Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 23:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования;
Рассмотреть проблему развития речи и дать характеристику речевого развития детей подготовительной группы
Раскрыть понятие «словарной работы» и определить её значение;
Изучить методику словарной работы в подготовительной группе ДОУ;
Выявить уровень развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и провести занятия по обогащению словаря детей подготовительной группы.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть исследования по теме « Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы» 6
1.1.Развитие речи. Характеристика речевого развития детей подготовительной группы 6
1.2.Понятие словарной работы и её значение 14
1.3. Методика словарной работы в подготовительной группе ДОУ 19
Глава II. Практическая часть исследования по теме «Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы» 24
2.1. Констатирующий этап исследования 24
2.2. Формирующий эксперимент 35
2.3. Контрольный этап исследования 40
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Файлы: 1 файл

Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы.docx

— 128.65 Кб (Скачать файл)

Анализ полученных данных позволяет отметить, что при обследовании только 6 детей показали высокий  уровень развития активного словаря. Также видно, что в обследуемых группах 12 детей показали средний уровень развития активного словаря, т.е. при ответах затруднялись, но реже пользовались помощью, назвали не все предложенные картинки, не названия детенышей животных. Вызвали сложности подбор прилагательных и глаголов. В то же время 6 детей имеют низкий уровень, что говорит о том, что дети нуждаются в специализированной работе по развитию словаря.

Следует отметить, что в  процессе проведения данной методики мы столкнулись с некоторыми особенностями  словаря детей: дети пытались замещать слова, в частности, прилагательные жестами. Наблюдались частые паузы, размышления, просьбы о помощи, подсказке. Отмечалась бедность в выражениях качественных признаков, неточность высказываний. У некоторых детей наблюдались незначительные ошибки. Например, дети назвали не все картинки, не знают, где живет рыбы, чем питается медведь. Вызвало трудности задание, где требовалось описать лису.

Дети, показавшие низкий уровень  развития словаря  смогли выполнить  задания лишь с активной помощью  педагога. В их высказываниях отсутствовала  полнота и развёрнутость, сокращались  признаки описания. При анализе ответов  детей мы выявили, что дети не называли картинки из серии «Транспорт», не смогли ответить на вопрос «Скажи, чем покрыто туловище зайца?», не знают, чем питается медведь, не знают способ передвижения змеи.

Таким образом, проанализировав  полученные результаты по методике выявления  уровня развития активного словарного запаса О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной мы выявили, что 30 % детей имеют II уровень развития активного словаря, так как дети (Костя Ж., Марина Л., Юля К.) допускали незначительные неточности в ответах на вопросы, также отвечали по нашим наводящим вопросам и уточнениям. Например: Марина Л. допускала ошибки в ответах, не правильно употребляет существительные в именительном падеже, в родительном падеже множественном числе. Не все предложенные глаголы употребила в повелительном наклонении. Костя Ж. при придумывании простых предложений пользовался активной помощью, допускал ошибки в употреблении глаголов в повелительном наклонении, с трудом подбирал однокоренные слова к слову лес. У Юли К. вызвало затруднение задание, где требовалось придумать предложения. Затруднялась в подборке синонимов, употреблении глаголов в повелительном наклонении.

По второй методике также  можно отметить схожие ошибки у детей  контрольной и экспериментальной  группы. Дети, показавшие низкий уровень  развития активного словаря соотносили ответы с предлагаемыми вопросами  и уточнениями взрослого. Например:

  • не смогли объяснить значения слова ручка, перечислив предметы, у которых она имеется.
  • Затруднялась в подборе синонимов.
  • в задании, где требовалось, придумать предложение со словом ручка они подобрали только одно слово.
  • не смогли назвать детеныша зайца во множественном числе и родительном падеже.
  • не знают названия детенышей овцы.
  • не смогли подобрать слова к прилагательным мелкий, высокий, легкий, тяжелый.

Таким образом, из полученных данных, мы можем сделать вывод  о недостаточном уровне развития речи у детей подготовительной группы.

2.2. Формирующий  эксперимент

 

 

На данном этапе исследования мы работали с детьми экспериментальной  группы.

Работа по словарной работе детей подготовительной группы осуществляется по нескольким направления:

  1. Обогащение словаря. Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Основную часть лексики  составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в  предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти прежде всего за счет знаменательных слов.

Большую трудность для  усвоения ребенком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; они называют отвлеченные  числа или порядок предметов  при счете.

Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими  качества и свойства предметов, а  также элементарные понятия. В подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). В этих группах, особенно в подготовительной к школе, уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.

Дошкольников следует  знакомить и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая  и др.).

Дошкольников необходимо приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки.

  1. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

Прежде всего, в специальном  закреплении нуждаются слова трудные для детей: собирательные существительные — обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные — красота, тишина, чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные — городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик).

Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла слова, углубление его значения.

В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия.

Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это  интересное явление, когда одно и  то же слово обозначает разные предметы (ручка — принадлежность для письма, ручка — фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.

3. Активизация словаря. Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи.

4. Устранение нелитературных  слов. Своеобразной задачей словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прется и т. д.).

В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов.

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими  задачами развития речи. В то же время  каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои приемы и методы.

Для проведения нашего формирующего эксперимента мы подобрали следующие  формы работы:

    • Занятия,
    • игры.

Занятие – ведущая форма организации обучения воспитанников ДОУ

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется  содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно:

  1. начало,
  2. ход занятия (процесс),
  3. окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать  интерес к ней, создать соответствующий  эмоциональный настрой, раскрыть учебную  задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется  элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой  последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Ход (процесс) занятия –  это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенный учебной  задачей. На данном этапе занятия  приемы и обучения индивидуализируются  в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том  случае, если у многих наблюдаются  ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.

 

Минимальная помощь оказывается  тем, кто быстро и легко запоминает, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего  вопроса. Педагог дает возможность  каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.

Педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка  получился результат, свидетельствующий  о его продвижении, показывающий, чему он научился.

Окончание занятия посвящено  подведению итогов и оценке результатов  учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит  от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

В структуре занятий в  детском саду отсутствует проверка усвоения знаний, навыков и умений. Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей  на занятии, анализа продуктов детской  деятельности, а также в повседневной жизни и в ходе специального изучения достижений детей с помощью различных  научных методик.

Игры.

Большая роль в словарной работе принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.

Театрализованные игры, праздники  и развлечения, участие в концертах  и утренниках способствуют активизации  образного словаря.

Конспекты занятий и игр  приведены в приложении 2.

 

    1. Контрольный этап исследования

 

Цель контрольного этапа – определение эффективности проведенной работы.

На данном этапе были поставлены следующие задачи:

1.  Изучение активного словаря детей подготовительной группы.

2.  Анализ полученных данных, сравнение их с данными констатирующего этапа эксперимента.

Реализация задач осуществлялась на основе проведения методик изучения активного словаря, которые использовались на констатирующем этапе исследования.

Нами были получены следующие  результаты.

В таблице 3 представлены результаты обследования словарного запаса детей контрольной группы.

Таблица 3

Результаты обследования контрольной группы на контрольном этапе исследования

ФИ

1-я методика

Уровень

2-яметодика

Уровень

З. Андрей (6, 3 г.)

45

Высокий

40

Высокий

М. Надя (6,7 г.)

45

Высокий

42

Высокий

Т. Федор (6,5 л.)

40

Средний

30

Средний

А. Ксения (6,9 г.)

39

Средний

25

Средний

Е. Миша (6, 3 г.)

22

Низкий

15

Низкий

С. Мария (6,6 г.)

38

Средний

18

Средний

О. Костя

45

Высокий

37

Высокий

М. Глеб (6, 3 г.)

40

Средний

35

Средний

Ф. Ксения (6,6 г.)

40

Средний

29

Средний

М. Кристина (6,8)

18

Низкий

12

Низкий

Х. Борис (6,7 г.)

42

Средний

24

Средний

Ч. Алеся (6,5 л.)

42

Средний

29

Средний

Информация о работе Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы