Родительская ответственность как феномен социального воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить, существует ли взаимосвязь между родительской ответственностью и социальным воспитанием дошкольников.
Задачи:
1. Обобщить информацию по проблеме социального воспитания.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социальное воспитание: теоретический аспект………………………...4
1.1. Социальное воспитание: понятие, виды, содержание…………..….4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………….…………….…16
1.3. Родительская ответственность как феномен в социальном воспитании старших дошкольников………………………………...24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по выявлению влияния родительской ответственности на социальное воспитание старших дошкольников…………45
2.1. Диагностика социального воспитания у детей старшего дошкольного возраста и определение уровня родительской ответственности………..………45
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования….59
2.3. Рекомендации педагогам по осуществлению социального воспитания дошкольников посредством формирования родительской ответственности…61
Заключение………………………………………………………………………….63
Список литературы…………………………………………………………………68

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 144.71 Кб (Скачать файл)

Определение уровня родительской ответственности

Учитывая актуальность проблемы изучения родительской ответственности как феномена социального воспитания, проведено следующее исследование.

В начале исследования было сделано предположение о том, что существует связь между уровнем развития родительской ответственности и уровнем социальной воспитанности детей.

Исследование проводилось на выборке, состоящей из 40 родителей, имеющих детей дошкольного возраста в возрасте 5-7 лет. Таким образом, в исследовании приняли участие 25 матерей и 15 отцов в возрасте от 25 до 45 лет. Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Бугалышский детский сад №2. В процедуру исследования были включены:

1. Анкета «Ответственность» - (автор В.П. Прядеин), направленная на выявление уровня развития ответственности [17].

2. Результаты наблюдения за родителями за три месяца.

Результаты подверглись качественному и количественному анализу с помощью методов математико-статистической обработки.

Опросник «Ответственность»

Для оценки выраженности ответственности был использован опросник «Ответственность», разработанный В.П. Прядеиным.

Опросник состоит из 12 вопросов, ответ на каждый из них оценивается по 7-бальной шкале, и направлен на изучение выраженности родительской ответственности.

Процедура проведения: испытуемым были выдан текст опросника с инструкцией и лист ответов. Время выполнения не регламентировалось.

Обработка результатов. Подсчет баллов проводится в соответствии с ключом и оценивались следующим образом:

Сумма баллов от 60 до 84 свидетельствует об ответственности испытуемых, от 37 до 59 - о наличии ситуативной ответственности, от 12 до 36 - о безответственности.

Наблюдение за родителями проводилось по разработанным критериям:

- Оказание дошкольному  учреждению посильной помощи  в реализации его уставных  задач;

- Внесение платы за  содержание ребенка в ДОУ в  установленном для конкретной  семьи размере в определенный  срок.

- Личная передача и забирание ребенка у воспитателя, не передоверяя ребенка лицам, не достигшим 16-летнего возраста.

- Приводить ребенка в  ДОУ в опрятном виде, чистой  одежде и обуви (иные требования  детского сада с учетом местных, сезонных условий, а также возрастных, индивидуальных особенностей ребенка).

- Информировать дошкольное  учреждение о предстоящем отсутствии  ребенка, его болезни.

- Взаимодействовать с  ДОУ по всем направлениям воспитания  и обучения ребенка.

- Выбирать образовательную программу из числа используемых в работе с детьми в ДОУ.

- Готовить педагога для работы с ребенком при наличии соответствующих условий в детском саду.

- Выбирать виды дополнительных услуг ДОУ

- Присутствовать в группе, которую посещает ребенок, на условиях, определенных договором между дошкольным учреждением и родителями.

- Находиться с ребенком в ДОУ в период его адаптации в течение установленного сторонами количества дней и часов, в определенных сторонами случаях.

 

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования

 

В результате проведенных диагностик получились следующие результаты:

Опросник «Ответственность»

Результаты выполнения данной методики испытуемыми представлены в Приложении 1. Ниже приводится таблица 1, в которой представлены средние результаты по группе в процентах:

Таблица 1

Результаты измерения ответственности по группе в среднем (в %)

Ответственность

Ситуативная ответственность

Безответственность

65

30

5


 

Как видно из результатов диагностики, большинство родителей (65%) обладают таким устойчиво сформированным качеством личности как ответственность, еще у 30% испытуемых ответственность носит ситуативный характер, т.е. они проявляют ответственность в зависимости от ситуации. Безответственность, если использовать термин автора методики, характерна только 5% испытуемых. Таким образом, можно говорить о том, что большинству родителей характерна ответственность.

 Выводы

Сопоставив данные, полученные в результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

· Большинство родителей, имеют такое устойчиво сформированное качество личности как ответственность, что, на основании целостного подхода к анализу личности, позволяет сделать вывод о наличии в их структуре родительства такого компонента как родительская ответственность.

Соотнеся результаты наблюдения за детьми и родителями, сделан такой вывод:

  • Уровень социального воспитания у детей старшего дошкольного возраста соотносится с уровнем родительской ответственности родителей в 75% случаев [Приложение 2].

 

 

2.3. Рекомендации  педагогам по осуществлению социального воспитания дошкольников посредством формирования родительской ответственности

 

На основании проделанной работы по выявлению взаимосвязи родительской ответственности и социальным воспитанием дошкольников, были разработаны рекомендации по работе педагога с семьями воспитанников. В данную работу необходимо включить следующее:

• педагогическое просвещение родителей:

• родительские собрания;

• родительские гостиные — встречи родителей с гостями учреждения;

• «воспитание» родителей (школа для родителей — групповые семинары, практикумы);

• удовлетворение индивидуальных запросов родителей — творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие родителям наладить доверительные отношения с ребенком и, одновременно с этим, поучаствовать в образовательном процессе.

  • Беседы с родителями об ответственном поведении по отношению к детям, дошкольному учреждению и др.

Ожидаемые результаты:

• повышение уровня родительской компетентности;

• гармонизация семейных и родительско-детских отношений;

• повышение родительской ответственности за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками детского сада.

Как это повлияет на Среду социального развития ребенка:

• улучшится эмоциональный климат в семье;

• упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;

• изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься со способностями ребенка;

• повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

Кроме того, воспитателю следует  поводить работу по социальному воспитанию детей:

• коррекция параметров социального развития детей по запросам педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты и изменения в социальном развитии ребенка:

• повышение уровня социальной компетентности;

• повышение уровня сплоченности детей в группе;

• улучшение эмоционального климата в группе;

• улучшение здоровья ребенка.

Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении должна проводиться работа не только по социальному воспитанию детей, но и по формированию родительской ответственности через различные формы и методы работы с детьми. 
Заключение

 

Данная работа посвящена актуальной проблеме изучения родительской ответственности. В теоретической части работы рассмотрены вопросы, связанные с особенностями социального воспитания, психолого-педагогической характеристики детей дошкольного возраста, родительской ответственности в воспитании дошкольников.

Термин "социальное воспитание", не смотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди зарубежных стран. Но ясно одно, что благодаря социальному воспитанию индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Социальное воспитание включает в себя социально нравственное развитие, нравственное воспитание, патриотическое воспитание, гражданское становление, различные виды социальной культуры. Критериями оценки социальных качеств детей дошкольного возраста служат патриотизм, товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, прилежание, любознательность, любовь к прекрасному.

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

В старшем дошкольном возрасте ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо".

 Родительская ответственность является сложной динамической структурой, которая в развитой форме включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, ответственность, стиль семейного воспитания. Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.

Критерии родительской ответственности могут включать:

- Оказание дошкольному  учреждению посильной помощи  в реализации его уставных  задач;

- Внесение платы за  содержание ребенка в ДОУ в  установленном для конкретной  семьи размере в определенный  срок.

- Личная передача и  забирание ребенка у воспитателя, не передоверяя ребенка лицам, не достигшим 16-летнего возраста.

- Приводить ребенка в  ДОУ в опрятном виде, чистой  одежде и обуви (иные требования  детского сада с учетом местных, сезонных условий, а также возрастных, индивидуальных особенностей ребенка).

- Информировать дошкольное  учреждение о предстоящем отсутствии  ребенка, его болезни.

- Взаимодействовать с  ДОУ по всем направлениям воспитания  и обучения ребенка.

- Выбирать образовательную  программу из числа используемых в работе с детьми в ДОУ.

- Готовить педагога для  работы с ребенком при наличии  соответствующих условий в детском  саду.

- Выбирать виды дополнительных  услуг ДОУ

- Присутствовать в группе, которую посещает ребенок, на  условиях, определенных договором  между дошкольным учреждением  и родителями.

- Находиться с ребенком  в ДОУ в период его адаптации  в течение установленного сторонами  количества дней и часов, в  определенных сторонами случаях.

В связи с поставленной гипотезой о взаимосвязи родительской ответственности и социального воспитания дошкольников было проведено исследование.

Сопоставив данные, полученные в результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

· Большинство родителей, имеют такое устойчиво сформированное качество личности как ответственность, что, на основании целостного подхода к анализу личности, позволяет сделать вывод о наличии в их структуре родительства такого компонента как родительская ответственность.

Соотнеся результаты наблюдения за детьми и родителями, сделан такой вывод:

  • Уровень социального воспитания у детей старшего дошкольного возраста соотносится с уровнем родительской ответственности родителей в 75% случаев.

          На основании проделанной работы по выявлению взаимосвязи родительской ответственности и социальным воспитанием дошкольников, были разработаны рекомендации по работе педагога с семьями воспитанников.

В дошкольном образовательном учреждении должна проводиться работа не только по социальному воспитанию детей, но и по формированию родительской ответственности через различные формы и методы работы с детьми.

Во второй главе представлено описание методов исследования, результаты диагностики, дан сравнительный анализ полученных данных, сделаны общие выводы.

Полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме.

Таким образом, цели и задачи, поставленные в начале исследования, достигнуты.

 

 

Список литературы

 

 1. Абульханова – Славская К.А. Типология активности личности // Психология личности и образ жизни. – М., 1987.

Информация о работе Родительская ответственность как феномен социального воспитания