Роль воспитания в формировании личности дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение процесса формирования личности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть определение понятия «личность» в педагогике;
- изучить развитие личности ребенка в педагогике;
- выявить роль воспитания в формировании всесторонне развитой личности;
- провести исследование по определению уровня развития личности детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития личности дошкольников 5
1.1. Определение понятия «личность» в педагогике 5
1.2. Развитие личности ребенка в педагогике 7
1.3. Роль воспитания в формировании всесторонне развитой личности 9
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное изучение личностного развития детей старших дошкольников 16
2.1. Диагностика личностного развития детей старшего дошкольного возраста 16
2.2. Формирование основ социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста 23
Выводы по 2 главе 29
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Приложения 35

Файлы: 1 файл

Роль воспитания в формировании личности дошкольного возраста - курсач Валитовой- ОСНОВА.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

Цель: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

Задачи работы:

1. Развитие внутренней  активности детей.

2. Формирование социального  доверия-

3. Обучение умению  самостоятельно решать проблемы.

4. Формирование адекватной  самооценки детей.

5. Развитие социальных  эмоций.

6. Развитие коммуникативных  навыков.

Предмет: коммуникативная и эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.

Средства: детская игра, элементы психогимнастики, специальные приемы неигрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.

Этапы:

I этап — ориентировочный (3—4 занятия),

II этап — реконструктивный (6—7 занятий),

III этап — закрепляющий (2—3 занятия).

I этап  — ориентировочный: знакомство с  игрой.

II  этап — реконструктивный.

К моменту начала II этапа  уже видны трудности общения  каждого ребенка, а также неадекватные компенсаторные способы поведения каждого.

Удовлетворение потребности  в признании невозможно без построения полного образа самого себя. Чтобы  это реализовать, и используют методические приемы, такие, например, как обратная связь. Каждый ребенок получает обратную связь в специально организованных для этого играх: «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения», «Фанты».

Кроме того, на II этапе  используются некоторые игры, помогающие преодолевать неприятные для ребенка свойства характера, например трусость. Это игры «Необитаемый остров», «Страшные сказки».

После этих игр ребенок  может сказать себе: «Вот я какой, не всегда, конечно, хороший, но зато я  могу слушать страшные сказки в темноте, сам их выдумать, я могу играть в  необитаемый остров, владеть собой».

Ключевой момент II этапа  — это игра «День рождения». Во время этой игры и происходит усвоение требуемых качеств, «опускание» нужной характеристики личности, т. е. авансом сверху. Таким образом, очерчивается зона ближайшего развития ребенка.

Отработка новых навыков  общения особенно целенаправленно осуществляется в групповых заданиях, которые каждый именинник обязан делать. Были подобраны и предложены следующие игры:

  1. «Ассоциации»
  2. «Страшные сказки»
  3. «Турнир»
  4. «Хоровод»
  5. «Бип»
  6. «Семейный портреты»
  7. «Зеркало»
  8. «Хоровод».

III этап — закрепляющий

Важное место занимает задача по развитию навыков произвольности. Это решается на III этапе.

Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основе доверительной атмосферы открытого общения, в котором широко применяются приемы обратной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений со взрослыми.

Эффекты детской игровой деятельности можно разделить на специфические и неспецифические.

Неспецифические эффекты  проявляются прежде всего в изменениях самооценки, приведении ее в соответствие с реальными возможностями, расширении представления о себе, в увеличении арсенала средств общения, снятии тревожности. В то же время есть ряд специальных индивидуализированных эффектов, относящихся непосредственно к проблеме каждого ребенка.

 

Выводы по 2 главе

 

Таким образом, проведя  диагностические исследования сформированности основ личностного развития детей дошкольного возраста и проведя с детьми развивающиеся мероприятия с использованием игр, можно сделать выводы:

  • анализ результатов эксперимента подтверждает значимость сформированности социально-личностного развития ребенка;
  • социальные навыки и социально-личностного развитие формируется при взаимодействии ребенка с окружающими и зависит от взаимоотношений в семье, с родителями, а также со сверстниками и воспитателями;
  • в исследуемой группе дошкольников выявлены дети со слабо сформированными социальными навыками: на первоначальном этапе исследования в группе наблюдалось 30% таких детей; несформированность социального поведения проявлялась в агрессивности к сверстникам и взрослым, заниженной или завышенной самооценке, неуверенности, эмоциональной напряженности, недоброжелательных взаимоотношениях со сверстниками;  на достаточно высоком уровне социального поведения было сформировано только у 15% детей данной группы, все это определило направления проведения развивающих мероприятий;
  • игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Как и всякая другая деятельность, она осуществляется в процессе решения определенных задач. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения;
  • подводя итог можно сказать, что данные занятия с использованием игр благотворно влияют на социально-личностное развитие, выраженность саморазвития и самооценки  детей дошкольного возраста.

 

Заключение

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности; понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

В ходе анализа данной работы можно выявить стратегию воспитания личности. Данная стратегия воспитания:

- учитывает личностные  и средовые факторы воспитания;

- предусматривает позитивное  использование всего потенциала  воспитательной деятельности и  воспитательной работы в школе  применительно к конкретному социуму;

- объединяет в себе (в качестве «реализаторов» стратегии)  педагогические кадры всех категорий  с привлечением сотрудников других  социальных непедагогических институтов;

- соединяет ценности  личности и общества на основах  их взаимопроникновения и гармонизации;

- предусматривает воспитательное  влияние не только на учащегося,  но и на совокупность его  отношений, на его социум;

- переводит воспитание  личности в ее самовоспитание в соответствии с динамично меняющейся социальной средой;

- органично включает в себя все виды сопровождения воспитанника на пути его развития и поддержки в процессе повседневного решения своих жизненных проблем.

Для подтверждения гипотезы были проведены диагностические  исследования социально-личностного развития детей дошкольного возраста. В результате экспериментального исследования было выявлено, что в группе 30% со слабо сформированными социальными навыками, проявляющимися в агрессивности, эмоциональной разлаженности, неуверенности, низкой самооценке, враждебными взаимоотношениями со сверстниками и т.д., 55% - со средним уровнем сформированности социальных навыков, и только 15% детей показали высокий уровень сформированности основ социального поведения - это активные дети, эмоционально устойчивые, открытые в общении, коммуникабельные, доброжелательные, уверенные, с высокой самооценкой. Это предопределило направления для проведения развивающих мероприятий. Мероприятия были основаны на различных играх.

Необходимость налаживания  личных контактов как с воспитателем, так и со сверстниками может во многом улучшить обстановку в детском коллективе, а следовательно, личностную и эмоциональную сферу ребенка. Самое главное - необходим строго индивидуальный подход к каждому из опрошенных детей.

Таким образом, в ходе проделанной работы по данной теме исследования нами были  решены, следующие задачи:

- рассмотрели определение понятия «личность» в педагогике;

- изучили развитие личности ребенка в педагогике;

- выявили роль воспитания в формировании всесторонне развитой личности;

- провели исследование по определению уровня развития личности детей дошкольного возраста.

Следовательно, поставленные в работе задачи решены, а цель достигнута.

