Роль воспитания в формировании личности дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение процесса формирования личности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть определение понятия «личность» в педагогике;
- изучить развитие личности ребенка в педагогике;
- выявить роль воспитания в формировании всесторонне развитой личности;
- провести исследование по определению уровня развития личности детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития личности дошкольников 5
1.1. Определение понятия «личность» в педагогике 5
1.2. Развитие личности ребенка в педагогике 7
1.3. Роль воспитания в формировании всесторонне развитой личности 9
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное изучение личностного развития детей старших дошкольников 16
2.1. Диагностика личностного развития детей старшего дошкольного возраста 16
2.2. Формирование основ социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста 23
Выводы по 2 главе 29
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Приложения 35

Файлы: 1 файл

Роль воспитания в формировании личности дошкольного возраста - курсач Валитовой- ОСНОВА.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Актуальность  исследования. Формирование личности ребенка несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого  изучения и умелого учета возрастных и индивидуальных особенностей детей  в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др. Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Однако все они сходились в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Целью данной работы является рассмотрение процесса формирования личности детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс формирования личности дошкольника.

Предметом исследования - роль воспитания в формировании личности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игровая деятельность оказывает положительное влияние на формирование личности детей старшего дошкольного возраста, если использовать занятия с использованием игр на социально-личностное развитие, выраженность саморазвития и самооценку  детей дошкольного возраста

Задачи исследования:

- рассмотреть определение понятия «личность» в педагогике;

- изучить развитие личности ребенка в педагогике;

- выявить роль воспитания в формировании всесторонне развитой личности;

- провести исследование по определению уровня развития личности детей дошкольного возраста.

   Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, беседа, анализ и обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

Глава 1. Теоретические основы развития личности дошкольников

1.1. Определение понятия «личность» в педагогике

Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия "личность". В каком  соотношении находится это понятие  с понятием "человек"? Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности [5, с.27].

Личность - социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В  процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное.

Личность - это осознание  себя, внешнего мира и места в  нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

Личность - это социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Понятие «личность» употребляется  для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Педагогика должна иметь  научное представление о личности ребенка, поскольку дошкольник - это предмет и одновременно субъект воспитательного процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В науке различаются понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность [17, с.95].

Человек - биологический  вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду.

Индивид - это отдельная  особь, человеческий организм с присущими  только ему особенностями. Индивид  соотносится с человеком, как  особенное с типическим и всеобщим. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Индивидуальность так  же соотносится с понятием личность, отражая особенности конкретной личности.

Личность (центральное  понятие для человековедческих  наук) - это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в  совместной с другими деятельности и общении.

Слово «личность» употребляется  только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим  «личность новорожденного», понимая  его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего  ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности - отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» - бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое - целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт социально - исторического и онтогенетического развития человека [20, с.73].

 

1.2. Развитие личности ребенка в педагогике

Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет  раскрытие сущности понятия "развитие".

Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития.

Развитие личности понимается как процесс количественных и  качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств  личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:

- физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы  организма),

- психическое развитие (процессы восприятия, мышления и  пр.),

- социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.).

Развитие происходит:

1. В единстве биологического  и социального в человеке.

2. Диалектично (переход  количественных изменений в качественные  преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется [3, с.82].

Человек развивается  непрерывно с момента рождения и  до смерти, проходя ряд последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение.

Каждый человек живет  как бы в постоянно расширяющейся  для него действительности. Вначале сферу жизни для него составляет узкий круг непосредственно окружающих его людей, предметов и явлений. Но далее в природном и социальном мире для него открываются все новые и новые горизонты, расширяющие поле его жизни и деятельности. Отношения, связывающие его с миром, приобретают не только иной масштаб, но и иную глубину. Чем больше раскрывается для него действительность, тем более богатым становится его внутренний мир.

Проявляется развитие личности в тех изменениях, которые происходят в ее внутреннем мире, в системе ее внешних связей и отношений. В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия ее жизнедеятельности. В той или иной мере преобразуется ее сознание и самосознание. Все это приводит к изменениям структуры личности, которая приобретает качественно новое содержание.

Развитие личности может  быть прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное развитие связано с ее совершенствованием, подъемом на более высокую ступень. Этому способствуют рост знаний и умений, повышение квалификации, образования и культуры, возвышение потребностей и интересов, расширение сферы жизнедеятельности, усложнение форм деятельности и т.д.

Регрессивное развитие, напротив, проявляется в деградации индивида как личности. Здесь на основе "сужения" потребностей и  интересов происходит утрата индивидом  былых навыков, знаний и умений, снижение уровня его квалификации и культуры, упрощение форм деятельности и т.п. Жизненное пространство личности и ее внутренний мир могут, таким образом, как расширяться, раздвигать свои границы, так и оскудевать. Этого оскудения можно не замечать, а можно переживать как беду.

Процесс развития личности глубоко индивидуален. У разных людей он протекает по-разному. У одних быстрее, у других медленнее. Зависит это от социально-психологических особенностей личности, ее социального положения, ценностных ориентаций, конкретно-исторических условий бытия. Свою печать на ход развития личности накладывают конкретные жизненные обстоятельства. Благоприятные условия способствуют течению этого процесса, а различного рода жизненные препятствия, преграды тормозят его. Для развития человек должен быть обеспечен и материальными благами, и духовной пищей. Без того либо другого полноценного развития быть не может.

1.3. Роль воспитания  в формировании всесторонне развитой  личности

Параметры развития - способности  ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития, фонды "могу" и "хочу" (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие:

1. Страх, рождающий  неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия;

2. Несправедливые обвинения,  унижения;

3. Нервное напряжение, стрессы; 

4. Одиночество; 

5. Тотальную неуспешность [7, с.81].

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть в саморазвитии.

Информация о работе Роль воспитания в формировании личности дошкольного возраста