Родительская ответственность как феномен социального воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить, существует ли взаимосвязь между родительской ответственностью и социальным воспитанием дошкольников.
Задачи:
1. Обобщить информацию по проблеме социального воспитания.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социальное воспитание: теоретический аспект………………………...4
1.1. Социальное воспитание: понятие, виды, содержание…………..….4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………….…………….…16
1.3. Родительская ответственность как феномен в социальном воспитании старших дошкольников………………………………...24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по выявлению влияния родительской ответственности на социальное воспитание старших дошкольников…………45
2.1. Диагностика социального воспитания у детей старшего дошкольного возраста и определение уровня родительской ответственности………..………45
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования….59
2.3. Рекомендации педагогам по осуществлению социального воспитания дошкольников посредством формирования родительской ответственности…61
Заключение………………………………………………………………………….63
Список литературы…………………………………………………………………68

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 144.71 Кб (Скачать файл)

Особенности диагностики социально-личностного развития дошкольника связана с многообразием его проявлений в различных видах детской деятельности и общения. Это определяет комплексный характер диагностики, в которой наблюдение будет являться одним из ведущих методов, позволяющих определить характер социально-нравственной воспитанности ребенка.

 Представленная система  диагностики отличается определенной  вариативностью, в ней нет строго (жестко) определенных методов, через  которые должен пройти каждый  ребенок. На основании данных  наблюдений, бесед воспитатель сам  определяет какие диагностические  методики включить дополнительно  в обследование каждого ребенка, чтобы на основании их результатов  лучше понять ребенка, увидеть  его достижения и проблемы, помочь, каждому ребенку реализовать  себя в деятельности, общении  со взрослыми и сверстниками.

 Методики наблюдения  и беседы для всех возрастных  групп, на последующих этапах - диагностические  методики для детей старшего  дошкольного возраста. Это связано  как с объемом представляемого  материала, так и с большей  разработанностью диагностических  методов, ориентированных на детей 5-7 лет.

 На первом этапе, при  первичной диагностике, педагогу  удобно воспользоваться методом  наблюдения, в том числе включенного  наблюдения, когда воспитатель в  играх, совместных делах разговорах  с детьми оценивает:

 Эмоциональные проявления  детей: с каким настроением ребенок  чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие  проявления ребенка, как часто  и по какому поводу вступает  в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность.

Умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми:

Проявления инициативности, активности в общении (в т .ч. и речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны.

Умения взаимодействия со сверстниками - умения разрешать конфликты, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

Умения культуры общения - вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложения сверстников и взрослых

Умения ориентироваться при общении на чувства и переживания других,

Проявления познавательного интереса к людям, их внутреннему миру.

Проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.)

 Свои наблюдения за  детьми группы воспитатель обобщает в таблице, составленной на основе модификации методики Т.А. Репиной "Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников".

Таблица 1.

Выделите среди детей группы:                                 

Фамилии, имена детей

1.Самых общительных со взрослыми.

 Самых необщительных замкнутых  детей. 

Лиана Х, Милена Я., Дима Р., Кристина О., Николай А.

Александра Т., Мария П., Тимофей О.

2.Самых общительных с детьми,

 самых нерешительных, замкнутых 

3.Вожаков, организаторов в группе,  выполняющих, в основном, ведущие  роли в игр ах:

не проявляющих организаторских способностей  детей, склонных к подчинению: 

Лиана Х., Рината Х., Милена Я.

 

Полина В., Илья А.

 

Милена Я., Радамир Ш.

 

 

Парвиз Р., Аделина Г.

4.Самых доброжелательных, спокойных  детей

 самых недружелюбных, часто  ссорящихся, дерущихся. 

Рината Х., Полина В.

 

Радамир Ш., Парвиз Р.

5.Самых добрых(делятся игрушками, гостинцами  с детьми, угощают воспитателя)

 неохотно делящихся гостинцами и игрушками с другими 

Лиана Х., Милена Я., Рината Х.

 

Иван И., Азиз С., Ильнар Г.

6.Самых отзывчивых (стараются помочь другому,утешить) равнодушных к огорчению и неудаче другого.

Алеша В., Лиана Х., Милена Я., Рината Х.

Ильнар Г., Иван И., Зарина Т.

7.Самых честных, правдолюбивых детей

 детей, которые часто говорят  неправду, поступают нечестно

 детей, которые могут сказать  неправду, не отличаются

 честностью

Дамир Ш., Ив ан И.С., Маша П.

 

Иван И., Данил Г., Ильнар Г.

 

Иван И., Радамир Ш.

8.Самых вежливых детей

 невежливых детей, редко 

 употребляющих "волшебные слова" 

9.Самых послушных, покладистых  детей

 непослушных, упрямых детей 

Лиана Х., Ралит В.

Ильнар Г., Азиз С.,

 

 

Маша П.

 

Иван И., Дамир Ш., Зарина Т., Радамир Ш.

10.Самых самостоятельных детей,

 несамостоятельных, часто обращающихся за помощью. 

Зарина Т., Данил М.

 

Иван И.

 11.Настойчивых, организованных детей

 Детей, не умеющих довести  ни одного дела до конца 

Данил М., Милена Я., Рината Х.

 

Иван И., Дима С.

12. Уверенных в себе детей

 неуверенных, робких детей.

Иван И., Дамир Ш .

Маша П. , Алеша В., Катя Т.

13.Самых трудолюбивых, охотно выполняющих 

 трудовые поручения взрослых

 ленивых детей, которые не  любят трудиться.

Данил М., Маша П.

 

 

 

Иван И., Ильнар Г.

14.Самых веселых, жизнерадостных  детей

 детей грустных, угрюмых, плаксивых. 

Данил М., Дима С.

 

Ильнар Г., Зарина Т


 

     Анализируя результаты таблицы, воспитатель может опираться на следующие рекомендации.

 - Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.

 - Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети, которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но приглядывайтесь к ним внимательнее – всегда ли мы объективны в нашей оценке? Каковы задачи социально- эмоционального развития этих детей?

- Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и вопросником для беседы с ребенком, представленными в статье по изучению особенностей семейного воспитания (статья Березиной Т.А., Ворониной О.И.), методиками диагностики взаимоотношений детей со сверстниками (статья Бабаевой Т.И.), используйте и другие знакомые вам методы. Определите положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного воспитания могли бы помочь решить проблемы этих детей.

- Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось – эти дети незаметны, "забыты" взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и преодолевать личностные проблемы.

 Обобщения результатов  наблюдения по данной методике  позволит педагогу увидеть индивидуальные  особенности социально-личностного  развития детей группы, их сильные  стороны и поведенческие проблемы, а также учесть их в ходе  дальнейшего взаимодействия с  каждым ребенком.

 Для изучения особенностей  понимания детьми норм и правил  поведения, отношения к ним, понимания  отдельных эмоциональных состояний  с детьми проводиться индивидуальная  беседа. Чтобы получить представления  о понимании правил поведения  детьми группы и спланировать  дальнейшую работу по социальному воспитанию необходимо побеседовать с 6-8 детьми из разных по "благополучию" групп, выделенных на основе первой методики. Для этого используются две методики - "Сюжетные картинки" и "Закончи историю" (для детей старшего дошкольного возраста).

Диагностическая методика "Сюжетные картинки"

(модифицированный вариант  Р.М. Калининой)

Стимульный материал для детей средней и старшей группы.

 К 4 парам картинок, используемым  для диагностики детей младшей  группы, добавляется пятая пара - вежливость-невнимание к взрослым (Содержание картинок: 1) ребенок  предлагает женщине стул, она  улыбается, 2) бабушка сидит грустная, держится за голову; мальчик играет  на барабане, смеется). После предъявления  каждой пары картинок детям  старшего дошкольного возраста  задается вопрос "Почему ты  так думаешь?"

 После выполнения  первого задания пред ребенком  поочередно по одной раскладывают  картинки II, III,V пар и предлагают  вопросы "Какое настроение у  людей на этой картинке? Как  ты думаешь, что они чувствуют? Почему?"

Обработка результатов:

0 баллов - Ребенок неправильно  раскладывает картинки (в одной  стопке картинки с изображением  как положительных, так и отрицательных  поступков), эмоциональные реакции  неадекватны или отсутствуют. В  старшем дошкольном возрасте  ребенок или неправильно называет  чувства других людей или отказывается  от ответа на этот вопрос.

1балл – Ребенок правильно  раскладывает картинки, но не  может обосновать свои действия, эмоциональные проявления не  выражены при оценке поступков. Старший дошкольник не может  соотнести настроение людей на  картинках с конкретной ситуацией, объяснить их.

2 балла – Правильно  раскладывая картинки, ребенок обосновывает  свои действия, эмоциональные реакции  адекватны, но выражены слабо. Ребенок  правильно называет чувства людей, но не всегда может объяснить  их причину.

3 балла – Ребенок  правильно отбирает поступки  детей, обосновывает свой выбор. В старшем дошкольном возрасте - называет моральную норму, эмоциональные  реакции на поступки героев  ситуации адекватны, ярки.

 Для детей старшего  дошкольного возраста данные  диагностики дополняются результатами методики "Закончи историю" (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калинина).

Методика "Закончи историю"

Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие).

 Определить умение  детей соотносить эти нормы  с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации  на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную  оценку.

Предъявление задания

 В индивидуальной  беседе с ребенком ему предлагается  продолжить каждую из предлагаемых  историй, ответить на вопросы  Ребенку говорят: "Я буду рассказывать  тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают  по очереди четыре истории (в  произвольном порядке).

История первая. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил,…Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

 Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются  в протоколе.

Обработка результатов

0 баллов - Ребенок не  может продолжить историю, или  дает односложный ответ, не может  оценить поступки детей.

1 балл – Ребенок по-разному  продолжает истории, оценивает поведение  детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку  не мотивирует и нравственную  нормы не выделяет.

2 балла - Ребенок продолжает  истории с позиции нравственных  норм, называет нравственную нормы, правильно оценивает поведение  детей, но не мотивирует свою  оценку.

3 балла - Ребенок раскрывает  особенности разрешения проблемной  ситуации с позиции нравственной  нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений  людей и может обосновать свое  мнение, правильно оценивает поведение  детей и мотивирует свою оценку.

 Результаты данных  методик позволят выявить, какие  нравственные нормы освоены детьми  данной группы, как он понимает  особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.

Информация о работе Родительская ответственность как феномен социального воспитания