Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 23:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования;
Рассмотреть проблему развития речи и дать характеристику речевого развития детей подготовительной группы
Раскрыть понятие «словарной работы» и определить её значение;
Изучить методику словарной работы в подготовительной группе ДОУ;
Выявить уровень развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и провести занятия по обогащению словаря детей подготовительной группы.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть исследования по теме « Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы» 6
1.1.Развитие речи. Характеристика речевого развития детей подготовительной группы 6
1.2.Понятие словарной работы и её значение 14
1.3. Методика словарной работы в подготовительной группе ДОУ 19
Глава II. Практическая часть исследования по теме «Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы» 24
2.1. Констатирующий этап исследования 24
2.2. Формирующий эксперимент 35
2.3. Контрольный этап исследования 40
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Файлы: 1 файл

Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы.docx

— 128.65 Кб (Скачать файл)

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком  хорошо развитой речи и показателем  высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря  – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие  достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в  обучении, не находя подходящих слов для  выражения своих мыслей. Учителя  отмечают, что ученики с богатым  словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком  чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного  и эстетического воспитания. Через  слово формируются нравственность, навыки поведения.

Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также  зависят от степени усвоения словесных  обозначений эмоций, эмоциональных  состояний и их внешнего выражения.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит  в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой  с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах  детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет  его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку  именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Роль  словарной работы в обучении родному  языку старших дошкольников была раскрыта М.М. Кониной и ее учениками (В.И. Яшина, Н.П. Иванова, А.П. Иваненко и  др.). Вычленяя обогащение, закрепление  и активизацию словаря как  главные задачи словарной работы, Конина писала: «Руководство развитием  детского словаря начинается не с  обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей». [20, с. 54]

Таким образом, роль слова  как важнейшей единицы языка  и речи, его значение в психическом  развитии ребенка определяют место  словарной работы в общей системе  работы по развитию речи детей в  детском саду.

 

 

    1. Методика словарной работы в подготовительной группе ДОУ

 

 

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в  трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной и уточнены в последующие  годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

  • Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
  • Во-вторых, закрепление и уточнение словаря.

Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного  наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже  известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения  с объектами реального мира, дальнейшего  овладения обобщением, которое в  них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

  • В-третьих, активизация словаря.

Усваиваемые детьми слова  делятся на две категории: пассивный  словарь (слова, которые ребенок  понимает, связывает с определенными  представлениями, но не употребляет) и  активный словарь (слова, которые ребенок  не только понимает, но активно, сознательно  при всяком подходящем случае употребляет  в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в  активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет  закреплено и воспроизведено ими  в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении –  еще и мускульно-двигательный и  кинестетический анализаторы.

Новое слово должно войти  в словарь в сочетании с  другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» – но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором – что шапочка  мягкая.

Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и  сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

  • В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей  терминологии.

В подготовительной к школе  группе усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к  усвоению детьми выразительных средств  языка.

Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий; наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и другие наглядные методы продолжают занимать ведущее место. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов  и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение).

По-прежнему проводятся осмотры  помещения, но уже всего детского сада («Какие комнаты есть в детском  саду? Как называется комната, в которой  мы находимся сейчас? Сколько дверей выходит в коридор? Куда ведет  эта дверь?» и т. п.). Дети вспоминают, что наблюдали прежде («Куда мы попадем, если выйдем из групповой комнаты? А если повернем налево?»).

Большое место занимают экскурсии  за пределы детского сада, в природу. Их содержание усложняется, дается больше новых слов. В процессе экскурсий  дети приобретают знания о родном городе, об улице, где находится детский  сад, о почте, школе, библиотеке, знакомятся с трудом взрослых и одновременно осваивают и уточняют разнообразный  словарь: названия профессий, техники, трудовых процессов.

Расширяются и уточняются представления ребенка о сезонных изменениях в природе, о некоторых  животных и растениях, и в связи  с этим осваивается природоведческий словарь.

Рассматривание предметов  и живых объектов также усложняется. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и  глаголами, выражающими качества и  действия наблюдаемых объектов.

Одновременно с углублением  знаний происходит освоение слов, более  точно характеризующих разнообразные  признаки предметов и действий.

