Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 23:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования;
Рассмотреть проблему развития речи и дать характеристику речевого развития детей подготовительной группы
Раскрыть понятие «словарной работы» и определить её значение;
Изучить методику словарной работы в подготовительной группе ДОУ;
Выявить уровень развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и провести занятия по обогащению словаря детей подготовительной группы.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть исследования по теме « Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы» 6
1.1.Развитие речи. Характеристика речевого развития детей подготовительной группы 6
1.2.Понятие словарной работы и её значение 14
1.3. Методика словарной работы в подготовительной группе ДОУ 19
Глава II. Практическая часть исследования по теме «Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы» 24
2.1. Констатирующий этап исследования 24
2.2. Формирующий эксперимент 35
2.3. Контрольный этап исследования 40
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Файлы: 1 файл

Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы.docx

— 128.65 Кб (Скачать файл)

Исследователи изучения соотношения  речи и мышления у детей Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи.

Таким образом, опыты, проведенные  Л.С. Выготским, показали, что значение слов развивается. Путь значения может быть представлен следующим образом: от диффузного к наглядному, далее к категориальному. 
В своей работе («Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста») В.С.Мухина подчеркивает: «Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка» [13, с.125].

Методика развития речи детей  дошкольного возраста стала складываться сравнительно недавно - в 20-30-е гг. нашего столетия. Появился большой интерес  к исследованию детской речи. На первых съездах по дошкольному воспитанию была выдвинута задача всестороннего воспитания детей в тесной связи с жизнью, с современностью. Развитие умения ориентироваться в окружающем тесно связывалась с обогащением содержания речи. Обращалось внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни. Были определены принципы отбора содержания и эффективные пути развития речи.

Огромное влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала  деятельность Е.И. Тихеевой. Теоретическую  основу разработанной ею системы  составляют следующие положения [18, с. 5]

1) развитие речи осуществляется  в единстве с умственным развитием;

2) речь детей развивается  в социальной среде, в процессе  общения с взрослыми и сверстниками;

3) речь развивается в  деятельности и в первую очередь  в игре и труде;

4) руководство развитием  речи должно охватывать все  периоды жизни ребенка.

Е.И. Тихеева много внимания уделяла обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система  работы над словом. Запас детских  представлений и словарь в  системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала, в словарных упражнениях.

Е.А. Флерина подчеркивала роль наблюдений и чувственного опыта в развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей. Она обращает внимание на правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи, чистое произношение, на использование художественной литературы как метода речевого развития.

Большое влияние оказали  исследования сотрудников лаборатории  развития детской речи, которые проводились  под руководством Ф.А. Сохина. Особое внимание уделялось вопросам развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного  осознания явлений языка и  речи. [16, c.7]

Одновременно проводились  исследования разных сторон речевого развития детей на кафедрах педагогических вузов под руководством М.М. Кониной  и А.М. Бородич, В.И. Логиновой. [1,с.11]

В.И. Логинова уточнила методику обогащения словаря на основе ознакомления детей с предметами, их признаками и качествами, материалами, из которых  они сделаны, показала влияние системы  знаний о предметах на умственное, речевое развитие. Развитие словаря  детей она рассматривала в  связи с овладением детьми понятиями.

Психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях:

1) Структурном - исследуются  вопросы формирования разных  структурных уровней системы  языка: фонетического, лексического  и грамматического;

2) Функциональном - исследуется  проблема формирования навыков  владения языком и коммуникативной  функции;

3) Когнитивном - исследуется  проблема формирования элементарного  осознания явлений языка и  речи.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, Ю.С. Ляховской, Е.М. Струниной и др.

Итак, результаты исследований изменили подходы к содержанию и  методам обучения. Собственно речевые  задачи отделяются от ознакомления с  окружающим, вычленяются знания детей  об элементах языковой действительности, языкового общения, обеспечивающие лингвистическое развитие ребенка.

Рассмотрим, каковы особенности развития речи у детей подготовительной группы

У детей подготовительной группы развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно  произносит все звуки родного  языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря  характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и  понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно  важно, поскольку связано со все  более полным осознанием детьми семантики  слов, которыми они уже пользуются.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший  этап речевого развития детей —  усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых  распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей  вырабатывается критическое отношение  к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Наиболее яркой характеристикой  речи детей 6-ти летнего возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).

Вместе с тем можно  отметить и такие особенности  в речи. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного  языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Таким образом, в качестве общих закономерностей развития речи детей подготовительной группы можно выделить следующие:

- появление слова как  компонента ситуации, рядоположенного другим ее свойствам. Здесь нельзя еще говорить о формировании семиотической функции;

- отделение слова от  ситуации, начало его функционирования  по законам, присущим знаково-символическим  системам. Объективное возникновение  и развитие семиотической функции  с сохранением ориентировки на  предметное содержание слова  (символическая функция);

- возникновение рефлексии  на разделение планов, которая  в дальнейшем распространяется  на все другие компоненты знаковой  ситуации, составляющие семиотическую  функцию.

 

    1. Понятие  словарной работы и её значение

 

 

В современной методике словарная  работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.[1, с. 89] В ходе развитие словаря происходит накопление слов, освоение их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

В современной научной  литературе слово рассматривается  как знак, обозначающий результат  познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения – это прежде всего  язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

Главной особенностью слова  является единство его лексического и грамматического значений. Лексические  значения – сгустки человеческих знаний об определенных сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение  речью как средством общения  и орудием мышления. Значение слова  имеет сложное строение. Во-первых, в нем можно выделить предметную отнесенность, т.е. обозначение предмета, номинацию. В семантике слова  различают и вторую сторону –  систему абстракций и обобщений, которая скрывается за словом, систему  связей и отношений, которая в  нем выражается.

Соотношение наглядных образных компонентов слова с абстрактными, обобщающими в разных словах разное. Человек пользуется словами, выбирая  одно из возможных значений. Реальное употребление слова всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих  альтернатив.

С физиологической точки  зрения слово является универсальным  средством сигнализации, которое  может заменить все возможные  для человека раздражители. Усвоение слова есть образование временной  нервной связи между ним и  образом объекта реального мира. Эти связи образуются в коре головного  мозга по законам, открытым И. П. Павловым. Слово только тогда становится заменителем  реального предмета, когда в его  основе есть конкретные представления. Физиологическая сущность слова, так же как и его лингвистические характеристики, обусловливают такой принцип в обучении языку и речи, как наглядность.

С психологической точки  зрения значение слова есть «единство  обобщения и общения, коммуникации и мышления». Именно в значении слова по мнению Л.С. Выготского «завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением». Взгляд на слово как на «феномен мышления» определяет своеобразие и роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающей жизни, с формированием элементов понятийного мышления.

Следует различать значение и смысл слова. Смысл – это  содержание слова в речи, в определенном контексте. Слово в речи может  приобретать различные смысловые  и эмоционально-экспрессивные оттенки  в зависимости от своего сочетания  с другими. Большая роль в изменении  смысла слова в речи принадлежит  также интонации, с которой оно  произносится.

Слова в языке существуют не изолированно друг от друга. Они  входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связана различными отношениями  с другими единицами как по значению, так и по форме (синонимические, антонимические связи, тематические и  лексико-семантические группы). Место  слова определяется также его  многозначностью, сочетаемостью с  другими словами. Овладение словом одновременно является процессом его «обрастания» лексическими связями с другими словами. В результате дети осваивают и сами слова, и системные связи между ними.

Ребенок только тогда может  освоить значение слова, когда оно  будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи  с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются  условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, для действительного  освоения лексики языка, а с другой – точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи.

Таким образом, для выяснения  сущности словарной работы в детском  саду очень важно подчеркнуть, что  значение слова можно определить на основе установления трех сторон:

1) соотнесенности слова  с предметом,

2) связи слова с определенным  понятием,

3) соотнесенности слова  с другими лексическими единицами  внутри лексической системы языка  (В. А. Звегинцев).[1, с.91]

Усвоить значение слова –  значит овладеть всеми его сторонами.

Анализ природы слова  и особенностей освоения детьми лексики  позволяет выделить в словарной  работе с дошкольниками два аспекта. Первый аспект заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен прежде всего  в работах Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В. И. Яшиной.

Второй аспект заключается  в усвоении слова как единицы  лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают  ознакомление детей с многозначными  словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Это направление  в большей степени представлено в работах Ф. А. Сохина и его  учеников (О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

Таким образом, словарная  работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей  системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет  большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем, по мнению А.Н. Лентьева [12] является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Информация о работе Роль словарной работы в развитии речи детей подготовительной группы