Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 23:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования;
Рассмотреть проблему развития речи и дать характеристику речевого развития детей подготовительной группы
Раскрыть понятие «словарной работы» и определить её значение;
Изучить методику словарной работы в подготовительной группе ДОУ;
Выявить уровень развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и провести занятия по обогащению словаря детей подготовительной группы.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть исследования по теме « Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы» 6
1.1.Развитие речи. Характеристика речевого развития детей подготовительной группы 6
1.2.Понятие словарной работы и её значение 14
1.3. Методика словарной работы в подготовительной группе ДОУ 19
Глава II. Практическая часть исследования по теме «Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы» 24
2.1. Констатирующий этап исследования 24
2.2. Формирующий эксперимент 35
2.3. Контрольный этап исследования 40
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Файлы: 1 файл

Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы.docx

— 128.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение 3

Глава I. Теоретическая часть исследования по теме « Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы» 6

1.1.Развитие  речи. Характеристика речевого развития  детей подготовительной группы 6

1.2.Понятие   словарной работы и её значение 14

1.3. Методика словарной работы в подготовительной группе ДОУ 19

Глава II. Практическая часть исследования по теме «Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы» 24

2.1.  Констатирующий этап исследования 24

2.2. Формирующий эксперимент 35

2.3. Контрольный этап исследования 40

Заключение 45

Список  использованной литературы 47

Приложения 49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной методике словарная  работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава  родного языка. Развитие словаря  понимается как длительный процесс  количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

В психическом развитии ребёнка  речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и  всех основных психических процессов. Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника [24, с. 53.].

Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей  относится к числу важнейших  педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Речевое развитие ребенка 6 лет представляет собой интенсивное  обогащение словарного запаса. В старшем  дошкольном возрасте на первый план выдвигается  та сторона языка, которая непосредственно  связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.

Проблемой формирования словаря  детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы  слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.

Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор  эффективных, целесообразных методов  и приёмов, а также форм осуществления  данной работы педагогами.

Уровень развития словаря  и речи в целом существенно  влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым  словарным запасом и высоким  уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и  письма. У учащихся с низким уровнем  лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.

На тот факт, что трудности  обучения в школе во многом связаны  с недостаточным вниманием к  развитию речи, в частности, с развитием  словаря, указывают в своих работах  Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, Е.М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, и более 60% этих трудностей связаны  с развитием речи.

Всё вышесказанное, определило актуальность выбранной нами темы исследования «Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы».

Объект исследования – развитие речи детей подготовительной группы.

Предмет исследования – роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы.

Цель исследования – проанализировать роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы.

Задачи исследования:

    1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования;
    2. Рассмотреть проблему развития речи и дать характеристику речевого развития детей подготовительной группы
    3. Раскрыть понятие «словарной работы» и определить её значение;
    4. Изучить методику словарной работы в подготовительной группе ДОУ;
    5. Выявить уровень развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
    6. Разработать и провести занятия по обогащению словаря детей подготовительной группы.

В работе были использованы следующие методы исследования:

  • Теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования,
  • Практические: метод наблюдения, диагностика, эксперимент; анализ, обобщение материала, полученных в ходе исследования. 

Дипломная работа состоит из 2 глав, 6 параграфов, 26 источников, приложений.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении и углублении представлений о роли словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практике работы дошкольных образовательных учреждений. Теоретический материал и разработанные рекомендации могут быть использованы воспитателями и родителями в работе по развитию речи детей подготовительной группы.

 

 

 

Глава I. Теоретическая часть исследования по теме « Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы»

1.1.Развитие речи. Характеристика речевого развития детей подготовительной группы

 

Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное  и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет  настоящего общения, нет подлинных  успехов в учении.

Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление  и активизация словаря.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог Ян Амос Коменский. В своей работе «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», развитию речи он посвящает целую главу. Рекомендации по формированию речи Я.А. Коменский дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых 6 лет. До 3 лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на 4,5 и 6 годах - обогащению речи, названию словом того, что ребенок видит. В качестве средства развития речи Я.А. Коменский предлагает использовать стихи, прибаутки, художественные рассказы, сказки о животных.[ 10, с.5]

В первой половине ХХ века широкую  известность приобрел немецкий педагог  Фридрих Фребель. Он считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша.

