Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 23:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования;
Рассмотреть проблему развития речи и дать характеристику речевого развития детей подготовительной группы
Раскрыть понятие «словарной работы» и определить её значение;
Изучить методику словарной работы в подготовительной группе ДОУ;
Выявить уровень развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и провести занятия по обогащению словаря детей подготовительной группы.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть исследования по теме « Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы» 6
1.1.Развитие речи. Характеристика речевого развития детей подготовительной группы 6
1.2.Понятие словарной работы и её значение 14
1.3. Методика словарной работы в подготовительной группе ДОУ 19
Глава II. Практическая часть исследования по теме «Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы» 24
2.1. Констатирующий этап исследования 24
2.2. Формирующий эксперимент 35
2.3. Контрольный этап исследования 40
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Файлы: 1 файл

Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы.docx

— 128.65 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из полученных данных, в контрольной группе  не произошло качественных изменений, т.е уровень словарного запаса остался  неизменным: 25% детей имеют высокий  уровень словарного запаса, у 58% детей  отмечается средний уровень, а 17% детей  – низкий уровень развития словарного запаса.

Рассмотрим результаты экспериментальной  группы, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты обследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования

ФИ

1-я методика

Уровень

2-яметодика

Уровень

В. Лиза (6,5 л.)

35

Средний

25

Средний

С. Слава (6,8 г.)

45

Высокий

48

Высокий

Р. Кирилл (6,6 г.)

45

Высокий

35

Высокий

М. Аня (6,7 г.)

45

Высокий

33

Высокий

Л. Оля (6,2 г.)

25

Средний

26

Средний

К. Лиза (6,5 л.)

40

Средний

30

Средний

З. Ваня (6, 3 г.)

45

Высокий

47

Высокий

Г. Вова (6, 5 г.)

39

Средний

32

Средний

К. Лена (6, 10 г.)

27

Средний

18

Средний

С. Юля (6,9 г.)

23

Средний

24

Средний

Д. Олег (6,1 г.)

45

Высокий

45

Высокий

З. Миша (6, 3 г.)

45

Высокий

32

Средний


 

Как видно из полученных данных произошли следующие количественные и качественные изменения:

Представим полученные результаты по методике Филичевой Т. Б., Чавелевой Н. А., Чиркиной Г. В. в виде диаграммы, изображенной на  рисунке 2.

Рис. 2 Динамика результатов  при первичной и повторной  диагностике

Из рисунка 2 видно, что увеличилось количество детей имеющих высокий уровень развития словарного запаса методике на 25%, Уровень среднего развития словарного запаса также увеличился на 8%. При повторной диагностике низкий уровень словарного запаса не выявлен.

Представим полученные результаты по методике по методике О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной в виде диаграммы, изображенной на  рисунке 3.

 

Рис. 3 Динамика результатов при первичной и повторной диагностике

Таким образом, из диаграммы  видно, что по методике выявления  уровня развития активного словарного запаса О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, также произошли существенные изменения,  количество детей со средним и высоким уровнями   увеличилось на 17%, а количество детей с низким уровнем развития активного словаря уменьшилось на 33 %.

Сравним результаты экспериментальной  и контрольной группы по двум методикам. Для наглядности  построим диаграмму, которая  отражена на рисунке 4.

Рис.4 Динамика результатов  экспериментальной и контрольной  группы по двум методикам

Отраженные на рисунке  показатели,  свидетельствуют о  существенных различиях между результатами экспериментальной и контрольной  групп, выявленными в ходе повторной  диагностики.

Исходя из полученных данных, мы можем говорить о положительном  влиянии словарной работы на развитие речи детей подготовительной группы.

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения  преемственности дошкольного и  начального общего образования, необходимым  условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного  развития.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.

Своевременное развитие словаря  – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие  достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в  обучении, не находя подходящих слов для  выражения своих мыслей. Учителя  отмечают, что ученики с богатым  словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком  чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Преемственность в формировании словаря на этапах дошкольного и  младшего школьного возраста осуществляется за счет реализации единой линии речевого развития ребенка 6-7 лет и характеризуется  взаимосвязью и согласованностью целей, задач, содержания, методов и форм работы над словом. Подобный подход придает педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, позволяет двум начальным ступеням образования действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, обеспечивая поступательное речевое развитие ребенка.

Содержание словарной  работы в подготовительной группе определяется на основе коммуникативной целесообразности слов, тематическому принципу, частотности их употребления в букварях и устной речи.

Целенаправленная работа по развитию словаря включает ряд этапов:

  1. обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности;
  2. обследования признаков предметов, их свойств и качеств;
  3. уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения;
  4. использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова.

Наше исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР детский сад «Родничок» г. Неман в подготовительной группе и состояло из трех этапов.

На констатирующем этапе  мы подобрали  методики и провели  диагностику. Анализ результатов позволил сделать вывод о недостаточном уровне развития речи у детей подготовительной группы.

Формирующий этап исследования предполагал проведения занятий  и игр, направленных на формирования словаря детей подготовительной группы.

Контрольный этап исследования позволил сделать нам вывод о  положительной роли словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы.

На основании  проведенного исследования мы разработали  рекомендации для воспитателей на тему «Влияние словарной работы на развитие речи дошкольника » (Приложение 3)

 

 

Список использованной литературы

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников  / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. – 400с.
  2. Анисимова, Т.Б. Подготовка ребенка к школе. Т.Б. Анисимова. - Ростов н / Д.: Проф – Пресс, 2004.-288с.
  3. Бавыкина Г.Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста / Г.Н.Бавыкина. - Комсомольск-на Амуре, 1996. – 194 с.
  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение,1981.- 256
  5. Выготский, Л.С. Мышление и речь/Л.С.Выгот<span class="List_0020Paragraph__

Информация о работе Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы