Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 21:28, курсовая работа
Цель исследования: на основе психолого – педагогической и методической литературы выявить возможности обучения младших школьников математике и естествознанию на основе дифференцированного подхода к образованию, составить задания, направленные на организацию дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир».
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические аспекты организации дифференцированной работы с учащимися начальной школы в процессе обучения математике и естествознанию;
2. Определить дидактические возможности организации дифференцированной работы с младшими школьниками на уроках математики и естествознания; составить задания, направленные на организацию дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир».
Введение……………………………….…………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников математике и естествознанию...................... 6
1.1 Понятие «дифференциация обучения». Типы, виды, способы, модели дифференциации……………………………………………………………….… 6
1.2 Математика и естествознание как средства реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников............... 13
1.3 Условия организации дифференцированной работы с детьми младшего школьного возраста на уроках математики и естествознания………………..18
Выводы по I главе………………………………………………………………..21
Глава II. Методические основы реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников математике и естествознанию…………23
2.1 Методы и приемы осуществления дифференцированной работы с детьми на уроках математики и естествознания в начальной школе………23
2.2 Задания для организации дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир»……………………………………………………………30
Выводы по II главе ……………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………41
Можно сделать вывод, что степень самостоятельности учащихся разнообразна. Для 1-й – группы предусмотрена фронтальная работа вместе с педагогом, для 2-й – полусамостоятельная. Для 3-й группы самостоятельная.
5. Дифференциация работы по характеру помощи обучающихся.
Такой способ, где все ученики сразу приступают к самостоятельной работе. Помощь оказывается только тем ученикам, которые испытывают затруднения в выполнении заданий. Наиболее распространенными видами помощи используют:
а) помощь в виде вспомогательных упражнений, подготовительных заданий; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-консультаций, карточек-помощниц, записей на доске).
На карточках могут использоваться различные виды помощи:
Различные виды помощи при выполнении учениками одного задания часто сочетаются друг с другом. [4, c. 35]
6. Дифференциация работы по форме учебных действий.
В трудах Н.Ф. Талызиной подробно рассмотрены различные формы учебных действий. Опишем их основные особенности.
1. Предметное действие обычно выполняется рукой. Действие может быть материальным (используются лишь различные предметы, например дидактический счетный материал) или материализованным (используются заместители, модели, т.е. знаково-символические средства).
2. Персептивное действие выполняется глазом, а не рукой. Преобразование реальных или знаково-символических объектов реализуется без использования предметных действий.
3. Речевое действие может осуществляться как громкая речь или внешняя речь про себя.
4. Умственное действие осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства, во внутреннем плане. Речевая оболочка сокращается, приобретает характер внутренней речи.
Некоторые авторы дают в учебниках избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объему учебного материала.[22]
1.3 Условия организации
дифференцированной работы с
детьми младшего школьного
Основная задача дифференцированного обучения заключается в том, чтобы, обеспечить каждому ученику оптимальные условия для успешного развития личности, учитывая при этом его индивидуальные учебные возможности.[27, c. 40]
При организации дифференцированной работы с детьми младшего школьного возраста на уроках математики и естествознания, важно соблюдать следующие условия:
Представленное условия являются важными, поскольку учащиеся знают об ожиданиях своих педагогов, но помимо этого им нужно говорить о том как они учатся.
При организации дифференцированного подхода на уроках математики и естествознания, важно соблюдать условия контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся:
Важно заметить, что в дифференциальном подходе нуждается каждый ребёнок, так как это обязательное условие для формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.
Первое условие благополучной реализации дифференцированного подхода в обучении на уроках математики и естествознания. Является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово одобрения, поощрения за удачный ответ, дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ребенок, должен быть уверен, что педагогу важен его успех, даже самому малому продвижению, радуется вместе с ним [7]
Вторая важная предпосылка осуществления дифференцированного подхода к учащемуся - направленность обучения на формирование личности ученика, которая предусматривает действенное внимание к каждому ребенку его творческой индивидуальности на каждом уроке.[29, c. 27]
На уроках предлагаются дифференцированные домашние задания. Первая группа заданий – традиционные, работа с иллюстрациями, с текстом, пересказ текста, ответы на вопросы. Вторая часть заданий – обязательна для группы “сильных” учащихся. Третья группа заданий – для желающих их выполнить, для учащихся, которые имеют особый интерес к изучению природы. Домашним заданиям необходимо уделять значительно больше внимания. По тому, как ученики относятся к домашней работе, как ее выполняют и какие результаты получают, можно судить о том, насколько они овладели изучаемым материалом.
Следовательно, при дифференцированном обучении более ценными в методическом отношении являются домашние задания, в которых дидактический материал начале носит характер общих упражнений для всего класса, кроме того, задания содержат и дополнительные вопросы и задания, которые углубляют понимание основного программного учебного материала.[3, c. 47]
При организации дифференциации обучения на уроках математики важно такое условие, как контроль дифференциации, чтобы между первым и последним заданиями работы существовала качественная дистанция в сложности. [10]
Выводы по I главе
В ходе изучения психолого-педагогической, методической литературы мы получили следующие выводы.
1. Дифференцированный подход в учебном процессе есть особый подход учителя к различным группам учеников или к отдельным ученикам, заключающийся в организации различной по содержанию, объему, сложности, методам и приемам учебной работы. Он является конкретным воплощением идей дифференцированного обучения (А.А. Кирсанов).
В дифференцированном обучении выделяют две основные формы организации – это внутренняя и внешняя дифференциации (В.К. Шишмаренкова).
Внутренняя дифференциация – представляет собой разноплановое обучение детей в больших группах, в классах, в которых группы были сформированы по определенным признакам.
2. Главное в дифференцированном подходе – это продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний, навыков и умений, осуществлять психологический комфорт детей на уроке. Следовательно, для более успешного усвоения учебного материала младшими школьниками, дифференцированный подход, можно реализовать на уроках математики и естествознания. Осуществляя данный подход к детям, педагогу необходимо помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которыми уже обладает ребенок, но и формировать у него качества личности.[5]
3. В нашей работе мы будем опираться на положения Л. M. Панчешниковой о том, что дифференциацию целесообразнее проводить по трем направлениям: по сложности задания, по характеру помощи и инструкции и по интересам .
4. При организации дифференцированной работы с детьми младшего школьного возраста на уроках математики и естествознания, важно соблюдать ряд условий:
5. Важно отметить, что в дифференциальном подходе нуждается каждый ребёнок, так как это обязательное условие для формирования всесторонне развитой личности [18]. Возникает необходимость выявить методические основы реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников математике и естествознанию.
Глава II. Методические
основы реализации дифференцированного
подхода к обучению младших школьников
математике и естествознанию.
2.1 Методы и приемы осуществления
дифференцированной работы с детьми на
уроках математики и естествознания в
начальной школе.
Для осуществления дифференцированной учебной работы на уроках математики и естествознания используются различные методы и приемы. Осуществление такого подхода к детям, во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную систему.[2, c. 15]
Форма предъявления дифференцированных заданий бывает разной:
На уроках естествознания дифференцированный подход можно реализовывать через такие формы:
Для организации внеурочной дифференцированной самостоятельной работы учащихся определена проектная деятельность, которая, предоставляет большие возможности для перехода от учения как процесса запоминания к самостоятельной деятельности. предполагает, поиск дополнительной информации в различных источниках: статьи, энциклопедические словари, интернет.
Приемы дифференцированного обучения:
при опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся
Приемы опроса учащихся
Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.
Прием 1. Солидарный опрос.
Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаем ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.