Ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников и экспериментально проверить их эффективность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятий: "ролевая игра", "коммуникативные умения младших школьников".
3. Изучить особенности формирования коммуникативных умений младших школьников.
4. Определить значение игры в формировании коммуникативных умений младших школьников.
5. Подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………...……………..………………….
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр………
1.1. Сущность коммуникативных умений младших школьников…….
1.2. Ролевая игра: понятие, структура, виды…………………
1.3. Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр …………………………………………
Выводы по первой главе……………………….….……………………....
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр………
2.1. Содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр…….
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр…
Выводы по второй главе……………….………………............................
Заключение…………..……………………..……………………................
Список использованных источников………………...………………
Приложения………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом новый, переделанный.docx

— 541.07 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Новосибирский  государственный педагогический университет»

Институт  детства

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Зав.кафедрой ПиМНО

                                                                            ______________  З.В. Бродовская

«___»_________ 20__ г.

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Ролевая игра как средство формирования  
коммуникативных умений младших школьников

 

 

 

 

Выполнил студент группы

Кревный Алексей Валерьевич

 

Специальность 050708 ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Специализация ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Форма обучения ЗАОЧНАЯ

Научный руководитель: к.п.н., доцент                     Никульников А.Н._________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………...……………..………………….

Глава 1. Теоретические  основы  формирования коммуникативных  умений младших школьников посредством  ролевых игр………

1.1. Сущность коммуникативных умений  младших школьников…….

1.2. Ролевая игра: понятие, структура,  виды…………………

1.3. Особенности формирования коммуникативных  умений младших школьников посредством  ролевых игр …………………………………………

Выводы  по первой главе……………………….….……………………....

Глава 2. Экспериментальная  работа по формированию коммуникативных  умений младших школьников посредством  ролевых игр………

2.1. Содержание экспериментальной  работы по формированию коммуникативных  умений младших школьников посредством  ролевых игр…….

2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр…

Выводы  по второй главе……………….………………............................

Заключение…………..……………………..……………………................

Список  использованных источников………………...………………

Приложения………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими  людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном  контакте к глубокому личностному  общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную  непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических  знаний и умений, которыми человек  овладевает в процессе усвоения социального  опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.

Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление  и контроль их деятельности. Поэтому  основным условием возникновения и  развития общения является совместная деятельность.

Проблема формирования коммуникативных  умений давно привлекала внимание исследователей - философов, педагогов, психологов. Они  обращали внимание на проблему отношений  между воспитанниками и воспитателями (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, и др.). С появлением массовой школы возрос интерес к  личности ученика, возрастным особенностям детей, процессам, происходящим в детском  коллективе. Педагоги (А. Молотов, Г. Роков, О. Шмидт) обратили внимание на так называемый "дух школы" - такие феномены, как "товарищество", "корпоративный дух", правила и ценности, разделяемые всеми учащимися. Во многих работах описывается действие этих феноменов в воспитании личности, развитии самосознания, формировании нравственных качеств (Н. Васильков, Е. Ельницкий, Я. Карась, Б. Ленский и др.)

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные  умения. Владение ими на высоком  уровне позволяет эффективно взаимодействовать  с другими людьми при различных  видах деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, современная школа с существующим в ней набором форм и методов  обучения, не всегда способствует формированию коммуникативных умений.

Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет  к повышению как учебно-воспитательного  процесса, так и успешности обучения школьников.

Потребность в общении  выступает одной из самых главных  в жизни человека. Вступая в  отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь  обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта  субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.

В настоящее время стала  очевидной идея необходимости обучения как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учётом межличностных  связей: преподаватель - группа, преподаватель - ученик, ученик - группа, ученик - ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. И успех в обучении - это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование различных видов игр.

Игра представляет собой  условие воспроизведение её участниками  реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.

Проблеме развития коммуникативных  умений младших школьников в игровой  деятельности посвящено много исследований, анализ которых обнаруживает несколько  аспектов в её изучении таких педагогов  и психологов, как О.С. Газмана, И.С. Кона, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Михайловой, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и многих других.

Исходя из актуальности, нами сформулирована следующая тема выпускной квалификационной работы: «Ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников».

 

Объект исследования – Воспитательный процесс ориентированный на формирование коммуникативных умений у младших школьников.

 

Предмет исследования – ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников.

 

Цель исследования – подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников и экспериментально проверить их эффективность.