Задачу воспитания Ф. Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словом не только сами предметы, но и их свойства, качества. Развитие речи Ф. Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой.

Что касается вопросов развития речи в отечественной педагогике, то следует отметить вклад, который  внес К.Д. Ушинский. Он доказал необходимость  подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной  культуры, развитие речи на основе развития знаний и мышления. К.Д. Ушинский разработал и основал систему обучения родному  языку, которая имеет три цели [23, с. 6-7]:

1) развитие дара слова;

2) усвоение форм языка,  выработанных как народом, так  и художественной литературой;

3) усвоение грамматики, или  логики языка.

Проблеме развития речи посвящены  работы таких исследователей, как  М.С. Соловейчик, А.А. Леонтьев, Львов  М.Р., Т.А. Ладыженская, Жинкин Н.И., С.Л. Рубинштейн и др.

С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления[15, с.414].

На основе коммуникативных  отношений между людьми познавательная функция превращается в специфическую  обозначающую функцию.

Речь как средство выражения  включается в совокупность выразительных  движений — наряду с жестом, мимикой  и пр.

Две основные функции речи — коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой. Социальный характер речи как средства общения и ее обозначающий характер неразрывно связаны между собой. В речи в единстве и внутреннем взаимопроникновении представлены общественная природа человека и свойственная ему сознательность.

Существуют различные  виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя[15, с. 418].

Отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих работах («Психологической исследование речи»; «Речевая деятельность») рассматривал язык и речь, как частное  использование языка с точки  зрения специфической деятельности человека. В работах поднимаются  вопросы общения как деятельности, социального смысла коммуникации, корректности и правомерности использования  такого термина как «речевая деятельность». 
По словам Леонтьева А.Н. «С одной стороны язык есть продукт специфической, адекватной ему деятельности; он – то, в чем эта деятельность опредмечивается. С другой стороны он – объективная основа речевой деятельности индивида» [12,с. 224].

Доказывая, что речь является деятельностью, А.Н.Леонтьев приводит следующие факты, доказывающие данное обстоятельство: «Будучи психологическим  действием, речевое действие должно обладать и всеми характеристиками, присущими любому действию. Речевое  действие, таким образом, определяется общей структурой деятельности и  тем местом, которое оно занимает в деятельности вообще и по отношению  к другим речевым действиям в  частности [12,с.226].

Д.Н.Узнадзе [19] в работе «Внутренняя форма языка» также рассматривал проблему развития речи. В частности, он анализировал проблемы объяснения языковых явлений, рассмотренные в трудах В. Гумбольдта и Э. Гуссерля. В работе рассматривается проблема языка и речи в свете теории установки, а также вопрос об усвоении языкового материала. Так, по словам Д.Н.Узнадзе: «Процесс преобразования самого субъекта как целого свою реализацию находит в развитии и уточнении языковой установки субъекта [19, с.437].

Таким же образом, как развивается  предметное действие, подчеркивал Д. Б. Эльконин [24], происходит и формирование речи. Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя. Подобно овладению любым другим орудием, слово дифференцируется, насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается. Велика роль изображения и игрушек в этом процессе. Л. С. Выготский [5] писал о том, что силой одной вещи необходимо похитить имя у другой. Это и происходит в изобразительной деятельности и игре. К настоящему времени известны следующие основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста.

  • Пассивная речь в развитии опережает активную.
  • Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря.
  • Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, то есть понимание контекстной речи.

В раннем возрасте развиваются  функции речи, происходит переход  от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи По мнению Д Б. Эльконина, называние одним и тем же словом разных предметов и есть та операция, которая создает возможность обозначения. Освобождение слова от предмета в результате его переноса на другие предметы и изображения делает его носителем предметного содержания . 
Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Развитие речи - это «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности [24, с. 67].

Л.С.Выготский выделял доречевые формы наглядно-действенного интеллекта, так как имеются аффективнее, доинтеллектуальные формы тех звуковых реакций, которые еще не несут интеллектуальных функций. Такую функцию слова, когда оно указывает на отдельные предметы или замещает их, Выготский назвал функцией значения. Под значением понимал следующее: слово не ограничивается указанием на отдельный предмет, вместе с тем, оно вводит данный предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его [6, с.61].

Информация о работе Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы