Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 23:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования;
Рассмотреть проблему развития речи и дать характеристику речевого развития детей подготовительной группы
Раскрыть понятие «словарной работы» и определить её значение;
Изучить методику словарной работы в подготовительной группе ДОУ;
Выявить уровень развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и провести занятия по обогащению словаря детей подготовительной группы.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть исследования по теме « Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы» 6
1.1.Развитие речи. Характеристика речевого развития детей подготовительной группы 6
1.2.Понятие словарной работы и её значение 14
1.3. Методика словарной работы в подготовительной группе ДОУ 19
Глава II. Практическая часть исследования по теме «Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы» 24
2.1. Констатирующий этап исследования 24
2.2. Формирующий эксперимент 35
2.3. Контрольный этап исследования 40
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Файлы: 1 файл

Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы.docx

— 128.65 Кб (Скачать файл)

Каждый правильный ответ  оценивается в один балл. Высшая оценка 10 баллов.

Задание 3.

Экспериментатор выявляет количественный запас существительных, прилагательных, глаголов предлагая ребенку закончить  предложение.

  • У собаки хвост длинный, а у зайца…
  • Рыба в воде плавает, а змея по земле …
  • Кошка мяукает, а собака …
  • Воробей чирикает, а ворона…
  • Ручкой пишем, а карандашом…
  • На самолете летаем, а на машине …
  • Жаба прыгает, а комар …
  • Днем светит солнце, а ночью…
  • По льду катаются на коньках, а по снегу …
  • Мультфильмы смотрим, а сказку…

Каждый правильный ответ  оценивается в один балл. Высшая оценка 10 баллов.

Оценка результатов:

После выполнения всех трех заданий, подсчитывается суммарная  оценка. Высшая оценка – 45 баллов –  соответствует высокому уровню; 44-22 баллов – среднему; менее 22 баллов –  низкому уровню лексического развития. [22]

2. Методика выявления  уровня развития активного словарного  запаса. О. С. Ушакова, Е. М.  Струнина.

Цель: выявить уровень  развития активного словаря.

Рекомендации к проведению:

  • Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
  • Ребенок объясняет значение слов;
  • называет отдельные признаки, действия;
  • называет 1 – 2 слова.
  • Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Легким? Тяжелым?
  • Выполняет все задания, называет 1 - 2слова к прилагательному;
  • подбирает слова к 2 - 3прилагательным;
  • подбирает слово только к одному прилагательному.
  • Что называют словом ручка?
    • Называет несколько значений этого слова;
    • называет два значения этого слова;
    • перечисляет предметы у которых есть ручка.
  • Придумай предложение со словом ручка.
  • Составляет грамматически правильно предложение из трех слов.
  • называет два слова (словосочетание);
  • подбирает только одно слово.
  • Ручка нужна, чтобы…Ручкой можно…
  • Правильно заканчивает разные типы предложений;
  • называет два слова;
  • подбирает только одно слово.
  • Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой … А если зайчонок бел веселый и радостный, то он не просто шел, а …»
  • Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу;
  • называет 2 – 3 слова;
  • подбирает только одно слово.
  • Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу. А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а…
  • Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу;
  • называет 2 – 3слова
  • подбирает только одно слово.
  • Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
  • Правильно называет слова в повелительном наклонении;
  • подбирает два слова;
  • называет одно слово.
  • Скажи, кто детеныш у зайца? Детеныши? У зайца много…

Аналогичные вопросы задается про других животных.

  • Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
  • называет правильно только одну форму;
  • не выполняет задание.
  • Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы.
  • Ребенок называет все слова правильно;
  • называет два – три слова;
  • говорит одно слово.
  • Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом лес?
  • Называет более двух слов;
  • называет два слова;
  • повторяет заданное слово.
  • Что называют словом игла? Какие иглы ты еще знаешь?
  • Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;
  • называет только одно значение этого слова;
  • повторяет слово за взрослым.
  • Какая игла у ежа? Про что мы говорим: острый, острая, острые?
    • Ребенок называет несколько предметов;
    • правильно подбирает два слова;
    • называет одно слово.
  • Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
  • Ребенок называет разные действия;
  • называет два действия;
  • называет одно действие.
  • Составь предложение со словом игла.
  • Ребенок составляет сложное предложение;
  • составляет простое предложение;
  • называет одно слово.
  • Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
  • Ребенок правильно исправляет все предложения;
  • правильно исправляет два предложения;
  • повторяет предложения без изменения.

Оценка:

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

При условности количественных оценок за высказывания разной полноты  и правильности они помогают выявить  уровни развития словаря:

I – высокий (48 – 32 балла). Ребенок отвечает на вопросы  точно, самостоятельно. Правильно  употребляет в речи существительные,  прилагательные, глаголы. Подбирает  синонимы, антонимы к заданным  словам разных частей речи.

II – средний (32 – 16 баллов). Ребенок отвечает не на все  вопросы, допускает неточности, пользуется  помощью взрослого.

III – низкий (16 – 0 баллов). Ребенок активно пользуется помощью,  не выполняет задания.

Таким образом, нами были проанализированы и отобраны 2 методики обследования активного словаря детей подготовительной группы, по результатам проведения которых мы смогли сделать выводы о сформированности словарного запаса.

Всего в исследовании принимало  участие 24 дошкольника в возрасте от 6 до 7лет.

Дети были поделены на две  группы: экспериментальную группу и  контрольную группу.

Экспериментальная группа:

В. Лиза (6,5 г.)

З. Ваня (6, 3 г.)

С. Слава (6,8 г.)

Г. Вова (6, 5 г.)

Р. Кирилл (6,6 г.)

К. Лена (6, 10 г.)

М. Аня (6,7 г.)

С. Юля (6,9 г.) 

Л. Оля (6,2 г.)

Д. Олег (6,1 г.)

К. Лиза (6,5 г..)

З. Миша (6, 3 г.)


 

Контрольная группа:

З. Андрей (6, 3 г.)

О. Костя(6.4 г.)

М. Надя (6,7 г.)

М. Глеб (6, 3 г.)

Т. Федор (6,5 л.)

Ф. Ксения (6,6 г.)

А. Ксения (6,9 г..)

М. Кристина (6,8 г.)

Е. Миша (6, 3 г.)

Х. Борис (6,7 г.)

С.  Мария (6,6 г.)

Ч. Алеся (6,5 г.)


 

Нами были получены следующие  результаты.

В таблице 1 представлены результаты обследования словарного запаса детей  экспериментальной группы.

Таблица 1

Результаты обследования экспериментальной группы на констатирующем эксперименте

ФИ

1-я методика

Уровень

2-яметодика

Уровень

В. Лиза (6,5 л.)

21

Низкий

12

Низкий

С. Слава (6,8 г.)

45

Высокий

45

Высокий

Р. Кирилл (6,6 г.)

40

Средний

28

Средний

М. Аня (6,7 г.)

43

Средний

25

Средний

Л. Оля (6,2 г.)

18

Низкий

15

Низкий

К. Лиза (6,5 л.)

37

Средний

30

Средний

З. Ваня (6, 3 г.)

45

Высокий

47

Высокий

Г. Вова (6, 5 г.)

28

Средний

29

Средний

К. Лена (6, 10 г.)

20

Низкий

10

Низкий

С. Юля (6,9 г.)

17

Низкий

10

Низкий

Д. Олег (6,1 г.)

45

Высокий

45

Высокий

З. Миша (6, 3 г.)

39

Средний

31

Средний


 

В таблице 2 представлены результаты обследования словарного запаса детей  контрольной группы.

 

 

 

 

Таблица 2

Результаты обследования контрольной группы на констатирующем эксперименте

 

ФИ

1-я методика

Уровень

2-яметодика

Уровень

З. Андрей (6, 3 г.)

45

Высокий

40

Высокий

М. Надя (6,7 г.)

45

Высокий

42

Высокий

Т. Федор (6,5 л.)

38

Средний

30

Средний

А. Ксения (6,9 г.)

36

Средний

25

Средний

Е. Миша (6, 3 г.)

20

Низкий

15

Низкий

С. Мария (6,6 г.)

38

Средний

18

Средний

О. Костя

45

Высокий

37

Высокий

М. Глеб (6, 3 г.)

40

Средний

35

Средний

Ф. Ксения (6,6 г.)

36

Средний

29

Средний

М. Кристина (6,8)

18

Низкий

12

Низкий

Х. Борис (6,7 г.)

42

Средний

24

Средний

Ч. Алеся (6,5 л.)

36

Средний

29

Средний


 

Графически данные представим в виде диаграммы, которая представлена на рисунке 1.

Рис.1. Результаты обследования экспериментальной и контрольной  групп на констатирующем эксперименте

 

Полученные, в ходе обследования контрольной и экспериментальной  группы,  результаты говорят о том, что у детей обоих групп наблюдаются примерно одинаковые уровни активного словаря.

Информация о работе Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы