Родительская ответственность как феномен социального воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить, существует ли взаимосвязь между родительской ответственностью и социальным воспитанием дошкольников.
Задачи:
1. Обобщить информацию по проблеме социального воспитания.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социальное воспитание: теоретический аспект………………………...4
1.1. Социальное воспитание: понятие, виды, содержание…………..….4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………….…………….…16
1.3. Родительская ответственность как феномен в социальном воспитании старших дошкольников………………………………...24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по выявлению влияния родительской ответственности на социальное воспитание старших дошкольников…………45
2.1. Диагностика социального воспитания у детей старшего дошкольного возраста и определение уровня родительской ответственности………..………45
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования….59
2.3. Рекомендации педагогам по осуществлению социального воспитания дошкольников посредством формирования родительской ответственности…61
Заключение………………………………………………………………………….63
Список литературы…………………………………………………………………68

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 144.71 Кб (Скачать файл)

2.  Акивис Д.С. Отцовская любовь. — М.: Профиздат, 1989.

3. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. – Л., 1967. – С. 235-249.

4. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М., 1996.

5. Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье / М. Арутюнян. Вильнюс, 1988. С. 26 – 33.

6. Афанасьева Т. М. Семья: Проб, учебное пособие для сред. Учеб. Заведений. /Т. М. Афанасьева. М., 1986. 224 с.

7. Головинова Г. Н. Семья – забота общая. М. 2010.

8. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург, 2000.

9. Иванников В.А., Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки// Психол. Журнал. – 1989. – Т.7. - №3. – С. 39-48.

10. Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Дис. …канд. психол. Наук/ Н. Т. Колесник. М., 1999. С.41-188.

      11. Кузнецова Н.В., Морозова В.С. Формирование социальной ответственности у студентов педагогического ВУЗа // Сов. Педагогика. – 1983. - №5. – С. 93-96.

12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология, М. 2005.

13. Кон И.С. Этнография родительства. — М., 2000.

14. Крен В.Ю. Функциональные роли родительства. — М., 2001.

15. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

16. Мудрик А. В. Воспитание как взращивание человека / А. В. Мудрик //Вопросы воспитания – 2009 - №1.

      17. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983.

18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство. Отрочество: учебник. – М., 2003.

      19. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2003.

     20. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.

      21. Прядеин В.П. Диагностика ответственности: научно-методическое пособие – УрГПУ.- Екатеринбург, 1995.

     22. Ромм Т. А. О социальном в воспитании / Т. А. Ромм // Вопросы воспитания – 2009 - №1.

      23. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000. Мид М. Культура и мир детства / Пер. с англ, и коммент. Ю.А. Асеева. Сост. И послесловие И.С. Кона. – М., 1988.

     24. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб, 2000.

      25. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. Психол. Тр./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.; Воронеж, 1995.

      26. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013 г.

      27. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

      28. Декларация прав ребенка

     29.Конвенция оправах ребенка.

     30.Конституция Российской Федерации.

     31. Семейный  кодекс РФ.

     32. Всеобщая декларация прав человека.

     33. Примерный устав дошкольного образовательного учреждения в РФ.

     34. Примерный договор между ДОУ и родителями (лицами, их замещающими) ребенка, посещающего ДОУ, в РФ.

 

Приложение 1.

Диагностическая методика «Сюжетные картинки»   (модифицированный вариант Р.М. Калининой)

 

Стимульный материал:

В картинках для детей младшей группы представлены следующие полярные по своим характеристикам нравственные нормы:

  1. доброта-жадность (Содержание картинок: 1) мальчик угощает всех конфетами из коробки, улыбается, 2) девочка закрывает руками все игрушки от окруживших ее детей),

II отзывчивость-равнодушие (Содержание картинок: 1) маленькая  девочка плачет, другая – ее утешает, выражение лица второй девочки сочувствствующее, 2) один мальчик плачет над сломанной машинкой, другой показывая на него пальцем смеется),

III. дружелюбие-конфликтность (Содержание картинок: 1) дети вместе  дружно играют на ковре, 2) два  ребенка отбирают друг у друга  игрушечную лошадку),

IV. аккуратность – неаккуратность (Содержание картинок: 1) девочка  причесывается перед зеркалом, 2) девочка в грязном платье, непричесанная  вырывает листы из книги.)

Предъявление задания для детей младшей группы:

Инструкция воспитателя: «Я буду показывать тебе разные картинки про детей. Выбери картинки, на которых дети ведут себя хорошо, и на которых плохо». Картинки предъявляются детям попарно. После того, как ребенок разложил картинки, воспитатель снова раскладывает их все перед ним и просит показать, кто на картинках радуется, а кто грустит.

Стимульный материал для детей средней и старшей группы

К 4 парам картинок, используемым для диагностики детей младшей группы, добавляется пятая пара – вежливость-невнимание к взрослым (Содержание картинок: 1) ребенок предлагает женщине стул, она улыбается, 2) бабушка сидит грустная, держится за голову; мальчик играет на барабане, смеется). После предъявления каждой пары картинок детям старшего дошкольного возраста задается вопрос «Почему ты так думаешь?»

После выполнения первого задания пред ребенком поочередно по одной раскладывают картинки II, III,V пар и предлагают вопросы «Какое настроение у людей на этой картинке? Как ты думаешь, что они чувствуют? Почему?»

Обработка результатов:

0 баллов – Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. В старшем дошкольном возрасте ребенок или неправильно называет чувства других людей или отказывается от ответа на этот вопрос.

1балл – Ребенок правильно  раскладывает картинки, но не  может обосновать свои действия, эмоциональные проявления не  выражены при оценке поступков. Старший дошкольник не может  соотнести настроение людей на  картинках с конкретной ситуацией, объяснить их.

2 балла – Правильно  раскладывая картинки, ребенок обосновывает  свои действия, эмоциональные реакции  адекватны, но выражены слабо. Ребенок  правильно называет чувства людей, но не всегда может объяснить  их причину.

3 балла – Ребенок  правильно отбирает поступки  детей, обосновывает свой выбор. В старшем дошкольном возрасте  – называет моральную норму, эмоциональные реакции на поступки героев ситуации адекватны, ярки.

Для детей старшего дошкольного возраста данные диагностики дополняются результатами методики «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калинина).

 

 

 

Приложение 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Родительская ответственность как феномен социального воспитания