Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 21:28, курсовая работа
Цель исследования: на основе психолого – педагогической и методической литературы выявить возможности обучения младших школьников математике и естествознанию на основе дифференцированного подхода к образованию, составить задания, направленные на организацию дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир».
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические аспекты организации дифференцированной работы с учащимися начальной школы в процессе обучения математике и естествознанию;
2. Определить дидактические возможности организации дифференцированной работы с младшими школьниками на уроках математики и естествознания; составить задания, направленные на организацию дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир».
Введение……………………………….…………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников математике и естествознанию...................... 6
1.1 Понятие «дифференциация обучения». Типы, виды, способы, модели дифференциации……………………………………………………………….… 6
1.2 Математика и естествознание как средства реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников............... 13
1.3 Условия организации дифференцированной работы с детьми младшего школьного возраста на уроках математики и естествознания………………..18
Выводы по I главе………………………………………………………………..21
Глава II. Методические основы реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников математике и естествознанию…………23
2.1 Методы и приемы осуществления дифференцированной работы с детьми на уроках математики и естествознания в начальной школе………23
2.2 Задания для организации дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир»……………………………………………………………30
Выводы по II главе ……………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………41
Почти тот же самый вариант, но немного измененный: ученика вызываем к доске, предлагаем ему тему, проблему или задание; затем он выбирает из класса того, в чьей помощи он нуждается (1-2 чел.), затем они берут все необходимые пособия, тетради, учебники и удаляются на последнюю парту, где в течение 15 минут идет подготовка, после чего ученик сдает учителю в присутствии своих тренеров изученный материал. Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оцениваем также труд тренеров, если опыт не получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами и заданиями, позволяющими ученику добиться успеха.
Прием 2. Взаимоопрос.
Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на своем ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.
Прием 3. Тихий опрос.
Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.
Прием 4. Защитный лист.
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. В таких случаях обычны два сценария. Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло... Такая игра в "кошки-мышки” порождает недоверие и много других отрицательных эффектов. Второй: Доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности что-нибудь приврав. Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, скорее всего забудет. Такая ситуация тоже отрицательно действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?
Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит "Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.
Прием 5. Идеальный опрос (почти шутка).
Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Приемы подачи домашнего задания
Вредный и достаточно распространенный прием – наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Но если уж задавать, то задавать с максимальной пользой.
Прием 1. Три уровня домашнего задания.
Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней .
Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:
· частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и т.п.;
· чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;
· учебные комиксы;
· плакаты – опорные сигналы;
· мнемонические формулы, стихи и др.
Прием 2. Задание массивом.
Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.
Прием 3. Сам себе учитель.
В течение последних 10 минут урока предлагаем учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулируем сами.
Прием 4. Идеальное задание.
Достаточно схож с приемом 3. Учитель
не дает никакого определенного задания,
но функция домашней работы выполняется,
то есть учитель предлагает школьникам
выполнить дома работу по их собственному
выбору и пониманию.
Приемы оценивания
От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективной оценки, доброжелательность – в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.
Прием 1. Оценка – не отметка.
Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой...
Вариант: учитель, потирая ладони, с хитрым видом выдает группам на листочке задание каверзное, но посильное... Через 10 минут ученики справляются. Учитель: "Ну что с вами делать! Вы же мой золотой фонд невыполненных заданий погубите! Вот уж в следующий раз...”
Прием 2. Рейтинг.
Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.
Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.
Прием 3. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставим отметку в "кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: "По отметкам ты на "4” ("5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.
Прием 4. Система стимулов.
Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.
Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.
Вариант 2. Развернутая оценка.
Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.
Вариант 3.
Достаточно хорошей оценкой могут быть:
· маленькая грамота;
· благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке”, "За маленькое открытие”, "За помощь другу”;
· благодарственная запись в дневнике;
· книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.
Среди приведенных приемов нет такого, который можно назвать самым главным. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают "радужный” эффект. Многоцветную картину не нарисовать одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику – схватиться за все сразу.
Иногда бездумный перенос приемов, созданных в определенных условиях, в наши, совсем иные (в зависимости от класса, личности ученика), может привести к тому, что для этих прекрасных приемов "дети окажутся неподходящими”. Будем помнить, что в нашей профессиональной деятельности учителя главное не в том, чтобы учить, а в том, чтобы думать.
Пусть нашим девизом будут слова замечательного поэта Максимилиана Волошина:
Из всех насилий,
Творимых человеком над людьми,
Убийство – наименьшее,
Тягчайшее же – воспитанье.
И будем помнить, что "приемы педтехники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе – совершенствуется”. (А.Гин).
Положительные моменты дифференцированного обучения:
· учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания повышенного уровня;
· учащиеся ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках;
· поднимается уровень преподавания в школе;
· дифференцированное (разноуровневое) обучение позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечивает усвоение всеми учениками содержания образования.
Дифференцированный подход - это важнейший принцип обучения и воспитания. Его реализация подразумевает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенно в личности каждого ученика.[32, c. 14].
Используя перечисленные приемы, и опираясь на выявленные нами дидактические возможности организации дифференцированной работы в процессе обучения младших школьников математике и естествознанию, рассмотрим задания, которые предлагает педагог в рамках изучения предметных областей «Математика и информатика» и «Окружающий мир».
2.2 Задания для организации дифференцированной работы с младшими школьниками в рамках предметных областей "Математика и информатика" и "Окружающий мир".
Приведем примеры заданий использования дифференцированного подхода на уроках математики и информатики и окружающего мира.
На уроках математики в 3 классе по УМК “ Гармония” (под.ред. Истоминой Н.Б) на этапе закрепления изученного материала реализуют различные способы дифференциации. Задания подобраны по уровню
Задание по уровню творчества. Выполните действие :
91
– 49 + 17 300 + 200
+ 300 – 500
56 : 7 – 5 300
+ 200 + 30 – 500
48: 6 х 7: 8 28:4
–12:6 х 3
74 – 7 х 9
65 + 3 х 6 – 64:8
Инструкция для команд:
«Бантики». Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления;
«Шарики». Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений;
«Звезды». Разбейте выражения на три группы и подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.
Задание по уровню творчества Решите задачу.
“В корзине лежало 8 зеленых груш и 4 желтых.5 груш съели. Сколько груш осталось?”
Задание для команды:
«Бантики». Решите задачу. Подумайте, можно ли ее
решить другим способом;
«Шарики». Решите задачу
двумя способами;
«Звезды». Измените задачу так, чтобы ее можно было решать тремя способами. Решите задачу тремя способами.
Задание по уровню творчества:
«Бантики».
Решите задачу: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?»
«Шарики».
Найдите в задаче лишние данные: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Измените, условие и решите задачу.
«Звезды».
«Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Измените, вопрос и условие задачи так, чтобы общее количество конфет стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее.
Примеры заданий для 4 класса.
Задание по уровню трудности. Решите примеры.
80 – 47 дм 14 мм
8 т – 102 кг – 29 ц
Работа по группам:
1 группа- с.73 №412 под руководством учителя;
2 группа - примеры на доске решить самостоятельно
2м 92см + 8дм 9 см
8т 194кг – 28ц
30м – 4дм 08мм;
3 группа
3м 78см + 8дм 9см – 98мм
6т – 1т 2ц 86кг + 45ц.
Задание по уровню трудности. Решите задачу.
«Товар массой 5т распределили на 3 машины. Масса товара на первой
машине 15ц, на второй – 1т.800кг. Какова масса товара на третьей машине? На какие вопросы ответишь, записав выражения?»
15ц + 1т 800кг; 5т- (15ц + 1т 800кг)
Показать оформление задачи (как записать пояснения).
Работа по группам:
1 группа - подобную задачу предыдущий решает под руководством учителя;
2 группа - самостоятельно с.77 №30 (подобная задача первой группе)
3 группа - самостоятельно решает задачу повышенной сложности.
Поезд за 3 ч прошел 480км 700м. За 1 и 2
час прошел 300км 500м. Сколько км
прошел поезд за каждый час?
Задание по уровню трудности . Решите задачу.
«От двух пристаней, расстояние между которыми 117 км, отправились одновременно навстречу друг другу по реке два катера. Один шел со скоростью 17 км/ч, другой – 24 км/ч. Какое расстояние будет между катерами через 2 ч после начала движения?