Речь детей обогащается  прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с  более тонким их различением (оттенки  цвета, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). В словарь  вводятся также наречия, характеризующие  качества действий: курица торопливо  клюет зерна; облака плывут медленно; бодро звучит музыка. Усвоение наречий  происходит легче, чем прилагательных, поскольку они, во-первых, не имеют  лексической омонимии, а во-вторых, в словосочетаниях и предложениях примыкают к глаголам, в то время  как прилагательные согласуются  с именами существительными.

В подготовительной группе продолжают формировать словарь, характеризующий качества и свойства предметов и материалов. Усложнение занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств. Так, дети обследуют и сравнивают разные сорта бумаги, ткани, вещи из стекла и фаянса, цветного стекла, металла и дерева, пластмассы, закрепляют и углубляют значения уже известных слов, узнают новые слова.

Только подготовительной к школе группе рекомендуется проводить самостоятельные занятия по сравнению предметов. Их цель – формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов.

Методические требования к занятиям такого рода:

1) предметы для сравнения  подбирают таким образом, чтобы  было достаточное количество  сравниваемых признаков (цвет, форма,  величина, части, детали, материал, назначение  и др.);

2) сравнение должно быть  плановым, последовательным – от  сравнения предметов в целом  к вычленению и сравнению частей  и затем к обобщению; 

3) основными приемами  обучения должны быть вопросы  и указания, помогающие детям  последовательно сравнивать, замечать  те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово;

4) дети должны проявлять  максимум речевой активности.

Проводятся занятия по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов  различных видов. Для занятий  подбирают предметы (картинки) нескольких близких видов, входящих и не входящих в данное понятие.

Таким образом, на основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения  предметов у детей постепенно формируется понятийный характер слов.

Словарь детей активизируют при помощи картинок. По картинам проводятся беседы. Дети составляют описания, рассказы по картинам. Для развития словаря  полезен прием придумывания названия картине. Придумывая название, дети выделяют главное в содержании картины  и выражают это в словах или  словосочетаниях.

В обогащении речи прилагательными, глаголами, наречиями особенно большую  роль играет художественная литература.

Ведущей задачей словарной работы в подготовительной группе является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.

 

 

 

 

Глава II. Практическая часть  исследования по теме «Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы»

 

Цель исследования – проанализировать роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы.

Для достижения поставленной цели нами предусматривалось решение  следующих задач:

Выявить уровень развития речи у детей подготовительной группы

  • Разработать и провести занятия по обогащению словаря детей подготовительной группы.
  • Провести анализ результатов исследования

Наше исследование  проходило в три этапа:

  1. констатирующий этап исследования,
  2. формирующий эксперимент исследования,
  3. контрольный этап исследования.

Экспериментальная группа – дети подготовительной группы,  в количестве 24 человек: 13 мальчиков, 11 девочек.

База исследования МАДОУ  ЦРР детский сад «Родничок» г. Неман

2.1.  Констатирующий  этап исследования

 

 

Цель констатирующего  эксперимента: обследование словаря  детей экспериментальной группы.

Задачи констатирующего  эксперимента:

1. Определить две группы  детей (контрольная и экспериментальная)

2. Подобрать методики для обследования словаря детей подготовительной группы

3. Определить критерии  развития словаря детей подготовительной  группы

4. Провести обследования  словаря детей.

Основным методом нашего исследования был психолого-педагогический эксперимент, наиболее отвечающий возможности  организации обследования активного  словаря детей.

Решение задач эксперимента осуществлялось посредством подобранных  нами методик:

1. Методика обследования  активного словаря дошкольника  Филичева Т. Б., Чавелева Н. А., Чиркина Г. В.

Цель: определить запас слов, хранящийся в активной памяти ребёнка.

Рекомендации к проведению:

Задание 1.

Ребенку показывают 25 картинок с тематическими циклами («Домашние  и дикие животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», Обувь.). Ребенок  должен показать и назвать, что изображено на картинке. Каждый правильный ответ  оценивается одним баллом. Высшая оценка 25 баллов.

Задание 2.

Экспериментатор задает вопросы  ребенку направленные на выявление  пассивного и активного словаря, грамматических навыков.

  • Скажи чем покрыто туловище зайца? Утки?
  • Где живет медведь? Рыба?
  • Как называются детеныши курицы? Собаки? Коровы?
  • Чем питается корова? Медведь?
  • Как можно сказать про лису? Она какая?

Информация о работе Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы