Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 15:58, курсовая работа
Цель: Выявить, существует ли взаимосвязь между родительской ответственностью и социальным воспитанием дошкольников.
Задачи:
1. Обобщить информацию по проблеме социального воспитания.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социальное воспитание: теоретический аспект………………………...4
1.1. Социальное воспитание: понятие, виды, содержание…………..….4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………….…………….…16
1.3. Родительская ответственность как феномен в социальном воспитании старших дошкольников………………………………...24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по выявлению влияния родительской ответственности на социальное воспитание старших дошкольников…………45
2.1. Диагностика социального воспитания у детей старшего дошкольного возраста и определение уровня родительской ответственности………..………45
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования….59
2.3. Рекомендации педагогам по осуществлению социального воспитания дошкольников посредством формирования родительской ответственности…61
Заключение………………………………………………………………………….63
Список литературы…………………………………………………………………68
Учитывая актуальность проблемы изучения родительской ответственности как феномена социального воспитания, проведено следующее исследование.
В начале исследования было сделано предположение о том, что существует связь между уровнем развития родительской ответственности и уровнем социальной воспитанности детей.
Исследование проводилось на выборке, состоящей из 40 родителей, имеющих детей дошкольного возраста в возрасте 5-7 лет. Таким образом, в исследовании приняли участие 25 матерей и 15 отцов в возрасте от 25 до 45 лет. Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Бугалышский детский сад №2. В процедуру исследования были включены:
1. Анкета «Ответственность» - (автор В.П. Прядеин), направленная на выявление уровня развития ответственности [17].
2. Результаты наблюдения за родителями за три месяца.
Результаты подверглись качественному и количественному анализу с помощью методов математико-статистической обработки.
Опросник «Ответственность»
Для оценки выраженности ответственности был использован опросник «Ответственность», разработанный В.П. Прядеиным.
Опросник состоит из 12 вопросов, ответ на каждый из них оценивается по 7-бальной шкале, и направлен на изучение выраженности родительской ответственности.
Процедура проведения: испытуемым были выдан текст опросника с инструкцией и лист ответов. Время выполнения не регламентировалось.
Обработка результатов. Подсчет баллов проводится в соответствии с ключом и оценивались следующим образом:
Сумма баллов от 60 до 84 свидетельствует об ответственности испытуемых, от 37 до 59 - о наличии ситуативной ответственности, от 12 до 36 - о безответственности.
Наблюдение за родителями проводилось по разработанным критериям:
- Оказание дошкольному учреждению посильной помощи в реализации его уставных задач;
- Внесение платы за содержание ребенка в ДОУ в установленном для конкретной семьи размере в определенный срок.
- Личная передача и забирание ребенка у воспитателя, не передоверяя ребенка лицам, не достигшим 16-летнего возраста.
- Приводить ребенка в
ДОУ в опрятном виде, чистой
одежде и обуви (иные требования
детского сада с учетом
- Информировать дошкольное
учреждение о предстоящем
- Взаимодействовать с
ДОУ по всем направлениям
- Выбирать образовательную программу из числа используемых в работе с детьми в ДОУ.
- Готовить педагога для работы с ребенком при наличии соответствующих условий в детском саду.
- Выбирать виды дополнительных услуг ДОУ
- Присутствовать в группе, которую посещает ребенок, на условиях, определенных договором между дошкольным учреждением и родителями.
- Находиться с ребенком в ДОУ в период его адаптации в течение установленного сторонами количества дней и часов, в определенных сторонами случаях.
В результате проведенных диагностик получились следующие результаты:
Опросник «Ответственность»
Результаты выполнения данной методики испытуемыми представлены в Приложении 1. Ниже приводится таблица 1, в которой представлены средние результаты по группе в процентах:
Таблица 1
Результаты измерения ответственности по группе в среднем (в %)
Ответственность |
Ситуативная ответственность |
Безответственность |
65 |
30 |
5 |
Как видно из результатов диагностики, большинство родителей (65%) обладают таким устойчиво сформированным качеством личности как ответственность, еще у 30% испытуемых ответственность носит ситуативный характер, т.е. они проявляют ответственность в зависимости от ситуации. Безответственность, если использовать термин автора методики, характерна только 5% испытуемых. Таким образом, можно говорить о том, что большинству родителей характерна ответственность.
Выводы
Сопоставив данные, полученные в результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
· Большинство родителей, имеют такое устойчиво сформированное качество личности как ответственность, что, на основании целостного подхода к анализу личности, позволяет сделать вывод о наличии в их структуре родительства такого компонента как родительская ответственность.
Соотнеся результаты наблюдения за детьми и родителями, сделан такой вывод:
На основании проделанной работы по выявлению взаимосвязи родительской ответственности и социальным воспитанием дошкольников, были разработаны рекомендации по работе педагога с семьями воспитанников. В данную работу необходимо включить следующее:
• педагогическое просвещение родителей:
• родительские собрания;
• родительские гостиные — встречи родителей с гостями учреждения;
• «воспитание» родителей (школа для родителей — групповые семинары, практикумы);
• удовлетворение индивидуальных запросов родителей — творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие родителям наладить доверительные отношения с ребенком и, одновременно с этим, поучаствовать в образовательном процессе.
Ожидаемые результаты:
• повышение уровня родительской компетентности;
• гармонизация семейных и родительско-детских отношений;
• повышение родительской ответственности за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками детского сада.
Как это повлияет на Среду социального развития ребенка:
• улучшится эмоциональный климат в семье;
• упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;
• изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься со способностями ребенка;
• повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
Кроме того, воспитателю следует поводить работу по социальному воспитанию детей:
• коррекция параметров социального развития детей по запросам педагогов и родителей.
Ожидаемые результаты и изменения в социальном развитии ребенка:
• повышение уровня социальной компетентности;
• повышение уровня сплоченности детей в группе;
• улучшение эмоционального климата в группе;
• улучшение здоровья ребенка.
Таким образом,
в дошкольном образовательном учреждении
должна проводиться работа не только по
социальному воспитанию детей, но и по
формированию родительской ответственности
через различные формы и методы работы
с детьми.
Заключение
Данная работа посвящена актуальной проблеме изучения родительской ответственности. В теоретической части работы рассмотрены вопросы, связанные с особенностями социального воспитания, психолого-педагогической характеристики детей дошкольного возраста, родительской ответственности в воспитании дошкольников.
Термин "социальное воспитание", не смотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди зарубежных стран. Но ясно одно, что благодаря социальному воспитанию индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Социальное воспитание включает в себя социально нравственное развитие, нравственное воспитание, патриотическое воспитание, гражданское становление, различные виды социальной культуры. Критериями оценки социальных качеств детей дошкольного возраста служат патриотизм, товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, прилежание, любознательность, любовь к прекрасному.
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
В старшем дошкольном возрасте ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо".
Родительская ответственность является сложной динамической структурой, которая в развитой форме включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, ответственность, стиль семейного воспитания. Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.
Критерии родительской ответственности могут включать:
- Оказание дошкольному учреждению посильной помощи в реализации его уставных задач;
- Внесение платы за содержание ребенка в ДОУ в установленном для конкретной семьи размере в определенный срок.
- Личная передача и забирание ребенка у воспитателя, не передоверяя ребенка лицам, не достигшим 16-летнего возраста.
- Приводить ребенка в
ДОУ в опрятном виде, чистой
одежде и обуви (иные требования
детского сада с учетом
- Информировать дошкольное
учреждение о предстоящем
- Взаимодействовать с
ДОУ по всем направлениям
- Выбирать образовательную
программу из числа
- Готовить педагога для
работы с ребенком при наличии
соответствующих условий в
- Выбирать виды дополнительных услуг ДОУ
- Присутствовать в группе, которую посещает ребенок, на условиях, определенных договором между дошкольным учреждением и родителями.
- Находиться с ребенком
в ДОУ в период его адаптации
в течение установленного
В связи с поставленной гипотезой о взаимосвязи родительской ответственности и социального воспитания дошкольников было проведено исследование.
Сопоставив данные, полученные в результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
· Большинство родителей, имеют такое устойчиво сформированное качество личности как ответственность, что, на основании целостного подхода к анализу личности, позволяет сделать вывод о наличии в их структуре родительства такого компонента как родительская ответственность.
Соотнеся результаты наблюдения за детьми и родителями, сделан такой вывод:
На основании проделанной работы по выявлению взаимосвязи родительской ответственности и социальным воспитанием дошкольников, были разработаны рекомендации по работе педагога с семьями воспитанников.
В дошкольном образовательном учреждении должна проводиться работа не только по социальному воспитанию детей, но и по формированию родительской ответственности через различные формы и методы работы с детьми.
Во второй главе представлено описание методов исследования, результаты диагностики, дан сравнительный анализ полученных данных, сделаны общие выводы.
Полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме.
Таким образом, цели и задачи, поставленные в начале исследования, достигнуты.
Список литературы
1. Абульханова – Славская К.А. Типология активности личности // Психология личности и образ жизни. – М., 1987.
Информация о работе Родительская ответственность как феномен социального воспитания