Реализация дифференцированного подхода к обучению младших школьников математике и естествознанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основе психолого – педагогической и методической литературы выявить возможности обучения младших школьников математике и естествознанию на основе дифференцированного подхода к образованию, составить задания, направленные на организацию дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир».
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические аспекты организации дифференцированной работы с учащимися начальной школы в процессе обучения математике и естествознанию;
2. Определить дидактические возможности организации дифференцированной работы с младшими школьниками на уроках математики и естествознания; составить задания, направленные на организацию дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир».

Содержание работы

Введение……………………………….…………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников математике и естествознанию...................... 6
1.1 Понятие «дифференциация обучения». Типы, виды, способы, модели дифференциации……………………………………………………………….… 6
1.2 Математика и естествознание как средства реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников............... 13
1.3 Условия организации дифференцированной работы с детьми младшего школьного возраста на уроках математики и естествознания………………..18
Выводы по I главе………………………………………………………………..21
Глава II. Методические основы реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников математике и естествознанию…………23
2.1 Методы и приемы осуществления дифференцированной работы с детьми на уроках математики и естествознания в начальной школе………23
2.2 Задания для организации дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир»……………………………………………………………30
Выводы по II главе ……………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

О каких величинах идет в ней речь?

1уровень.

1. Рассмотри чертёж к задаче  и выполни задания.

А) Обведи карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное первым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние. Б) Обведи ручкой отрезок, обозначающий расстояние, пройденное вторым катером. В) Рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние. Г) Прочитай вопрос задачи и обозначь на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние.Напиши ответ.

2. Рассмотри ещё раз решение.  
3. Проверь себя! (Ответ:35 км).   
У данной задачи есть более рациональный способ решения. Он предполагается, как дополнительное задание рассмотреть решение. Дополнительное задание.  
4. Запиши пояснения к каждому действию и вычисли ответ.

1. 17 +24 =…

2… . * 2 =…

3. 117 —… =

2 уровень.   
1. Закончи чертёж к задаче. Обозначь на нём данные и искомое.  
2. Рассмотри рассуждение от данных к вопросу. Укажи на нём последовательность действий и арифметические знаки каждого действия:

17 км/ч 24 км/ч ? Скорость сближения 2 ч; Расстояние, пройденное?  Двумя катерами 117 км Расстояние между катерами ?  
3. Пользуясь рассуждением, запиши план решения задачи.  
4. Запиши решение задачи: А) по действиям; Б) выражением.  
5. Проверь себя! Сопоставь ответы, полученные разными способами.

3 уровень.

1. Сделай чертёж.  
2. Пользуясь чертежом, найди более рациональный способ решения.  
3. Запиши решение задачи: А) по действиям; Б) выражением.

Дополнительное задание по объему:

4. Узнай, какое расстояние будет  между катерами при той же скорости и направлении движения через 3 ч? 4 ч?

Комплекс заданий для 2 класса на уроках «Окружающего мира» А.А.Плешакова.

Тема «Как животные размножаются».

Дифференцированные задания по уровню творчества:

 I группа: «Размножение насекомых».

  1. Прочитайте статью «Как размножаются насекомые».
  2. Составьте схему развития бабочки (конверт №1).
  3. Решите, кто расскажет о размножении бабочки классу и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).
  4. Начертите схему развития бабочки на доске.
  5. Решите, кто расскажет классу о размножении кузнечиков и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).
  6. Доложите о готовности группы.

II группа: «Размножение рыб, земноводных и пресмыкающихся» по аналогичным планам.  
III группа: «Размножение птиц, и зверей» по аналогичным планам.

Задание по уровню трудности. Задания группам предлагаю не только разные (что видно из приведенных выше примеров), но и одинаковые:

 а) предполагающие разные ответы.

    • Придумайте свой «запрещающий» знак. Обоснуйте необходимость соблюдения этого правила поведения в природе (2 класс «Охрана растений», «Охрана животных»).
    • Как вы поступите, если обнаружите, что из неисправного крана или поврежденной трубы течет вода? (2 класс «Берегите воду!»)
    • Какие нарушения природного равновесия могут произойти в лесу по вине человека? Что нужно делать, чтобы этих нарушений не было? (3 класс «Лес – природное сообщество).

б) предполагающие одинаковые ответы (при закреплении, повторении вводится элемент соревнования – кто ответит (выполнит) правильно и быстрее других).

    • Выберите правильные ответы.

- К каким последствиям могло  бы привести полное исчезновение  бабочек?

А) станет больше цветковых растений;

Б) станет меньше цветковых растений;

В) станет больше птиц;

Г) станет меньше птиц.

(2 класс «Охрана животных»).

    • Соберите из частей картинку. Назовите изображенные растения. Что их объединяет? (2 класс «Охрана растений».

Решите кроссворд и найдите спрятанное слово. Приложение 1.

Учебные дифференцированные задания для 3 класса «Окружающего мира» А.А.Плешакова.

Задание  по уровню творчества.

Тема «Охрана воды»

I группа: Почему морская вода имеет вкус? Почему вода в океанах, морях не пригодна для питья? Ответ напишите;

II группа: В стакане находится мутная, загрязненная вода. Как бы вы ее очистили? Как называется этот способ очистки воды?

III группа: Какую часть занимает водная поверхность на земле? Почему вода - одно из главных богатств Земли?

Дополнительное задание по объему. Почему реки, озёра, другие водоёмы зимой не промерзают до дна? Имеет ли это значение для растений, животных, зимующих в этих водоёмах?

Задание по уровню творчества. Тема «Размножение растений».

 I группа

Обозначьте цифрами последовательность стадий развития 
растений: 
    _ . Семя.

. Взрослое растение  с плодами и семенами.

. Проросток с развивающимся  корешком.

. Взрослое растение  с цветками.

. Проросток с развивающимися  стеблем и листочками.

II группа:

Как расселяются растения? Напишите после названия каждого растения, как распространяются у них семена.

  1. Клен 
  2. Одуванчик  
  3. Сосна 
  4. Репейник  
  5. Ель 

III группа

Приведите примеры взаимосвязей в природе:

                       Животные------------Растения

Дополнительное задание по объему. Почему, посеяв всего несколько семян, можно собрать много семян?

Комплекс заданий для 4 класса на уроках «Окружающего мира» по учебнику А.А.Плешакова.

Заданиепо уроню трудности. Тема урока «Зона лесов».

 I группа: «Животные леса» 1) Прочитайте статью учебника (с.66), рассмотрите рисунки (с.64-67); 2)Приготовьтесь рассказать классу о животных леса (используйте при ответе иллюстрации учебника и таблицы «Тайга», «Смешанный лес».

II группа: «Растения леса». 1) Прочитайте статью учебника (с.62), рассмотрите рисунки (с.61, 63); 2)Найдите в гербарии лесные растения;3)Приготовьтесь рассказать классу о растениях леса (используйте при ответе гербарий, рисунки учебника).

III группа: «Какие бывают леса»

1)Прочитайте статью учебника (с.60, 62), рассмотрите рисунки (с.60) и таблицы «Тайга», «Смешанный лес»; 2) Найдите на карте и научитесь показывать зону лесов; 3) Подумайте, какие леса растут в нашем районе? 4) Приготовьтесь рассказать классу о разных лесах и их особенностях (используйте при ответе карту, таблицы.)

Задание по уровню объема. На этом же уроке детям была предложена еще одна работа в группах (на этапе закрепления нового материала).

I группа: Составьте 2-3 цепи питания, которые сложились в лесу; 
II группа : Между зоной тундры и зоной лесов лежит промежуточная зона – лесотундра. Почему она так называется? Как вы ее себе представляете? 
III группа: Сравните природу тундры и лесной полосы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе.

Для осуществления дифференцированной учебной работы  на уроках математики и естествознания используются различные методы и приемы реализации. Осуществляя данный подход к детям, педагогу необходимо помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которыми уже обладает ребенок, но и формировать у него качества личности. Осуществление такого подхода к детям, во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

При реализации дифференцированного обучения на уроках математики в начальной школе важно применять уровневую дифференциацию, которая поспособствует наибольшему развитию отдельных личностных способностей младших школьников. Осуществить такой способ обучения учащихся, можно через разнообразную самостоятельную работу, сформированную в соответствии с их интересами.

Удачное сочетание  методов и приемов дифференцированного обучения; совершенствование способов организации учебной деятельности при дифференцированном подходе позволяют:

  • повышать мотивацию учащихся к изучению математики и окружающего мира;
  • мотивировать ученика к активной учебной деятельности;
  • формировать большинство учебных навыков, вплоть до творческих;
  • организовать учебную деятельность ученика;
  • создавать благоприятный психологический климат;
  • развивать самостоятельность в нахождении способов решений учебных задач;
  • повышать качество обучения.

 

 

 

Заключение

Главное в дифференцированном подходе – это продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний, навыков и умений.

 Реализовать такой способ  обучения учащихся, можно через  разнообразную самостоятельную  работу, созданную в соответствии с их интересами. Способы дифференциации, которые содержат в себе задания по:

  • уровню творчества;
  • трудности;
  • объёму учебного материала.

