Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 15:58, курсовая работа
Цель: Выявить, существует ли взаимосвязь между родительской ответственностью и социальным воспитанием дошкольников.
Задачи:
1. Обобщить информацию по проблеме социального воспитания.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социальное воспитание: теоретический аспект………………………...4
1.1. Социальное воспитание: понятие, виды, содержание…………..….4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………….…………….…16
1.3. Родительская ответственность как феномен в социальном воспитании старших дошкольников………………………………...24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по выявлению влияния родительской ответственности на социальное воспитание старших дошкольников…………45
2.1. Диагностика социального воспитания у детей старшего дошкольного возраста и определение уровня родительской ответственности………..………45
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования….59
2.3. Рекомендации педагогам по осуществлению социального воспитания дошкольников посредством формирования родительской ответственности…61
Заключение………………………………………………………………………….63
Список литературы…………………………………………………………………68
Особенности диагностики социально-личностного развития дошкольника связана с многообразием его проявлений в различных видах детской деятельности и общения. Это определяет комплексный характер диагностики, в которой наблюдение будет являться одним из ведущих методов, позволяющих определить характер социально-нравственной воспитанности ребенка.
Представленная система
диагностики отличается
Методики наблюдения
и беседы для всех возрастных
групп, на последующих этапах - диагностические
методики для детей старшего
дошкольного возраста. Это связано
как с объемом представляемого
материала, так и с большей
разработанностью
На первом этапе, при
первичной диагностике, педагогу
удобно воспользоваться
Эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность.
Умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми:
Проявления инициативности, активности в общении (в т .ч. и речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны.
Умения взаимодействия со сверстниками - умения разрешать конфликты, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.
Умения культуры общения - вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложения сверстников и взрослых
Умения ориентироваться при общении на чувства и переживания других,
Проявления познавательного интереса к людям, их внутреннему миру.
Проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.)
Свои наблюдения за детьми группы воспитатель обобщает в таблице, составленной на основе модификации методики Т.А. Репиной "Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников".
Таблица 1.
Выделите среди
детей группы: |
Фамилии, имена детей |
1.Самых общительных со взрослыми. Самых необщительных |
Лиана Х, Милена Я., Дима Р., Кристина О., Николай А. Александра Т., Мария П., Тимофей О. |
2.Самых общительных с детьми, самых нерешительных, замкнутых 3.Вожаков, организаторов в группе, выполняющих, в основном, ведущие роли в игр ах: не проявляющих организаторских способностей детей, склонных к подчинению: |
Лиана Х., Рината Х., Милена Я.
Полина В., Илья А.
Милена Я., Радамир Ш.
Парвиз Р., Аделина Г. |
4.Самых доброжелательных, спокойных детей самых недружелюбных, часто ссорящихся, дерущихся. |
Рината Х., Полина В.
Радамир Ш., Парвиз Р. |
5.Самых добрых(делятся игрушками, гостинцами с детьми, угощают воспитателя) неохотно делящихся гостинцами и игрушками с другими |
Лиана Х., Милена Я., Рината Х.
Иван И., Азиз С., Ильнар Г. |
6.Самых отзывчивых (стараются помочь другому, |
Алеша В., Лиана Х., Милена Я., Рината Х. Ильнар Г., Иван И., Зарина Т. |
7.Самых честных, правдолюбивых детей детей, которые часто говорят неправду, поступают нечестно детей, которые могут сказать неправду, не отличаются честностью |
Дамир Ш., Ив ан И.С., Маша П.
Иван И., Данил Г., Ильнар Г.
Иван И., Радамир Ш. |
8.Самых вежливых детей невежливых детей, редко употребляющих "волшебные слова" 9.Самых послушных, покладистых детей непослушных, упрямых детей |
Лиана Х., Ралит В. Ильнар Г., Азиз С.,
Маша П.
Иван И., Дамир Ш., Зарина Т., Радамир Ш. |
10.Самых самостоятельных несамостоятельных, часто обращающихся за помощью. |
Зарина Т., Данил М.
Иван И. |
11.Настойчивых, организованных детей Детей, не умеющих довести ни одного дела до конца |
Данил М., Милена Я., Рината Х.
Иван И., Дима С. |
12. Уверенных в себе детей неуверенных, робких детей. |
Иван И., Дамир Ш . Маша П. , Алеша В., Катя Т. |
13.Самых трудолюбивых, охотно выполняющих трудовые поручения взрослых ленивых детей, которые не любят трудиться. |
Данил М., Маша П.
Иван И., Ильнар Г. |
14.Самых веселых, жизнерадостных детей детей грустных, угрюмых, плаксивых. |
Данил М., Дима С.
Ильнар Г., Зарина Т |
Анализируя результаты таблицы, воспитатель может опираться на следующие рекомендации.
- Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.
- Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети, которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но приглядывайтесь к ним внимательнее – всегда ли мы объективны в нашей оценке? Каковы задачи социально- эмоционального развития этих детей?
- Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и вопросником для беседы с ребенком, представленными в статье по изучению особенностей семейного воспитания (статья Березиной Т.А., Ворониной О.И.), методиками диагностики взаимоотношений детей со сверстниками (статья Бабаевой Т.И.), используйте и другие знакомые вам методы. Определите положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного воспитания могли бы помочь решить проблемы этих детей.
- Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось – эти дети незаметны, "забыты" взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и преодолевать личностные проблемы.
Обобщения результатов
наблюдения по данной методике
позволит педагогу увидеть
Для изучения особенностей
понимания детьми норм и
Диагностическая методика "Сюжетные картинки"
(модифицированный вариант Р.М. Калининой)
Стимульный материал для детей средней и старшей группы.
К 4 парам картинок, используемым
для диагностики детей младшей
группы, добавляется пятая пара -
вежливость-невнимание к
После выполнения
первого задания пред ребенком
поочередно по одной
Обработка результатов:
0 баллов - Ребенок неправильно
раскладывает картинки (в одной
стопке картинки с
1балл – Ребенок правильно
раскладывает картинки, но не
может обосновать свои
2 балла – Правильно
раскладывая картинки, ребенок обосновывает
свои действия, эмоциональные реакции
адекватны, но выражены слабо. Ребенок
правильно называет чувства
3 балла – Ребенок правильно отбирает поступки детей, обосновывает свой выбор. В старшем дошкольном возрасте - называет моральную норму, эмоциональные реакции на поступки героев ситуации адекватны, ярки.
Для детей старшего
дошкольного возраста данные
диагностики дополняются
Методика "Закончи историю"
Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие).
Определить умение
детей соотносить эти нормы
с реальными жизненными
Предъявление задания
В индивидуальной
беседе с ребенком ему
История первая. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил,…Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?
История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История третья. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов
0 баллов - Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.
1 балл – Ребенок по-разному
продолжает истории, оценивает поведение
детей как правильное или
2 балла - Ребенок продолжает
истории с позиции
3 балла - Ребенок раскрывает
особенности разрешения
Результаты данных
методик позволят выявить, какие
нравственные нормы освоены
Информация о работе Родительская ответственность как феномен социального воспитания