке детям была предложена еще одна работа в группах (на этапе закрепления нового материала).
I группа: Составьте 2-3 цепи питания, которые сложились
в лесу;
II группа : Между зоной
тундры и зоной лесов лежит промежуточная
зона – лесотундра. Почему она так называется?
Как вы ее себе представляете?
III группа: Сравните природу
тундры и лесной полосы.
Выводы по II главе.
Для осуществления дифференцированной учебной работы на уроках математики и естествознания используются различные методы и приемы реализации. Осуществляя данный подход к детям, педагогу необходимо помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которыми уже обладает ребенок, но и формировать у него качества личности. Осуществление такого подхода к детям, во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
При реализации дифференцированного обучения на уроках математики в начальной школе важно применять уровневую дифференциацию, которая поспособствует наибольшему развитию отдельных личностных способностей младших школьников. Осуществить такой способ обучения учащихся, можно через разнообразную самостоятельную работу, сформированную в соответствии с их интересами.
Удачное сочетание методов и приемов дифференцированного обучения; совершенствование способов организации учебной деятельности при дифференцированном подходе позволяют:
Заключение
Главное в дифференцированном подходе – это продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний, навыков и умений.
Реализовать такой способ обучения учащихся, можно через разнообразную самостоятельную работу, созданную в соответствии с их интересами. Способы дифференциации, которые содержат в себе задания по:
Важно отметить, что в дифференциальном подходе нуждается каждый ребёнок, так как это обязательное условие для формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.
Удачное сочетание методов и приемов дифференцированного обучения; совершенствование способов организации учебной деятельности при дифференцированном подходе позволяют:
Список литературы.