Важно отметить, что в дифференциальном подходе нуждается каждый ребёнок, так как это обязательное условие для формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

Удачное сочетание  методов и приемов дифференцированного обучения; совершенствование способов организации учебной деятельности при дифференцированном подходе позволяют:

  • повышать мотивацию учащихся к изучению математики и окружающего мира;
  • мотивировать ученика к активной учебной деятельности;
  • формировать большинство учебных навыков, вплоть до творческих;
  • организовывать самостоятельную учебную деятельность младших школьников;
  • создавать благоприятный психологический климат в группе, в классе;
  • развивать самостоятельность учеников в нахождении разных способов решений учебных задач;
    • повышать качество обучения.

 

 

 

Список литературы.

        1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной   школе: Учеб. Пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля /.Аквилева Г.Н, Клепинина З.А.. Гуманит М.. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-240с.
  1. Ананченко К.О. Перлин Д.Е. Осуществление методики дифференцированного подхода в обучении математике. Витебск, 1989.
  2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: "Просвещение", 1984, с.67.
  3. Белошистая А.В. Вопросы обучения решению задач. // Начальная школа. 2003,№3.
  4. Блинков А.Ц., Лови М.М., Стратовая О.В. Дифференциация обучения /. Блинков А.Ц,. Лови М.М, Стратовая О.В. // Завуч. -1998.- № 4. С. 26-32.
  5. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. - М., 1968
  6. Гузик Н. Путь к пятёрке – дидактическая единица //Школьные технологии.-  2004. - №2.
  7. Де Грот Р.Дифференциация в образовании (фрагменты из учебника по управлению образованием)//Директор школы. 1994. № 5. С. 12-18.
  8. Де Грот Р. Дифференциация в образовании (фрагменты из учебника по управлению образованием). Продолжение.//Директор школы. 1995. № 1. С. 2-6
  9. Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе. // Начальная школа. 2004,№2.
  10. Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе./ Деменева Н.Н. //Начальная школа.- 2005. - № 3. С. 38-43.
  11. Дмитриева С.Н  Дифференцированный подход в обучении, как способ профилактики не успеваемости младших школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/07/05/differentsirovannyy-podkhod-v#1
  12. Дробышева И.В. Мотивация: дифференцированный подход. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе», №4, 2001 г
  13. Конева Л.С. Технология разноуровнего обучения учащихся основной школы. Аркор, 1999.
  14. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000
  15. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Фирсов В.В. // Математика в школе. 1990. №5. с.15-21.
  16. Маркина И.В. «Дифференцированный и индивидуальный подходы, как составляющая методической базы современного урока». [Электронный ресурс]. Режим доступа http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-...
  17. Наумов Н. Индивидуальный подход к учащимся на уроке // Начальная школа. – 1987. - №4. С. 52-54.
  18. Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. [Текст] / Л.И. Новикова // Начальная школа.- 2002. № 1. С. 17-21.
  19. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной образовательной школе //Завуч.  - 2003. -№8.
  20. Пакулина С.А., Савушкина Т.П. «Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников» Журнал «Начальная школа» №3 2009 г
  21. Пинчук М.Д. Размышление о пережитом /Из опыта работы с младшими школьниками // Начальная школа. – 1991. - №12. С. 3-5.
  22. Рогановский Н. Дифференцированное обучение (в школе) – как его осуществить? // Народное образование. – 1991. - №3. С. 79-81.
  23. Титова В.В. Дифференцированный подход к учащимся на уроках природоведения. / В.В. Титова//Начальная школа.- 2000.- № 5. - С. 27-29.
  24. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения - М.: Педагогика, 1990.
  25. Утеева Р. А. Дифференцированные формы учебной деятельности учащихся. Научно-методический журнал « Математика в школе», №5, 1995 г.
  26. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников// Начальная школа. - 1990. - №6. 
  27. Шабалина З.П. Проблема дифференцированного обучения в начальных классах: пер. опыт // Инф. сб. Вып. 10. – М., 1990. С. 1-28.
  28. Юрганова Г.А. Дифференцированный подход в обучении младших школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/617101
  29. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников // Начальная школа. – 1990. - №6. С. 81-85.
  30. Якиманская И. С. Дифференцированное обучение: “внешние” и “внутренние” формы. [Текст] / И.С. Якиманская//Директор школы.- 1995. - № 3.- С.47-51.
  31. Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками // Начальная школа. - 2004.- № 5.
  32. Яковлева В.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками./ В.В. Яковлева//Начальная школа.- 2004.- № 5. - С. 38-42.

Информация о работе Реализация дифференцированного подхода к обучению младших школьников математике и естествознанию