Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение процесса формирования личности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть определение понятия «личность» в педагогике;
- изучить развитие личности ребенка в педагогике;
- выявить роль воспитания в формировании всесторонне развитой личности;
- провести исследование по определению уровня развития личности детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития личности дошкольников 5
1.1. Определение понятия «личность» в педагогике 5
1.2. Развитие личности ребенка в педагогике 7
1.3. Роль воспитания в формировании всесторонне развитой личности 9
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное изучение личностного развития детей старших дошкольников 16
2.1. Диагностика личностного развития детей старшего дошкольного возраста 16
2.2. Формирование основ социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста 23
Выводы по 2 главе 29
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Приложения 35
Девочки, наоборот, не чувствуют внимания к ним со стороны родителей, поэтому считают себя «хуже других», однако очень хотят нравится взрослым.
В целом только 9 детей обладают уверенностью в себе, в своих силах. Остальные показали себя неуверенными детьми, с определенными элементами тревоги и страхов.
Методика 2. «Маски»
Цель: определение статусного места в группе сверстников.
Стимульный материал и инструкция к методике даны в приложении 3.
Ход исследования: Детям предлагаются 4 маски с различными типом настроения. Воспитатель предлагает определить тип настроения по отношению к ребенку всей группы.
Результаты исследования представлены в таблице, Приложение 4.
Результаты исследования представлены в таблице 2 и на рис. 2.
Таблица 2
Результаты исследования статуса ребенка в группе
Взаимоотношения со сверстниками |
доброжелательные |
неопределенные |
враждебность |
%% |
55 |
10 |
35 |
По результатам исследований 11 детей выявили доброжелательное отношение к своим сверстникам (Алеша Н., Юля Ж., Даша Г., Лиана К., Катя Д., Виталий К., Олеся Л., Лиана Ю., Лариса И., Артем З., Кристина Н., Лиана К.). Это говорит о уверенности детей, о их контактных отношениях с другими детьми. Но есть дети, которые выявили негативное отношение к своим сверстникам (Юра П., Олег Н., Валера Е., Костя Н., Таня В., Артур В., Павлик Я.). Эти 7 детей чувствуют ответственность в коллективе, нежелание общаться с другими детьми. Такие дети неуверенны в себе, тревожны, часто бывают замкнуты. Еще двое Глеб Б., Света П. не определились в своих отношениях к сверстникам, они долго меняли маски, не могли понять, какую маску примерить к тому или иному одногруппнику. Это также говорит о том, что и эти двое детей часто испытывают чувство тревоги и неуверенности в детском коллективе.
Рис. 2. Результаты исследования отношения к сверстникам
Методика 3. Наблюдение за поведением дошкольников
Цель: определение уровень сформированности социального поведения ребенка-дошкольника.
Ход исследования: экспериментатор на основе наблюдения за детьми делает выводы об уровне сформированности социального поведения дошкольника, применяя следующие критерии:
Результаты наблюдения отражаются в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительные результаты исследования самооценки
Уровень | |||
Критерии |
высокий |
средний |
низкий |
уверенность в себе |
10% |
40% |
50% |
самостоятельность |
5% |
35% |
60% |
ориентированность на другого во взаимодействии |
15% |
25% |
60% |
адекватная самооценка |
5% |
60% |
35% |
Рис. 3. Результаты за поведением дошкольников
Из рис. 3 видно, что по всем критериям у дошкольников наблюдается преобладание низких уровней, тем самым можно утверждать, что у детей в основном низкий уровень сформированности социального поведения.
Результаты исследования по всем методикам сведены в обобщенную таблицу, приложение 7.
В процентном соотношении результаты исследования представлены в таблице 4.
Таблица 4
Обобщенные результаты исследования сформированности социально-личностного развития детей дошкольного возраста
Уровень самооценки и уверенности (%) | ||||||||
высокий |
выше среднего |
средний |
ниже среднего |
низкий | ||||
25 |
15 |
25 |
25 |
10 | ||||
Взаимоотношения со сверстниками (%) | ||||||||
доброжелательные |
неопределенные |
враждебность | ||||||
45 |
10 |
45 | ||||||
Уровень самооценки (%) |
||||||||
высокий |
завышенная |
средний |
заниженная |
низкий | ||||
20 |
30 |
15 |
20 |
15 |
Обобщенные результаты исследования сформированности социально-личностного развития дошкольников можно представить на рис. 5. Для этого выработаем обобщенный критерий определения сформированность социально-личностного развития (Таблица 5):
Таблица 5
Обобщенные критерий сформированности основ социально-личностного развития дошкольников
сформированность социально- | |||
уровень |
высокий |
средний |
низкий |
характеристика |
лидерство в группе, высокая самооценка, уверенность в себе, доброжелательные взаимоотношения со свертсниками и взрослыми |
средний, заниженный уровень самооценки, средняя уверенность в себе, проявление тревоги, взаимоотношения со сверстниками неопределенные |
высокий уровень тревожности, низкая самооценка, неуверенность, пассивность, агрессивность, враждебные отношения со сверстниками |
Таким образом, проводя анализ по всем методикам можно сделать следующие выводы:
Основными средствами педагогической помощи в развитии основ социального поведения ребенка, устранении нарушений личностного развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны взрослого, снятие напряжения, рационализация воспитательного процесса. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример воспитателя, дальнейшее позитивное воздействие взрослого своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками, помогают корректировать высокую тревожность запушенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.
Цель этапа исследования: формирование и саморазвитие личности дошкольника, ориентированного на социальный успех, на реализацию личного стремления найти дело своей жизни;
Задачи создание условий для:
- реализации потенциальных возможностей дошкольника, их индивидуального самовыражения;
- формирования познавательного и социального мотивов учения;
- формирования навыков социального поведения и установления межличностных отношений;
- активизации творческого потенциала;
Принципы реализации поставленных целей:
Принцип природосообразности – образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психическими особенностями, способностями, склонностями. Сравнение ребенка допускается только с ним самим. Осуществление этого принципа обеспечивает здоровье, гармонию, прочные знания в соответствии с запросами личности.
Принцип педагогики сотрудничества – сохранение психологической комфортности, коммуникабельности, чуткости, отзывчивости, демократичности для достижения относительно высоких результатов в развитии, образовании, оздоровлении с целью успешной социализации детей.
Принцип самоактуализации – реализация потребности в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей; побуждение и поддержание стремления дошкольников к развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности – создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка.
Принцип выбора – предоставление
возможности выбора, без которого
невозможно развитие индивидуальности
и самоактуализации ребенка. Педагогически
целесообразно, чтобы дошкольник жил, и воспитывался в условиях
постоянного выбора цели, содержания,
форм и способов организации оздоровительно-
Принцип коллегиальности
и толерантности – обеспечение
участия в организации
Значительная роль в формировании игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждении игровой мотивации играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности. Определенное влияние на формирование свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие корригирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог воспитателя с ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды.
Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные психологи и педагоги.
Для формирования основ социального поведения детей дошкольного возраста нами предложены мероприятия, включающие в себя игры, направленные на развитие социальных навыков, эмоциональной и личностной сферы, уверенности в себе.
Система педагогической работы была сгруппирована по разделам.
Первый раздел: «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.
Цель: помочь детям дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию.
Темы второго раздела «Уверенность в себе» предполагают оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будут способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя.
Цель:1. Снятие эмоциональной напряженности.
2.Помощь в открытии своего «Я».
3.Развитие творческого воображения.
4. Формирование нравственных представлений.
5. Научить самостоятельно принимать решения.
Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это формирование коммуникативных навыков: умения установить и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Педагоги обучают детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения; помогают понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов, обучают способам и приемам их самостоятельного разрешения.
Данный раздел основан на преодоление трудностей общения у дошкольников.
Содержание представлено в Приложении 8.
Информация о работе Роль воспитания в формировании личности дошкольного возраста