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 2011.-386 с.
  2. Байбородова Л.B. Взаимодействие детского сада и семьи / Л.B. Байбородова. - Ярославль: Академия развития, 2009.- 224 с.
  3. Беспалъко В.П.Слагаемые педагогической технологии.-М,2009.-169 с.
  4. Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2010. - 304 с.
  5. Веденеева Г.К. Школа и семья: способы взаимодействия / Г.К.Веденеева, B.C. Васильев // Сельская школа. - 2009. -№2. – С. 27 – 29
  6. Вершловский С. К. Что важно знать педагогу о семье школьника / C. К. Вершловский // Воспитание школьников.- 2011. - № 2.- С. 26 – 29.
  7. Воспитание детей в игре составили А.К. Бондаренко И.А. Матусик. - М., 2009.-194 с.
  8. Гранкин А.Ю. Родительская педагогика В.А. Сухомлинского / А.Ю. Гранкин.- Пятигорск: ПЛГУ, 2010. - 152 с.
  9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.-М., 2010.-128 с.
  10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения.-М., 2011.-194 с.
  11. Давыдов В. В. Проблемы воспитания.-М., 2009.-167 с.
  12. Данилюк А. Я. Развитие педагогической антропологии в контексте русской культурной традиции/ А. Я. Данилюк// Педагогика. – 2008. – № 1. – С. 8-12.
  13. Дахин А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин// Народное образование. – 2010. – № 2. – С. 11-13.
  14. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. – 2011. – № 3. – С. 5-7.
  15. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса. М., 2008.-137 с.
  16. Елканов С.Б. Основа профессионального самовоспитания будущего учителя.-М., 2009.-364 с.
  17. Ерофеева Н.И. Управление проектами в образовании/ Н. И. Ерофеева// Народное образование. – 2010. – №5. – С.94-96.
  18. Ершова А. П. Запасной выход из лабиринтов педагогических обольщений/  А. П. Ершова// Директор школы. – 2009. – № 1. –С.17-19.
  19. Ерофеева Т.С. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении младших школьников // Начальная школа.-№2.-2010.-С.17-18
  20. Жуковская Р.Н. Игра и ее педагогическое значение.- М., 2009.-339 с.
  21. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 2010. -316 с.
  22. Зауш–Годрон Ш. Социальное развитие ребенка. –М.,2011.– 235 с.
  23. Козлов С.Д. Роль образования в современном обществе/ С. Д. Козлов// Педагогическая мастерская. – 2011.– № 2. – С. 9-11.
  24. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. — М.: Политиздат, 2009. -336 с.
  25. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура: Учебник для студентов пед.вузов/ Под ред. Р.Н. Иванова — Н.Новгород, 2010.-273 с.
  26. Личность, семья, школа./под ред. С.Г. Вершловского. – Санкт-Петербург, 2009.-234 с.
  27. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М., Юрайт, 2011. - 464 с.
  28. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. / Под редакцией Г. С. Макаренко и В. Н. Колбановского. - М.: Учпедгиз, 2010. - 96 с.
  29. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В. С. Хелемендик. - М.: Политиздат, 2009. - 256 с.
  30. Маркова Л.Н. Проблемы семьи проблемы школы / Л.Н. Маркова // Классный руководитель. - 2010. - № 2. - С.14-19.
  31. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, 2010.-150 с.
  32. Менджерицкая Д.В. Воспитатель о детской игре. - М., 2008.-240 с.
  33.   Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- М., 2008. – 256 с.
  34. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М., 2009. – 256 с.
  35. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 512 с.
  36. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М.:Инфра, 2010. – 135 с
  37. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2010.-274 с.
  38. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 2008.– 185 с.
  39. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 576 с.
  40. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3т. – т. 2,  М., 2010.-267 с.
  41. Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями / В. А. Фалькович. - М., 2009. - 240 с.
  42. Чернявская Г.К. Личность: проблемы самореализации // Социально-политический журнал. - 2011. - № 4. - С. 134-143

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение  1

Тест: Оценка воспитанности детей в семье

    I. Исполнителен  и послушен ли ребенок в  семье? Охотно ли выполняет  поручения родителей?

1. Постоянно проявляет  не исполнительность и непослушание.

2. Часто послушен и  неисполнителен.

  1. Не всегда исполнителен и послушен.
  2. Всегда исполнителен и послушен.

    II. Каково поведение  ребенка дома?

1. Постоянно ведет  себя плохо, дерзит, пререкается  и т.д.

2. Часто ведет себя  плохо, на замечание не реагирует.

3. Позволяет шалости,  но на замечания реагирует положительно.

4. Всегда хорошо.

    III. Отношение к родителям и близким.

1. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.

2. Часто грубит, эгоистичен.

  1. Не всегда отзывчивый и заботливый.

4.Отзывчивый, заботливый.

    IV. Насколько ребенок трудолюбив?

1. Постоянно отклоняется  от труда, очень ленив.

2. Часто уклоняется  от труда, трудится только под  контролем.

3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают.

  1. Любит труд, постоянно помогает старшим.

    V. Насколько  прост и скромен в отношениях с родными и близкими ?

1. Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.

2. Часто проявляет  высокомерие, зазнайство, заносчивость.

3. Иногда проявляет  хвастовство, высокомерие, зазнайство.

  1. Всегда прост и скромен.

    VI. Критичен  ли по отношению к другим людям?

1. Некритичен, подстраивается  к мнению других членов семьи.

2. Очень редко высказывает  свои мнения, критические суждения.

3. Критикует, но при  этом не всегда правильно и  тактично.

4. Критикует взгляды  и поведения близких разумно  и тактично.

    VII. Проявляет ли самокритичность?

1. Озлоблено воспринимает  критику членов семьи.

2. Не воспринимает  критику других, не реагирует  на замечание членов семьи.

  1. Не всегда исправляется после критических замечаний.

Информация о работе Роль воспитания в формировании личности дошкольного возраста