 

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме  исследования.
  2. Раскрыть сущность  понятий: "ролевая игра", "коммуникативные умения младших школьников".
  3. Изучить особенности формирования коммуникативных умений младших школьников.
  4. Определить значение игры в формировании коммуникативных умений младших школьников.
  5. Подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников.

 

Методы  исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике. Для решения исследовательских задач использовались также наблюдения, беседы, анкетирование, тесты; анализ, обобщение, изучение практического опыта педагогов и психологов.

 

Гипотеза исследования.

В основу ВКР  положено предположение  о том, что развитие коммуникативных  умений младших школьников будет  более успешным, если:

- учитывать уровень уже   сформированных коммуникативных  умений учащихся 4 «В»и 4 «Г» классов МБОУ СОШ № 206 начальной школы;

- систематически использовать  ролевые игры, направленные на  формирование мотивации к коммуникативной  деятельности;

Этапы исследования.

Первый  этап – теоретический (январь 2013 – май 2013). 
Анализ психолого-педагогической литературы, изучение проблемы исследований, формулировка цели исследования, определение структура, границ исследования, гипотезы, методологии и методов исследования.

Второй  этап – экспериментальный (сентябрь 2013 – декабрь 2013). Проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента с целью выявления состояния проблемы со своей методикой.

Третий  этап – обобщающий (январь - март 2014). Сделан 
анализ и проведена систематизация результатов исследования, произведено уточнение теоретических и экспериментальных данных, сформированы основные выводы и рекомендации.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы в практической деятельности учителей начальной школы.

База  экспериментального исследования: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 206 Октябрьского района города Новосибирска.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка  использованных источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы  формирования коммуникативных умений младших  школьников посредством ролевых  игр

 

    1.  Сущность коммуникативных умений младших школьников. 

Современная «Концепция модернизации российского  образования на период до 2010 года»  поставила вопрос о создании условий  для повышения качества общего образования  в России, базовым звеном которого является общеобразовательная школа. Новая концепция предполагает «ориентацию  образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на его личность, его сознательные и созидательные способности. Общеобразовательная  школа должна формировать целостную  систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной  деятельности и личной ответственности  обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». [ 24 с.1]

При всём многообразии подходов к основным компетенциям все авторы включают в их круг коммуникативную компетенцию. Под коммуникативной компетенцией понимается «приобретённое в процессе естественной коммуникации, или специально организованного обучения особое качество личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить языковую, предметную, лингвистическую и практическую» [37] И.А.Зимняя анализирует 5 ключевых компетенций Г. Халажа ( G. Halasz) Г. Халаж выделяет компетенции, как отмечает И.А. Зимняя «которые относятся к владению устной и письменной коммуникации важны для работы в социальной жизни с акцентом на то, что людям, которые не владеют ими, угрожает полная социальная изоляция». [18]

Коммуникативная компетенция реализуется на уровне текста. Как отмечают авторы, коммуникативная компетенция – это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме.

Коммуникативная компетенция – это «своеобразная  способность человека, включающая в  себя как владение грамматикой и лексикой родного языка, но и ясное представление о том, в каких речевых условиях должны употребляться те или иные слова и грамматические конструкции» [17]

Главной составляющей коммуникативной компетенции  являются умения, в частности коммуникативные  умения. Умения вообще – это «освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых  знаний и навыков. Умения могут быть как практическими, так и умственными. В отличие от навыков, умения могут образовываться и без специальных упражнений и выполнение какого-либо действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретённые раннее, при выполнении действий, сходных с данным. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения навыком». [36]

Под коммуникативными умениями понимается «умение вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета» коммуникативные умения могут быть рассмотрены с разных позиций и точек зрения, но главное то, что все они реализуются в общении. Всякое общение реализуется посредством коммуникативных умений. Так Г.М.Андреева характеризуя структуру общения, выделяет три взаимосвязанных между собой стороны: перцептивную, интерактивную и коммуникативную, где перцептивная сторона общения означает процесс восприятия людьми друг друга, интерактивная заключается в организации взаимодействия между общающимися, и третья – состоит в обмене информацией между людьми, партнёрами по коммуникации. Все эти три стороны коммуникации взаимосвязаны между собой, взаимообусловлены и одновременно реализуются в процессе общения.[1]

Информация о работе Ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников