Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение процесса формирования личности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть определение понятия «личность» в педагогике;
- изучить развитие личности ребенка в педагогике;
- выявить роль воспитания в формировании всесторонне развитой личности;
- провести исследование по определению уровня развития личности детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития личности дошкольников 5
1.1. Определение понятия «личность» в педагогике 5
1.2. Развитие личности ребенка в педагогике 7
1.3. Роль воспитания в формировании всесторонне развитой личности 9
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное изучение личностного развития детей старших дошкольников 16
2.1. Диагностика личностного развития детей старшего дошкольного возраста 16
2.2. Формирование основ социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста 23
Выводы по 2 главе 29
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Приложения 35
Личность вовсе не является продуктом только внешних влияний. Свою биографию она во многом "пишет" сама, проявляя самостоятельность и субъективную активность. В известной мере каждый человек сам делает свою жизнь, сам определяет линию и стиль своего поведения. Он не является простой "калькой" внешних условий среды, а выступает как результат индивидуального взаимодействия со средой. К влияниям и воздействиям среды человек относится избирательно, принимая одно и отвергая другое. Более того, человек активно воздействует на среду, изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим нуждам и потребностям. Изменяя среду, он одновременно изменяется и сам, овладевая новыми навыками, знаниями и умениями. С помощью лопаты и экскаватора, например, человек выполняет одну и ту же работу. Однако землекоп не может просто бросить лопату и пересесть в кабину экскаватора. Он должен научиться пользоваться новой техникой, овладеть навыками обращения с нею. Иначе говоря, человек - не только объект воздействия извне, но и субъект, творец своей собственной жизни, своего развития.
Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и политическое, и правовое, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. Причем, развитие разных сторон ее происходит с неодинаковой скоростью, неравномерно. Одни стороны ее в течение тех или иных исторических периодов могут развиваться быстрее, а другие медленнее. Так, физически современный человек мало чем отличается от того, который жил 50 тысяч лет назад, хотя физическое развитие организма человека в это время также происходило. Развитие же его интеллекта, разума за это время было поистине колоссальным: от примитивного первобытного состояния мышление сделало гигантский скачок вперед, достигнув высот современного уровня. Возможности разума человека в этом отношении безграничны. Как, впрочем, не имеет границ и развитие личности в целом [42, с.134].
Педагогический процесс
следует рассматривать как
Анализ педагогического процесса в свете теории развития личности ведет к утверждению субъект-субъектных отношений между воспитателем и ребенком, что характеризует современную педагогику как гуманистическую. Личностная ориентация воспитательного процесса обязывает видеть воздействие образования не только на дошкольника, но и на воспитателя, личность которого также развивается в педагогической деятельности, что определяет ряд проблем в подготовке и профессиональном росте педагог.
Ученые обратили внимание, прежде всего на развитие самого общества. Оно возникло и совершенствовалось благодаря человеческой деятельности. Чтобы жить, люди должны были добывать себе средства для существования. Они не только использовали готовые продукты природы, но и занимались сельским хозяйством, ремеслом, познавали окружающий мир. В процессе творческо-преобразующей деятельности они формировали опыт социальных отношений, накапливали знания, обогащали духовную жизнь, развивали моральную и эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданное трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования личности как члена общества. Только овладевая в той или иной мере достоянием и достижениями общества, человек становится социальным существом.
Указывая на определяющую
роль внешних, средовых влияний на развитие
и формирование личности, ученые, однако,
не абстрагируются от биологической
природы человека. Человек является
непосредственно природным
Первое. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. Проведенные в нашей стране и за рубежом опыты по одновременному воспитанию детенышей человека и обезьяны показали, что обезьяна развивается только по «биологической программе» и не в состоянии усваивать речь, навыки прямохождения, труда, нормы и правила поведения. Ее развитие ограничено биологическими возможностями, и за пределы этих возможностей она выйти не может. Ребенок же, наряду с биологическим созреванием, оказывается в состоянии овладевать многим из того, что биологически в нем не «запрограммировано»: прямой походкой, речью, трудовыми навыками, правилами поведения, т.е. всем тем, что в конечном итоге делает его личностью.
Второе. Биологическое сказывается в формировании человека также в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т.д. Именно эти задатки позволяют людям интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование.
Третье. Не меньшее значение для педагогики имеет также то, что биологически человек имеет весьма большие возможности к развитию, что свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10-12%. Вот почему в своей работе педагогу всегда необходимо исходить из оптимистической гипотезы, верить в творческие силы учащихся, искать пути к их развитию и совершенствованию.
Наконец, четвертое. Нельзя не учитывать, что биологическое может проявляться в развитии личности самым неожиданным образом. Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает тождества, равнозначности. В развитии личности преобладающее значение имеют социальные факторы. По этому поводу профессор К.К. Платонов замечал, что биологически обусловленная подструктура личности подчинена ее социально обусловленной подструктуре, т.е. в конечном счете, развитие личности определяется теми возможностями, которые заключают в себе внешние, средовые условия.
Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании. С развитием технического базиса производства и усложнением общественных отношений его роль постоянно возрастает. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности [16, с.108].
Однако, признавая роль этих трех факторов - среды, биологических задатков (наследственности) и воспитания - в развитии человека, существенно важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы. Если, например, сопоставить формирующее влияние среды и воспитания на личность, то оказывается, что среда воздействует на ее развитие в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Больше того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе не в состоянии обеспечить решение тех сложнейших задач, которые связаны с формированием личности и подготовкой ее к жизни. Чтобы человек овладел наукой, способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание.
То же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы эти задатки проявились, нужны не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности.
Выводы по главе 1
Таким образом, развитие личности - это процесс, подчиненный определенным, вполне объективным закономерностям.
Проблема развития личности изучается разными науками: физиологией, психологией, социологией и др. Педагогика выявляет и изучает наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе воспитания и обучения.
Современная педагогическая наука, основываясь на положениях отечественных психологов, рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое тесно связано с социальным. Развитие личности является сложным, противоречивым процессом превращения количественных изменений в качественные.
Закономерное не означает фатально обусловленное. За личностью остается выбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право на поступок, право и ответственность за него. Важно выбрать верный путь и, не возлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений. Разумеется, каждый, задумываясь о себе, сам ставит перед собой общие задачи и представляет, каким он хотел бы себя видеть.
В самом общем виде развитие личности есть становление особой формы целостности, включающего четыре формы субъектности: субъекта витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения и субъекта самосознания.
Иначе говоря, становясь личностью, человек формирует и развивает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляя себя перед самим собой.
В ходе исследования были подобраны и использованы методики: методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская) по изучению отношения ребенка к самому себе; методика «Маски» (Т.Д.Марцинковская) по исследованию эмоциональной отзывчивости ребенка; исследование самооценки (по Р.С.Немову); наблюдение за поведением дошкольника.
Целью начального исследования было получение первоначальной информации об отношении ребенка к самому себе, эмоциональной отзывчивости ребенка и его самооценки. Целью формирующего этапа было формирование основ социального поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях игры.
Методика 1. «Лесенка»
Данная методика разработана Т.Д. Марциновской и представлена в книге «Диагностика психического развития детей»(1997 г.)
Цель: исследование отношения ребенка к самому себе, его роли в группе сверстников.
Стимульный материал представлен в приложении 1.
Ход исследования: Детям поочередно предлагается поставить человека на ту ступеньку, по которой он себя оценивает. Результаты исследования представлены в таблице, в Приложении 2.
Результаты данной методики представлены в таблице 1 и на рис. 1
Таблица 1
Результаты исследования
детской неуверенности и
Уровень самооценки и состояние неуверенности |
высокий |
выше среднего |
средний |
ниже среднего |
низкий |
%% |
20 |
25 |
15 |
30 |
10 |
По результатам исследования 4 детей показали высокий уровень самооценки (Артем З., Кристина Н., Лиана К., Виталий К.). Эти дети оценили себя, поставив на 6 ступеньку, показав себя уверенными детьми. В количестве сверстников эти дети всегда в группе лидеров, очень контактны, доброжелательны, открыты в общении как со взрослыми, так и детьми.
5 детей - Алеша Н., Катя Д., Даша Г., Лиана Ю., Олеся Я. - показали уровень выше среднего. Эти дети общительны, принимают участие во всех мероприятиях, иногда могут занять место лидера.
3 детей (Таня В., Лариса Н., Артур В.) остались на той ступеньке, которую предложил им взрослый. Эти дети не всегда контактны, бывают уверены в себе, когда большую активность в общении с такими детьми берут на себя взрослые. Уверенность ребенка определяется взаимоотношением с ним взрослого. Проявляются элементы тревожного поведения, когда взрослые не обращают на них внимания.
8 человек (Юра П., Глеб Б., Юля Ж., Света П., Павлик Я., Костя Н., Валера Е., Олег Н.) показали низкий уровень и ниже среднего. Эти дети очень критично подошли к оценке своего «я». У мальчиков это выразилось, в основном, из-за плохого поведения (Костя Н., Валера Е., Юра П.). Света П. оценила себя низко в связи с дефектами речи - заикание. Девочка старается уединиться, держаться обособленно, участвует только в тех видах деятельности, где участвует вся группа. Глеб Б., Юля Ж. очень долго оценивали себя, передвигая «себя» на разные ступеньки. Это говорит тоже о неуверенности детей и высокой тревожности. Дома Олег Н. находится под строгим контролем папы, где главной идеей воспитания проходит мнение «быть лучше других». Мальчик хорошо занимается, трудится, но не проявляет при этом усилия к учебе, к работе.
Информация о работе Роль воспитания в формировании личности дошкольного возраста