Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 15:58, курсовая работа
Цель: Выявить, существует ли взаимосвязь между родительской ответственностью и социальным воспитанием дошкольников.
Задачи:
1. Обобщить информацию по проблеме социального воспитания.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социальное воспитание: теоретический аспект………………………...4
1.1. Социальное воспитание: понятие, виды, содержание…………..….4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………….…………….…16
1.3. Родительская ответственность как феномен в социальном воспитании старших дошкольников………………………………...24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по выявлению влияния родительской ответственности на социальное воспитание старших дошкольников…………45
2.1. Диагностика социального воспитания у детей старшего дошкольного возраста и определение уровня родительской ответственности………..………45
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования….59
2.3. Рекомендации педагогам по осуществлению социального воспитания дошкольников посредством формирования родительской ответственности…61
Заключение………………………………………………………………………….63
Список литературы…………………………………………………………………68
- Соблюдение условий
договора между ДОУ и
- Оказание дошкольному учреждению посильной помощи в реализации его уставных задач;
- Внесение платы за содержание ребенка в ДОУ в установленном для конкретной семьи размере в определенный срок.
«Примерный договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение в Российской Федерации» к указанному списку обязанностей родителей добавляет следующее:
- Лично передавать и
забирать ребенка у
- Приводить ребенка в
ДОУ в опрятном виде, чистой
одежде и обуви (иные требования
детского сада с учетом
- Информировать дошкольное
учреждение о предстоящем
- Взаимодействовать с
ДОУ по всем направлениям
В этом документу также уточняются сведения о том, в реализации каких уставных задач и какую конкретно посильную помощь могут оказать родители.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 52, ч. 1), родители, помимо права «выбирать формы обучения, образовательные учреждения», имеют право «защищать законные интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением». Последние из перечисленных прав зафиксированы также в Примерном уставе ДОУ в РФ (п.4.4) и Примерном договоре между ДОУ и родителями (лицами, их замещающими) ребенка, посещающего ДОУ, в РФ (п.4.1).
Согласно вышеперечисленным документам, участие в управлении образовательным учреждением выражается:
- в наличии у родителей права совещательного голоса на Совете педагогов ДОУ;
- в возможности вносить
предложения по улучшению
- в заслушивании отчетов заведующего ДОУ и педагогов о работе с воспитанниками.
Право родителей на защиту законных прав и интересов ребенка в этих документах не раскрывается. Его реализация связанна как с принятием участия в управлении образовательным учреждением, так и с рядом других прав родителей, перечисленных в Примерном уставе ДОУ в РФ (п. 4.4, п. 2.11) и Примерном договоре между ДОУ и родителями ребенка, посещающего ДОУ в РФ (п.4.1):
- выбирать образовательную
программу из числа
- готовить педагога для
работы с ребенком при наличии
соответствующих условий в
- выбирать виды дополнительных услуг ДОУ;
- присутствовать в группе, которую посещает ребенок, на условиях, определенных договором между дошкольным учреждением и родителями;
- находиться с ребенком
в ДОУ в период его адаптации
в течение установленного
- определять в Договоре
между ДОУ и родителями
- Родители имеют право ходатайствовать перед ДОУ об отсрочке платежей за содержание ребенка, дополнительные услуги не позднее, чем определенное сторонами количество дней до установленных сроков оплаты; требовать выполнение Устава ДОУ и Договора между детским садом и родителями ребенка; досрочно расторгать последний при условии предварительного уведомления об этом ДОУ за определенное сторонами количество дней (Примерный устав ДОУ в РФ, п. 4.4; Примерный Договор между ДОУ и родителями ребенка, посещающего ДОУ в РФ, пп.4.7, 4.8, 4.10).
Итак, родительская ответственность является сложной динамической структурой, которая в развитой форме включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, ответственность, стиль семейного воспитания. Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.
Таким образом, критерии родительской ответственности могут включать:
- Оказание дошкольному учреждению посильной помощи в реализации его уставных задач;
- Внесение платы за содержание ребенка в ДОУ в установленном для конкретной семьи размере в определенный срок.
- Личная передача и забирание ребенка у воспитателя, не передоверяя ребенка лицам, не достигшим 16-летнего возраста.
- Приводить ребенка в
ДОУ в опрятном виде, чистой
одежде и обуви (иные требования
детского сада с учетом
- Информировать дошкольное
учреждение о предстоящем
- Взаимодействовать с
ДОУ по всем направлениям
- Выбирать образовательную
программу из числа
- Готовить педагога для
работы с ребенком при наличии
соответствующих условий в
- Выбирать виды дополнительных услуг ДОУ
- Присутствовать в группе, которую посещает ребенок, на условиях, определенных договором между дошкольным учреждением и родителями.
- Находиться с ребенком
в ДОУ в период его адаптации
в течение установленного
Глава 2. Опытно-поисковая работа по выявлению влияния родительской ответственности на социальное воспитание старших дошкольников
Социально-личностное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного дошкольного учреждения.
В исследованиях последних
лет все большее внимание
Многообразие социальных
проявлений ребенка, его чувств
и отношений в различных
Перед диагностикой особенностей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, перед педагогом ставятся задачи:
Диагностика уровня социального развития личности школьника
Разработанные критерии социального развития личности школьника служат как бы идеальным образцом, выражают высший, наиболее совершенный уровень изучаемого явления, их можно рассматривать как норму воспитанности.
Поскольку критерии оценки воспитанности имеют не только теоретическое значение, но предназначены главным образом для использования в массовой практике, число признаков должно быть ограничено определенными разумными пределами. Для решения этого вопроса важно иметь в виду, сколько всего уровней развития каждого качества целесообразно выявлять и фиксировать. Чем больше число уровней, тем, естественно, подробнее должны быть критерии, отражающие все уровни, и тем большее число признаков они должны содержать.
В принципе уровней воспитанности по каждому качеству могут быть как минимум два и как максимум – неограниченное количество. Совершенно очевидно, что максимум в данном случае нереален; значит, оптимальным может быть число уровней от двух и более. Если, например, принять два уровня, то один из них имеет смысл считать высшим, соответствующим критерию, а второй – низшим, отражающим минимальное развитие качества. Однако на практике часто приходится встречать детей, для которых характерен средний уровень воспитанности. Таким образом, можно говорить о трех уровнях, что соответствует трем оценкам поведения детей, применяемым в детском саду.
Используя в процессе изучения эффективности воспитания дошкольников три уровня, педагог имеет возможность получить необходимые сведения для обоснованного планирования и организации последующей воспитательной работы вгруппе. Например, наличие высокого уровня воспитанности по тем или иным показателям позволит ему сосредоточить свои усилия в других направлениях, низкий уровень воспитанности потребует углубленной, в том числе и индивидуальной, работы с детьми, а в случае преобладания среднего уровня целесообразно проводить фронтальную или групповую работу.
Исходя из того, что выявление воспитанности предполагает наличие трех уровней (например, высокий, средний, низкий), критерий должен включать не менее трех признаков, поскольку меньшее их число делало бы невозможным применение трехбалльной оценки. Максимальное же число признаков при этом может быть любым, лишь бы они отражали суть соответствующего качества — показателя воспитанности. Тем не менее, опыт свидетельствует, что максимум признаков должен составлять не более шести, потому что в противном случае критерий был бы слишком громоздким. Применительно к условиям воспитательной работы с дошкольниками это число признаков вполне достаточно.
Таким образом, если критерий представляет собой максимально условную единицу измерения воспитанности школьника, то каждый признак является минимальной условной единицей. Различные признаки, характеризующие тот или иной показатель, неравнозначны между собой; однако, поскольку теоретическое значение подсчитывают, приравнивая каждый уровень к количественному выражению: а — 3 балла, в — 2 балла и c — 1 балл. Подобный подход к проблеме выявления воспитанности школьников обусловливает следующее решение вопроса об определении ее уровней. Высокий уровень развития того или иного качества личности, служащего показателем воспитанности, характеризуется проявлением всех признаков, свойственных этому показателю. Средний уровень констатируется при наличии половины или более половины признаков соответствующего критерия. Низкий уровень отличает проявление менее половины признаков от общего числа, раскрывающего критерий, или их отсутствие.
Рациональная организация работы по диагностике уровня социального развития дошкольников предполагает широкое использование разнообразных методов (наблюдение, беседа, анкетирование, изучение личных дел детей и т.д.) [12; с. 72].
Со старшими дошкольниками применяют метод беседы об основных качествах воспитанности и признаках их проявления. На начальном этапе педагог готовит специальную беседу о том качестве, которое является предметом диагностики. В содержание беседы должны быть включены следующие моменты: значение данного качества для человека (дошкольника), как оно проявляется и в чем выражается это проявление, как практически можно оценить это качество. В конце каждой беседы учащиеся получают задание оценить это качество у своих товарищей. Результаты отмечают в специально подготовленном заранее оценочном листе, записывая против фамилии каждого ученика своего класса условно принятые буквы: в, с, н (высокий, средний, низкий). Окончательная экспертная оценка данного социального качества определяется как среднее арифметическое значение оценок всех учащихся класса (кроме одного, на которого подсчитывается), потому что он сам себя не оценивает.
Информация о работе Родительская ответственность как феномен социального воспитания